Maria писал(а):
Когда советские солдаты победили фашистскую Германию, большим спросом пользовались трофейные объекты искусства в виде сувениров, и прежде всего, с явным эротическим уклоном. А когда искусствоведы-кураторы Дрезденской Государственной картинной галереи занялись инвентаризацией графических произведений, то выяснилось, что почти все полотна женщин с обнажёнными грудями исчезли. Да и Картинная галерея города г. Потсдама до сих пор не насчитывает полотен обнажённых красавиц. Всё это и другие факты описаны в книге Керстин Гольм, которая посвящена теме трофейного, «перемещённого» искусства, болевой точки российских и немецких отношений.
Судя по описанию, книга посвящена не теме трофейного искусства, а теме сисек, которая, судя по всему, оказалась раскрыта.
По дрезденской галереи несколько цитат.
"Перед началом Второй мировой войны в галерее находилось свыше 2200 картин старых мастеров".
"В 1962г. в Дрездене были опубликованы некоторые материалы из архива гитлеровского министерства иностранных дел. В одном из официальных уведомлений дирекции галереи сообщалось, что в сентябре 1939г., во время налетов «люфтваффе» на Варшаву, в помещении немецкого посольства погибли две картины из дрезденского собрания: «Возвращение рейнского ополчения» Адольфа Рихтера и «Посещение кормилицы» Готлиба Морица Ритчера. Две другие картины – сильно повреждены. В другом документе от 10 июня 1940г. германское министерство иностранных дел ставило в известность дирекцию о том, что во время авианалетов на Белград в квартире немецкого посла погибли три картины, взятые в этой галерее."
" Летом 1937 года развернулась компания «чистки» музеев от произведений «выродившегося» искусства. Удар обрушился не только на современных, прогрессивно настроенных художников, но и на классиков. Среди других впал в немилость у нацистов в качестве «художника Гетто» и великий Рембрандт. Из немецких собраний было конфисковано 1290 картин, 160 скульптур, 7350 листов акварелей, рисунков и эстамков и т.д. всего около 13000 произведений. Любопытна дальнейшая судьба изъятого. Гитлер, Геббельс, Геринг и другие нацистские фюреры не погнушались отобрать наиболее ценные картины для своих личных коллекций. Остальное продавалось с аукциона в Швейцарии, а то, что осталось нераспроданным – 1004 картины маслом и 3825 графических листов – было затем сожжено во дворе берлинской главной пожарной команды. Руководил этим уничтожением искусствовед и издатель по искусству, лейб-фотограф Гитлера профессор Генрих Гофман.
Во время акций из Галереи нового искусства Дрезденской галереи в 1937 – 1939 годах было конфисковано около дюжины картин, которые затем исчезли. Известно, что находившаяся среди них знаменитая «Война» Отто Дикса была сожжена как произведение «зараженное пацифизмом».
Однако основная часть произведений, пропавших без вести, - это картины, которые были преподнесены высокопоставленным нацистским чиновникам для украшения их квартир и служебных кабинетов. 15 июля 1937 года насчитывалось 506 полотен, а 3 декабря 1938 года – уже почти 600, которые из собственности галереи были преподнесены различным государственным и военным учреждениям нацистского рейха, а также находились в тогдашних немецких посольствах за границей. Большая часть этих «подарков» по-видимому погибла. Однако вполне возможно, что часть из картин нацистские главари успели вывезти и припрятать, так что не исключено, что сведения о них еще могут появиться."
Не этих ли картин не досчитались искусствоведы-кураторы?
"Нацисты перевозили картины из одного места в другое. Транспортировались они спешно, без необходимой упаковки. Во время одной такой перевозки погибло 154 картины. Среди них работы Помпея Батони – «Кающаяся Магдалина» и «Иоанн Креститель», «Лукреция и Юдифь» Лукаса Кранаха и другие. Это было в роковой день налёта англо-американской авиации. Машина с картинами сгорела. Тогда же в Дворцовой резиденции погибло еще 42 картины, которые из-за крупного формата не удалось вывезти. Среди этих картин, безвозвратно утраченных для человечества были «Мария с младенцем и четырьмя святыми» Тинторетто, «Похищение Сабинянок» Джордано, «Мучения Святого Эразма» Пуссена и другие".
"Новое место для хранения картин было неприемлемым во всех отношениях. Прежде всего оно было очень влажным. Но это была не единственная опасность. В некоторых шахтах было сложено большое количество боеприпасов и взрывчатых веществ.
Покау-Ленгефельд находится приблизительно в 80 километрах от Мейссена. Транспортные машины не могли ехать по главным дорогам. Им приходилось пробираться по плохим просёлочным дорогам, изрытым воронками. Поэтому это расстояние можно было преодолеть за целый день, а то и более. Перевозимый при этом груз страшно трясло."
"В бараке хранилища «Т» кое-как работало до конца войны слабое отопительное и вентиляционное устройство, а помощник реставратора Хеезе с несколькими сотрудниками каждый день удалял с картин проникающую их туннеля в барак влагу, чтобы помешать образованию плесени, трещин и отставанию красочного слоя. В шахте Покау-Ленгефельд вообще никто не заботился о картинах, так как помещение было заколочено."
"Десять долгих лет велась кропотливая работа реставраторов Москвы, Ленинграда, Киева. Понадобились годы тончайшей работы, для того, чтобы каждая самая маленькая частичка отставшего от грунтовки красочного слоя вновь села на свое место. Картины приобретали новую жизнь в руках Советских реставраторов."
"25 августа 1955 года в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве состоялся торжественный акт передачи Советским Союзом дрезденских картин правительственной делегации ГДР. На этом торжественном акте передачи правительственной делегации была символически вручена картина великого немецкого живописца и гуманиста Альбрехта Дюрера «Портрет молодого человека!.
Всего было передано 1240 картин. Из них 762 наилучших хранились в музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве и 478 картин – в Музее восточного и западного искