Rambler's Top100
Поиск  


Список форумов Городской интернет-портал Ржев Городской интернет-портал Ржев
Ржевский Форум
 
 Наблюдаемые темыНаблюдаемые темы   FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы  medals.phpНаграды  ИзбранноеИзбранное   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Трофейное искусство

 
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Городской интернет-портал Ржев -> История
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 41

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8042

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Чт Июн 5 21:46:18 2008    Заголовок сообщения: Трофейное искусство Ответить с цитатой

Трофейное искусство в провинциальных российских музеях или Рубенс в Сибири

И снова она (т.е. я) про войну пишет, скажет иной посетитель нашего Форума, прочитав заголовок. Но что делать, если последняя война столько натворила, что работе и разбирательствам конца не видно?

Интересную тему подняла немецкая журналистка Керстин Гольм, только что выпустив книгу под заголовком «Трофейное искусство в музеях российской провинции или Рубенс в Сибири».

Когда советские солдаты победили фашистскую Германию, большим спросом пользовались трофейные объекты искусства в виде сувениров, и прежде всего, с явным эротическим уклоном. А когда искусствоведы-кураторы Дрезденской Государственной картинной галереи занялись инвентаризацией графических произведений, то выяснилось, что почти все полотна женщин с обнажёнными грудями исчезли. Да и Картинная галерея города г. Потсдама до сих пор не насчитывает полотен обнажённых красавиц. Всё это и другие факты описаны в книге Керстин Гольм, которая посвящена теме трофейного, «перемещённого» искусства, болевой точки российских и немецких отношений.

Керстин Гольм вот уже 17 лет работает в России корреспондентом по вопросам культуры для центральной газеты «Франкфуртер Альгемайне Цейтунг». Она осматривает не только музеи в Москве и Санкт-Петербурге, но и музеи российской провинциальной глубинки. И находит трофейные объекты не только из Германии. Так, например, она установила происхождение 42 западноевропейских и семи деревянных скульптур эпохи поздней готики в Музее искусств Нижнего Новгорода. Эти скульптуры принадлежали перед началом войны еврейским коллекционерам из Будапешта, потом их у этих коллекционеров силой отнял оберштурмбанфюрер Эйхманн, а сразу же после окончания войны они были выкрадены советскими солдатами 49 армии.

Об этой сложной теме автор разговаривала со многими экспертами и, в первую очередь, с историком-искусствоведом Леонидом Расторгуевым, который обвиняет политику ФРГ в том, что она больше думает и занимается реституцией (восстановлением) юридических прав наследников жертв Голокоста, чем российских. В гостиной Расторгуева, заметила Гольм, висит на стене картина, рисованная маслом и происходящая из Государственной коллекции произведений искусств города Дрездена, под названием «Трапезная монахов-капуцинов», которую он приобрёл с аукциона в Москве. Его друг имеет картину художника ван дер Гейдена «Собор св. Панталеона Кёльнского», хранившейся когда-то в Дрездене, и купленную у частного лица.

Первоначальная активность Расторгуева относительно реституции трофейного искусства уже поубавилась. И не потому, что его надежда на то, что немцы начнут лихорадочные поиски по розыску трофейных предметов искусства, не исполнилась, а потому, что руководство Дрезденских Государственных коллекций искусства потребовало от него найти в Москве денежный источник для финансирования передачи трофейных объектов искусства. «Немцы должны сами искать спонсоров, которые бы выкупили картины у меня»,- цитирует г-жа Гольм г. Расторгуева.

Известно, что русским было несоизмеримо трудно в тот момент, когда КПСС, желая повысить международную роль ГДР, потребовало от музеев передачи большей части трофейного искусства.
«Все директора, музеи которых вначале страдали от большевиков, а потом от нацистов, были против возвращения перемещённых объектов искусства. Против было и население Советского Союза»,- пояснил в 2005 году историк-искусствовед Григорий Козлов, которого обзывали «предателем» и который в конце концов потерял работу в Пушкинском музее. Но и журналистке Гольм ясно: «То, что перемещённые объекты всего лишь трофеи, а не возмещение ущерба, нанесённого советским музеям, доказывает тот факт, что имеется план постройки супермузея в Москве, в котором будут содержаться все конфискованные ценности.»

Гольм пробует осветить в своей книге все исторически-политические аспекты и споры о законах, сроках и компенсациях, стараясь быть справедливой к обеим сторонам и не забывая человеческие нюансы.
Мимоходом автор затрагивает влияние бесконечной территориальной шири Евразии на историю русской культуры. Она довольно необычно протягивает нить от художника-пейзажиста Шишкина до выкраденного трофейного полотна «Тарквин и Лукреция» и ставит при этом следующие вопросы: Как будет или было воспринято трофейное искусство? Насколько повлияло мгновенное противостояние западных взглядов и способов изображения на русское искусство и русских зрителей? Гольм утверждает, что «нервная система» провинциальных музеев в бывшем Советском Союзе оставила свой незабываемый след в культуре страны.

(По статье Кристиана Руф и страницам газеты «Лейпцигер Фольксцейтунг» от 05.06.2008 г.)


Мой комментарий: Дмитрий Медведев, глава Российского государства, встречается сегодня с канцлершей Ангелой Меркель. Считается, что они имеют важные темы обсуждения, причём не всегда будут достигнуты идеальные соглашения. Мне кажется, что тема реституиции объектов искусства относится к важнейшей из них. В.В.Путин не смог бы спокойно разговаривать с Меркель так, как это, вероятно, сумеет Медведев. Ведь возвращение трофейных объектов - материя очень тонкая и чувствительная. Посмотрим, что будут писать российские и немецкие средства информации относительно данного вопроса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Спонсор
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 41

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8042

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Пн Июн 9 0:38:43 2008    Заголовок сообщения: Трофейное искусство Ответить с цитатой

Где-то в четверг или даже в среду на прошлой неделе промелькнуло сообщение, что глава Российского правительства В.В.Путин выделили столько-то миллионов Пушкинскому музею. К сожалению, не могу нигде найти это сообщение. Хотелось бы знать, с какой целью были выделены миллионы? Может быть, именно Пушкинский музей в Москве станет тем супермузеем, в котором будут собраны конфискованные у населения России "перемещённые" ценности?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 41

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8042

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Вт Авг 19 21:48:15 2008    Заголовок сообщения: Трофейное искусство Ответить с цитатой

Фонд "Замок Фриденштейн"

В воскресенье ездили в город Готу, что расположен в Тюрингии.

Там в замке Фриденштейн отмечается особый юбилей в виде выставки, открытой 13 августа этого года. Выставка Фонда «Замок Фриденштейн» посвящена возвращению большей части находившегося в Советском Союзе трофейного искусства.
Среди 62 полотен, которые вернулись 50 лет назад, находятся такие картины как «Влюблённая пара из Готы» неизвестного старинного немецкого живописца, произведения Рубенса, Бройна и обоих Кранахов.
В 1958-1959 гг. поступили из СССР ценные экспонаты из коллекций античного мира и Египта, а также монеты и медали. До этого были возвращены 330.000 старинных книг известной герцогской коллекции в бывшую тюрингскую резиденцию герцога Альфреда фон Саксен-Кобург и Гота (1844-1900 гг.), сына английской королевы Виктории. Кстати, женой герцога Альфреда была великая княжна Мария Александровна, дочь императора Александра II. Их свадьба состоялась 23-го января 1874 года в Зимнем дворце.

После окончания Второй мировой войны комиссия Красной Армии по трофейному искусству конфисковала десятки тысяч художественных объектов искусства, упаковала их и отправила на хранение в музеи и архивы Советского Союза. В конфискации произведений искусства Советский Союз видел возмещение невосполнимого ущерба, который гитлеровская Германия нанесла СССР.

В 1957 году между ГДР и Советским Союзом был согласован обмен и передача частей художественных коллекций. 1,5 миллиона объектов находились в августе 1958 года в дороге в направлении Германии. Часть их была прежде показана на незабываемых выставках в Ленинграде, Москве и Берлине.

Без сомнения, старинные картины, деревянные расписные алтари, книги и коллекция монет стоят того, чтобы их посмотреть. Ведь никто не знает, когда ещё можно будет увидеть эти произведения искусства. К сожалению, фотографировать бывшее трофейное не разрешено.

В это же время Фонд «Прусские замки и парки региона Берлин-Бранденбург» показывает выставку «50 лет потерей и возвратов – картинная галерея Сансусси» в Потсдаме. Этой выставкой документируется передача Советским Союзом трофейного искусства в 1958 году.

Обе выставки в Готе и Потсдаме – это начало показа музейных экспонатов и картин тематики «Потеря и возврат», организованного в ходе инициативы «Германо-русский музейный диалог» при содействии 28 немецких музеев.

Поездка в Потсдам у меня в плане. Об этом также появится отчёт.

Кроме книги немецкой журналистки Керстин Гольм «Рубенс в Сибири», описывающей немецкий взгляд на проблематику трофейного искусства, мне удалось приобрести и прочитать книгу Саввы Ямщикова, российского искусствоведа и известного реставратора, под названием «Возврату не подлежит. Трофеи Второй мировой». В ней изложен диаметрально противоположный взгляд на «перемещённое искусство». Очень интересным оказалась информация, что на Нюрнбергско процессе советская сторона представила трибуналу неполный каталог сокровищ культуры, награбленных немцами, - 39 томов. В этих томах присутствует среди многого другого и следующее по Тверской области:
«В Тверской области сожжены, разграблены, пострадали от бомбёжек Торопецкий, Старицкий, Новоторжский, Кимрский, Максатинский музеи.
Уничтожены музеи в Твери, Рязани, Курске, Калуге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Вязьме, Ржеве, Гжатске, Юрьеве, Тихвине, Белгороде, Острове и других городах России.»

Обратите внимание, уничтожение приписывают немцам. Значит спрос с них. Хотелось бы знать, что конкретно было сделано немецкой стороной для восстановления музея? Или новый музей выстроен на деньги ФРГ? Не думаю...

Замок Фриденштейн



Торжественный зал замка Фриденштейн

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Спонсор
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 41

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8042

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Чт Ноя 13 23:41:25 2008    Заголовок сообщения: От Каспар-Давида Фридриха до Отто Дикса Ответить с цитатой

Сенсационная выставка в Санкт-Петербурге:
Дрезденская галерея живописи Нового времени показывает в Эрмитаже 50 значительнейших картин последних 150 лет


В эти серые дождливые ноябрьские дни Петербургский Эрмитаж показывает посетителям экспозицию Государственных коллекций живописи Дрездена, состоящую из 50 основных художественных произведений Галереи живописи Нового времени. Экспозиция названа «От Фридриха до Дикса» и представляет из себя собрание картин художников Новейшего времени. Полотна поступили из Дрездена, столицы региона Саксония. В Эрмитаже они выставляются впервые.

Показ картин был открыт разрезыванием зелёной ленточки хозяином, директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, а также саксонским министром культуры Евой-Марией Штанге и Мартином Рот, генеральным директором Государственных коллекций живописи на Эльбе.
Экспозиция составлена из таких картин, как «Бурлаки на Волге», 1910 г., Роберта Штерла, «Центавр и нимфа», 1895 г., Франца фон Штукса, «Мечтания», 1911 г., Генриха Фоглера, «На р. Альстер в Гамбурге», 1910 г., Макса Либермана, «Озеро Вальхензее», 1920 г., Ловиса Коринта, «Женская головка и маска», 1912 г., Карла Шмидт-Роттлуфа, а также «Портрет графини Августы фон Хаген», 1908 г., Макса Бекмана.
Таким образом, представлены сюжеты и их развитие от назарейцев 1) до римских германцев, натурализма и импрессионизма 2) до экспрессионизма 3).

При открытии выставки в своей речи г-жа Штанге выразила надежду на то, что за организацией данного события придёт своего рода ответное приглашение. А именно: приглашение к открытию в 2010 году музея Альбертинум в Дрездене. Понятно, что к 50-летнему юбилею возвращения «перемещённого», т.е. трофейного искусства политик использовала символом картину Адольфа Менцеля «Проповедь в старой монастырской кирхе Берлина», 1847 г., возвращённую Дрездену и показываемую теперь в привезённой экспозиции «От Фридриха до Дикса».
Показ этого полотна на Неве – благодарность за спасение и передачу художественных произведений.
Обращаясь к Михаилу Пиотровскому саксонский министр культуры Штанге выразила также чувство ожидания того, что партнёрство возродится вновь – между Германией и Россией, художественными музеями и галереями Дрездена и Санкт-Петербурга. В этой связи было напомнено о Дафна-проекте Саксонии, который служит целям провенанса, т.е. выяснения происхождений художественных произведений. В этом направлении в области импрессионизма сейчас активно ведёт научные разработки Эрмитаж.
Михаил Пиотровский поблагодарил коллег за выставку, удачный образец совместных усилий. Красивым жестом с российской стороны был большой букет цветов, стоящий перед средним из трёх полотен немецкого художника-романтика Каспара-Давида Фридриха («Двое мужчин при луне», 1819 г., «Могила витязей под снегом», 1807 г., «Кладбище», 1825 г.), как дань преклонения перед немецким художником-романтиком.

(по статье Лизы Вернер-Арт, Лейпцигер Фольксцейтунг от 13.11.2008)


Примечания:

1) Назарейцы, назареи – прозвище немецких и австрийских художников-романтиков, образовавших в 1809 году в Вене Союз св. Луки – Lukasbund; произвище произошло от названия причёски alla nasarena, т.е. с длинными волосами, вновь введённой в моду немецким художником Ф.Овербеком; основные сюжеты – библейская тематика.

(из Религиозного немецко-русского словаря)

2) Импрессионизм – направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860 годах во французской живописи. Его представители во Франции: художники Э. Мане, О. Ренуар, Э.Дега, К.Моне, К.Писсаро, А.Сислей. В Америке: Дж. Уинстлер. В Германии: М.Либерман, Л.Коринт. В России: К.А.Коровин, И.Э.Грабарь. Скульпторы-импрессионисты: франц. О. Роден, итал. М.Россо, русск. П.П.Трубецкой. Композиторы-импрессионисты: франц. К.Дебюсси, отчасти М.Равель, П. Дюка.
Литераторы-импрессионисты: норв. К. Гамсун, русск. И.Ф.Анненский.

(Российский энциклопедический словарь, М., 2001 г.)

3) Экспрессионизм – направление в литературе и искусстве 1-й четверти 20 века, провозгласившее единственной реальностью субъективный мир человека, а его выражение – главной целью искусства. Стремление к «экспрессии», обострённому самовыражению напряжённости эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии.
Писатели: нем. Г. Кайзер, В. Газенклевер, авст. Ф.Верфель.
Художники: нем. Э.Нольде, Ф. Марк, П. Клее, авст. О.Кокошка.
Композиторы: австр. «Новая венская школа» А.Шёнберг, А. Берг.
Кинорежиссёры: нем. Ф.В. Мурнау, Р. Вине, Л.Рифенсталь.
Художники: русск. В.В.Кандинский, нем. Э.Барлах, Ж.Грос.

(Российский энциклопедический словарь, М., 2001 г.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 41

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8042

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Чт Авг 13 23:20:50 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Конкретные числа о музейных сокровищах

Читая книгу нашла интересные факты, которые цитирую ниже:

"В феврале 1945 года старый большевик В.Д. Бонч-Бруевич, в своё время назначенный «главным ассенизатором» Москвы за допущенные злоупотребления в должности начальника личной канцелярии В.И.Ленина, посоветовал Сталину экспроприировать из музеев и архивных хранилищ Европы все русские и славянские ценности, документы, книги. Многое из того, что он перечислил, принадлежало западным учреждениям вполне законно: было подарено, куплено или продано советской властью до начала Второй мировой войны. Уже 26 июня ГКО решением № 9256 включил 2 тыс. картин из Дрезденской галереи в собрание Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Впоследствии предполагалось на этой базе создать в Москве Музей мирового искусства, подобный Британскому, Лувру или Эрмитажу. Создав благостную легенду о благодеянии Дрездену, в 1955 году советские власти изъяли из спецхрана 1240 картин, передав их только в 1957 году ГДР. Идея организации мирового искусства рухнула, ибо слишком наглядным оказался бы факт грабежа немецких друзей. К тому же хотелось поблагодарить Э. Хонеккера за поддержку, оказанную Советскому Союзу при подавлении восстания в Венгрии осенью 1956 года.

Всего в адрес только Комитета по делам искусства при Совнаркоме СССР после мая 1945-го поступило из Германии, Венгрии, Австрии свыше 1 млн 208 тыс. музейных ценностей, включая 550 тыс. произведений искусства. Добыча вермахта из 400 советских музеев оказалась беднее, включая 200 тыс. экземпляров произведений искусства. К началу 1995 года Советский Союз (с декабря 1991 г. – СНГ) вернул владельцам 350 тыс. картин или скульптур, а Германия – более 160 тыс.

Но вывозили ценности и другие ведомства, частные лица, сотрудники реституционной комиссии, союзнического Контрольного Совета и другие. В 40-х гг. в Москве можно было купить с рук Тициана и Рембрандта за 20-30 тыс. рублей.

До сегодняшнего дня в Душанбе находятся, видимо, вывезенные из исторической библиотеки Мейнингена немецкие книги и рукописи XVI-XIX вв. Многое было уничтожено как нацистами, так и войсками союзников. В Кенигсберге, например, исчезла не только знаменитая «янтарная комната», но была уничтожена не менее известная коллекция, подаренная прусским монархом Вильгельмом I русскому царю Петру I.

(из книги «Великая Отечественная война. Как это было...Факты.Версии.Комментарии» авторов В.И.Семененко, Л.А.Радченко, 2008 г.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 41

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8042

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Вс Авг 16 16:05:44 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересное сообщение:

Казанская икона Богородицы вернется из Германии в Россию

Сегодня, 16 августа, состоится торжественная передача Русской Православной церкви Казанской иконы Богородицы, которая была вывезена из России в годы Великой Отечественной войны. Как сообщили в отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, церемония передачи образа состоится в Москве после литургии в храме во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Икону председателю отдела внешних церковных связей Русской православной церкви архиепископу Волоколамскому Иллариону передаст почетный настоятель аббатства Мюнстершварцах отец Фиделис Руперт, передают "Вести.ру".

Как пояснили в патриархате, речь идет об одном из списков знаменитой Казанской иконы, обретенной в XVI веке, которая помогла освободить Москву от польской интервенции. Образ был найден немецким солдатом на развалинах города Мценска в Орловской области. Солдат вывез икону в Германию, впоследствии передал ее на хранение в бенедиктинское аббатство под Мюнстером (Бавария).

Недавно немецкая сторона во исполнение воли дарителя, попросившего вернуть икону в Россию, направила письмо патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой принять икону. Между тем, передаваемая икона, написанная в XIX веке, не является старинной, но представляет собой духовную ценность, отметили в патриархии.

Источник: www.regnum.ru/news/1196417.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Спонсор
walther
Активист
Активист
Репутация: 4




Зарегистрирован: 18.03.2009
Сообщения: 128

Награды: Нет



СообщениеДобавлено: Чт Авг 20 0:05:55 2009    Заголовок сообщения: Re: Трофейное искусство Ответить с цитатой

Maria писал(а):
Когда советские солдаты победили фашистскую Германию, большим спросом пользовались трофейные объекты искусства в виде сувениров, и прежде всего, с явным эротическим уклоном. А когда искусствоведы-кураторы Дрезденской Государственной картинной галереи занялись инвентаризацией графических произведений, то выяснилось, что почти все полотна женщин с обнажёнными грудями исчезли. Да и Картинная галерея города г. Потсдама до сих пор не насчитывает полотен обнажённых красавиц. Всё это и другие факты описаны в книге Керстин Гольм, которая посвящена теме трофейного, «перемещённого» искусства, болевой точки российских и немецких отношений.

Судя по описанию, книга посвящена не теме трофейного искусства, а теме сисек, которая, судя по всему, оказалась раскрыта.
По дрезденской галереи несколько цитат.
"Перед началом Второй мировой войны в галерее находилось свыше 2200 картин старых мастеров".
"В 1962г. в Дрездене были опубликованы некоторые материалы из архива гитлеровского министерства иностранных дел. В одном из официальных уведомлений дирекции галереи сообщалось, что в сентябре 1939г., во время налетов «люфтваффе» на Варшаву, в помещении немецкого посольства погибли две картины из дрезденского собрания: «Возвращение рейнского ополчения» Адольфа Рихтера и «Посещение кормилицы» Готлиба Морица Ритчера. Две другие картины – сильно повреждены. В другом документе от 10 июня 1940г. германское министерство иностранных дел ставило в известность дирекцию о том, что во время авианалетов на Белград в квартире немецкого посла погибли три картины, взятые в этой галерее."
" Летом 1937 года развернулась компания «чистки» музеев от произведений «выродившегося» искусства. Удар обрушился не только на современных, прогрессивно настроенных художников, но и на классиков. Среди других впал в немилость у нацистов в качестве «художника Гетто» и великий Рембрандт. Из немецких собраний было конфисковано 1290 картин, 160 скульптур, 7350 листов акварелей, рисунков и эстамков и т.д. всего около 13000 произведений. Любопытна дальнейшая судьба изъятого. Гитлер, Геббельс, Геринг и другие нацистские фюреры не погнушались отобрать наиболее ценные картины для своих личных коллекций. Остальное продавалось с аукциона в Швейцарии, а то, что осталось нераспроданным – 1004 картины маслом и 3825 графических листов – было затем сожжено во дворе берлинской главной пожарной команды. Руководил этим уничтожением искусствовед и издатель по искусству, лейб-фотограф Гитлера профессор Генрих Гофман.
Во время акций из Галереи нового искусства Дрезденской галереи в 1937 – 1939 годах было конфисковано около дюжины картин, которые затем исчезли. Известно, что находившаяся среди них знаменитая «Война» Отто Дикса была сожжена как произведение «зараженное пацифизмом».
Однако основная часть произведений, пропавших без вести, - это картины, которые были преподнесены высокопоставленным нацистским чиновникам для украшения их квартир и служебных кабинетов. 15 июля 1937 года насчитывалось 506 полотен, а 3 декабря 1938 года – уже почти 600, которые из собственности галереи были преподнесены различным государственным и военным учреждениям нацистского рейха, а также находились в тогдашних немецких посольствах за границей. Большая часть этих «подарков» по-видимому погибла. Однако вполне возможно, что часть из картин нацистские главари успели вывезти и припрятать, так что не исключено, что сведения о них еще могут появиться."

Не этих ли картин не досчитались искусствоведы-кураторы?

"Нацисты перевозили картины из одного места в другое. Транспортировались они спешно, без необходимой упаковки. Во время одной такой перевозки погибло 154 картины. Среди них работы Помпея Батони – «Кающаяся Магдалина» и «Иоанн Креститель», «Лукреция и Юдифь» Лукаса Кранаха и другие. Это было в роковой день налёта англо-американской авиации. Машина с картинами сгорела. Тогда же в Дворцовой резиденции погибло еще 42 картины, которые из-за крупного формата не удалось вывезти. Среди этих картин, безвозвратно утраченных для человечества были «Мария с младенцем и четырьмя святыми» Тинторетто, «Похищение Сабинянок» Джордано, «Мучения Святого Эразма» Пуссена и другие".
"Новое место для хранения картин было неприемлемым во всех отношениях. Прежде всего оно было очень влажным. Но это была не единственная опасность. В некоторых шахтах было сложено большое количество боеприпасов и взрывчатых веществ.
Покау-Ленгефельд находится приблизительно в 80 километрах от Мейссена. Транспортные машины не могли ехать по главным дорогам. Им приходилось пробираться по плохим просёлочным дорогам, изрытым воронками. Поэтому это расстояние можно было преодолеть за целый день, а то и более. Перевозимый при этом груз страшно трясло."
"В бараке хранилища «Т» кое-как работало до конца войны слабое отопительное и вентиляционное устройство, а помощник реставратора Хеезе с несколькими сотрудниками каждый день удалял с картин проникающую их туннеля в барак влагу, чтобы помешать образованию плесени, трещин и отставанию красочного слоя. В шахте Покау-Ленгефельд вообще никто не заботился о картинах, так как помещение было заколочено."
"Десять долгих лет велась кропотливая работа реставраторов Москвы, Ленинграда, Киева. Понадобились годы тончайшей работы, для того, чтобы каждая самая маленькая частичка отставшего от грунтовки красочного слоя вновь села на свое место. Картины приобретали новую жизнь в руках Советских реставраторов."
"25 августа 1955 года в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве состоялся торжественный акт передачи Советским Союзом дрезденских картин правительственной делегации ГДР. На этом торжественном акте передачи правительственной делегации была символически вручена картина великого немецкого живописца и гуманиста Альбрехта Дюрера «Портрет молодого человека!.
Всего было передано 1240 картин. Из них 762 наилучших хранились в музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве и 478 картин – в Музее восточного и западного искусства в Киеве."
http://dresden.ha-ha.ru/intro.html

Хоть написанное и содержит много лишней лирики, однако дает понять кое-какие вещи.
Maria писал(а):

Керстин Гольм вот уже 17 лет работает в России корреспондентом по вопросам культуры для центральной газеты «Франкфуртер Альгемайне Цейтунг». Она осматривает не только музеи в Москве и Санкт-Петербурге, но и музеи российской провинциальной глубинки. И находит трофейные объекты не только из Германии. Так, например, она установила происхождение 42 западноевропейских и семи деревянных скульптур эпохи поздней готики в Музее искусств Нижнего Новгорода. Эти скульптуры принадлежали перед началом войны еврейским коллекционерам из Будапешта, потом их у этих коллекционеров силой отнял оберштурмбанфюрер Эйхманн, а сразу же после окончания войны они были выкрадены советскими солдатами 49 армии.

Выкрадены, надо полагать, у оберштурмбаннфюрера, факт чего он, видимо, и изложил в заявлении коменданту того населенного пункта, где случился инцидент. Так дело было? Или логика тут такая: если ариский мущщина способен что-то отнять силой, то русские солдаты способны только что-то выкрасть? Тоже нормальный вариант. Ведь кража - есть тайное хищение чужого имущества, в отличие, скажем от грабежа или разбоя, в случае которых, силу пришлось бы признать за советскими солдатами, что само по себе гадко. А если еще сюда наложить педалируемую тему сисек, то и вообще ужас получится - советские солдаты ограбили подполковника СС и совершили в отношении него насильственные действия сексуального характера (прямо всей 49 армией). А так выкрали и точка. Ну и евреев тоже не припомнить нельзя, ведь дерьмо в ведре с надписью "холокост" еще не высохло, а значит, стоя в нем по колено, им можно мазать и окружающих - вроде мелочь, но вонь остается.
Maria писал(а):

Известно, что русским было несоизмеримо трудно в тот момент, когда КПСС, желая повысить международную роль ГДР, потребовало от музеев передачи большей части трофейного искусства.
«Все директора, музеи которых вначале страдали от большевиков, а потом от нацистов, были против возвращения перемещённых объектов искусства. Против было и население Советского Союза»,- пояснил в 2005 году историк-искусствовед Григорий Козлов, которого обзывали «предателем» и который в конце концов потерял работу в Пушкинском музее. Но и журналистке Гольм ясно: «То, что перемещённые объекты всего лишь трофеи, а не возмещение ущерба, нанесённого советским музеям, доказывает тот факт, что имеется план постройки супермузея в Москве, в котором будут содержаться все конфискованные ценности.»

Дамочка, видимо не понимает, что возместить утерю одних культурных ценностей другими далеко не всегда возможно, хотя бы потому, что культурное наследие имела не только европа, но, как это не удивительно, и Россия, и появление какого-нибудь предмета из Германии в каком-нибудь пострадавшем краеведческом музее в качестве такой компенсации выглядело бы нелепым. Дамочка напрягается по поводу трофеев тоже зря, после того, что сделала Германия по отношению к СССР, Сталин имел полное моральное право превратить подконтрольную часть Германии в лунную поверхность, не говоря уже о каких-то трофеях и музеев для них. А уж после 1955 года на эту тему и вовсе следовало бы заткнуться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Elena
Старожил
Старожил
610
Репутация: 6

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Телец
Китайский: Дракон
Зарегистрирован: 05.10.2006
Сообщения: 331

Награды: Нет



СообщениеДобавлено: Чт Авг 20 12:26:28 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Во время немецкой оккупации полностью разграблен Старицкий краеведческий музей, в котором хранились иконы 16-17 веков и личные дары Ивана Грозного Успенскому монастырю. Какими трофеями можно возместить эту потерю?

В Тверском музее пропала уникальная коллекция деревянных скульптур и старинных русских икон 15-17 веков. Всего в Тверском музее во время ВОВ и оккупации было уничтожено 95% музейных фондов. Какими трофеями можно возместить эту потерю?

Во время немецкой оккупации практически стерт с лица земли древнейший русский город, значение которого для истории России невозможно недооценить. Это Великий Новгород. Пропала уникальная, в мировом масштабе, коллекция икон 11-12 веков. Церкви домонгольского периода, которые сохранились в то время только в Новгороде и Пскове, были превращены в руины.
Какими трофеями можно возместить эту потерю?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 41

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8042

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Чт Авг 20 20:12:02 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чтобы что-то возмещать, необходимо знать, что конкретно имелось, что исчезло или безвозвратно погибло. И, конечно, надо знать виновника гибели или вора. А потом можно возмещать или говорить об эквивалентах на основе составленных листов. В Советском Союзе в 1945-1946 году не было перечней утерянных соковищ и произведений искусств. Не до этого было, вероятно. А вот трофеи советские генералы, солдаты или уполномоченные по культуре всё же брали, не задумываясь особо о ценности.

Да и зачем далеко ходить за примерами? С начала войны, т.е. с июля-августа-сентября 1941 года в Ржеве происходила эвакуация промышленных предприятий, учреждений, в том числе богатого ржевского музея. До сих пор не ясно, где находятся музейные экспонаты и были ли они эвакуированы, и куда? Времени при хорошей организации процесса эвакуации было бы достаточно, что позаботиться о ценностях народной культуры. Разворовали ли оккупанты музей? Были ли культурные ценности эвакуированы? Данных на это до сих пор нет. Здание музея, бывшая городская ратуша, было разрушено зимой 1941-1942 гг. бомбами. Вопрос: Чьими бомбами? Сталин приказал "вовсю бомбить город Ржев", Гитлер приказал оборонять город. Так где же находятся ржевские довоенные музейные экспонаты? Кто что и сколько должен возмещать?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Спонсор
Elena
Старожил
Старожил
610
Репутация: 6

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Телец
Китайский: Дракон
Зарегистрирован: 05.10.2006
Сообщения: 331

Награды: Нет



СообщениеДобавлено: Пт Авг 21 17:14:12 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Maria писал(а):
Чтобы что-то возмещать, необходимо знать, что конкретно имелось, что исчезло или безвозвратно погибло. И, конечно, надо знать виновника гибели или вора. А потом можно возмещать или говорить об эквивалентах на основе составленных листов. В Советском Союзе в 1945-1946 году не было перечней утерянных соковищ и произведений искусств. Не до этого было, вероятно. А вот трофеи советские генералы, солдаты или уполномоченные по культуре всё же брали, не задумываясь особо о ценности.

Мария, Вы говорите об исковом заявлении одного собственника к другому или о прогулочной поездке советских генералов в Германию?

Maria писал(а):

Да и зачем далеко ходить за примерами?

Действительно, зачем далеко ходить?
Краткое резюме цитируемой фразы: Сталин Ржев разбомбил, а Гитлер его защищал.

Для интересующихся темой "эквивалентов и составных листов":
http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=32&sec_id=44&page=1
Подборка маленькая, но качественная. Советую просмотреть до последней страницы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора     
walther
Активист
Активист
Репутация: 4




Зарегистрирован: 18.03.2009
Сообщения: 128

Награды: Нет



СообщениеДобавлено: Пт Авг 21 19:01:56 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Maria писал(а):
Чтобы что-то возмещать, необходимо знать, что конкретно имелось, что исчезло или безвозвратно погибло.

Кроме вас, о каком-то возмещении утраченных ценностей, тут вообще никто не говорит, почему - объяснил я, как сумел, объяснила и Елена.
То, что исчезло известно: http://lostart.rosculture.ru/lost/catalog/
Maria писал(а):

А вот трофеи советские генералы, солдаты или уполномоченные по культуре всё же брали, не задумываясь особо о ценности.

Это верно. В отличие от подчиненных А. Розенберга, в чьи обязанности входила оценка ценностей, захваченных на оккупированных территориях, советские военнослужащие действительно соответствующей подготовки не имели, потому как задачи перед ними стояли иные, нежели разграбление. Это единственное, что вменяется им потомкам расово полноценных и расово неполноценными hiwi?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 41

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8042

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Сб Авг 22 22:25:34 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Maria писал(а):
Да и зачем далеко ходить за примерами? С начала войны, т.е. с июля-августа-сентября 1941 года в Ржеве происходила эвакуация промышленных предприятий, учреждений, в том числе богатого ржевского музея. До сих пор не ясно, где находятся музейные экспонаты и были ли они эвакуированы, и куда? Времени при хорошей организации процесса эвакуации было бы достаточно, что позаботиться о ценностях народной культуры. Разворовали ли оккупанты музей? Были ли культурные ценности эвакуированы? Данных на это до сих пор нет. Здание музея, бывшая городская ратуша, было разрушено зимой 1941-1942 гг. бомбами. Вопрос: Чьими бомбами? Сталин приказал "вовсю бомбить город Ржев", Гитлер приказал оборонять город. Так где же находятся ржевские довоенные музейные экспонаты? Кто что и сколько должен возмещать?

Ну, вот мы и на том перекрёстке, который меня больше всего интересует.
"Ржев - город исторический. Перед революцией в Ржеве насчитывалось 22 христианских церкви, костёл, синагога. 58 церквей было в Ржевском уезде", сообщает нам коллектив авторов книги "История Ржева" в 2000 году. В них было немало церковных ценностей, важных для русской культуры. Где они?
В начале 20 века в Ржеве действовали писчебумажная фабрика Образцова, 11 бумагопрядильных фабрик (!), маслобойный завод братьев Синявиных, три канатные фабрики Гота, 2 лесопильных завода братьев Симоновых, шелково-мотально-прядильная фабрика Г.М.Афанасьева и др. предприятия. Где можно посмотреть хоть малую часть старинного оборудования этих предприятий и представить, как на них работали ржевитяне? Ведь и старинные промышленные орудия производства представляют историческую ценность в наши дни. Что случилось с этими предприятиями после революции или после последней войны..?
Кто знает, где искать следы этих ценных предметов не только искусства, но и бывшего промышленного развития? И сколько они могли бы сейчас стоить? И где хранятся? Или кто их уничтожил?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Спонсор
vova111
Новенький
Новенький
Репутация: 1




Зарегистрирован: 08.10.2013
Сообщения: 12

Награды: Нет



СообщениеДобавлено: Вт Окт 8 21:07:59 2013    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Что радует ,это то что фрицы в полной мере ответили за свои проступки ..
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 41

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8042

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Чт Фев 16 13:40:19 2017    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Возвращаюсь к теме "Трофейное искусство" и одновременно к Ржевскому музею.
Газета "Быль нового Ржева" публикует сейчас материал о музее и его экспозиции.
Надеюсь, что редакция не будет на меня в обиде за то, что я размещаю их статьи на Ржевском интернет-портале. Ведь нас читают и за рубежом, а не только в российских социальных сетях. И ещё заочно благодарю автора статьи О.Дудкину, заведующую краеведческим музеем города Ржева.

РЖЕВСКИЙ МУЗЕЙ: БЕЛЫЕ ПЯТНА И НОВЫЕ НАХОДКИ

Ольга Дудкина, заведующая краеведческим музеем
Источник: https://vk.com/newrzhev от 16.2.2016 г.

Просматривая научный архив музея, в частности, материалы С. Бычинского, мы обнаружили «акт о передаче более ценных предметов из золота, серебра и платины по Ржевскому Гос. Музею». Далее читаем: «Мы, нижеподписавшиеся, б. дир. Ржевского музея Абрамов Б. И., хранитель Бычинский С. Л. и вновь назначенный директор музея т. Бружан Б. И. произвели в ноябре 1935 г. сею передачу следующих более ценных предметов…» Кто такой т.Бружан, какое время он работал директором — опять же, белое пятно.

В предвоенные годы музей был центром работы по изучению прошлого Ржевского края: здесь собирались краеведы, музей организовывал экспедиции в район, в 1926 году был выпущен краеведческий альманах. Директором предвоенного музея стал Николай Романович Бойков. В начале войны он ушел на фронт и пропал без вести в декабре 1941года. А что стало с музеем? Это до сих пор остается загадкой. Достоверно известно одно: музейные экспонаты не были эвакуированы. К марту 1943 года здание музея было полностью уничтожено. А где же уникальные экспонаты? До последнего времени мы считали, что в нашем музее единственный экспонат из довоенного богатства — картина А. Волоскова «Вид Ржева середины 19 века». Но, изучая архивные документы, рукописные материалы Ржевского музея выяснили, что в наших фондах точно еще несколько вещей из довоенного музея:
— рисунок Апполинария Васнецова «Ржева-Володимерова во 2-й пол. ХVII века» (он был передан в дар музею в 1961году управляющим Госбанка И. Жирновым);
— коллекция документов и фотографий художника середины ХIХ века А. Волоскова (передана музею в 1961 г. Е. Бычинской — вдовой бывшего директора и сотрудника музея, она же передала и картину А. Волоскова).

Известно, что после войны музей был открыт лишь в 1959 году. Его директором стал Николай Михайлович Вишняков, который был инициатором и организатором всех работ по созданию музея. Но вот недавно, мы просматривали в фондах послевоенные газеты, и обнаружили заметку в «Ржевской правде» за 1945год. В заметке говорилось, что идет сбор экспонатов для военного музея. Под заметкой подпись: «Директор Ржевского музея Великой Отечественной войны К. Мартусевич». Получается, что вскоре планировали открыть музей, и был назначен директор. Кто такой Мартусевич? Также неизвестно, почему не открыли музей в то время.

И только в 1956 году было принято решение бюро ГК КПСС «Об открытии в Ржеве краеведческого музея». Для организации музея было передано здание церкви Оковецкой Божьей Матери.

(Об истории Ржевского краеведческого музея читайте у нас в этой теме: http://rzev.ru/modules/phpBB2/viewtopic.php?t=1361)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    вывод темы на печать    Список форумов Городской интернет-портал Ржев -> История Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы


Текстовая версия
Powered by phpBB © 2001, 2006 phpBB Group
Adapted for RUNCMS by SVL © 2006 module info


  
ВВЕРХ RZEV.ru © 2005 Городской интернет-портал Ржева ВВЕРХ
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Power by AMD © rzev.ru RunCms.Org
- Генерация страницы: 0.4 секунд | 64 Запросов | 69 Файлов: 911.23 КБ | HTML: 124.04 КБ -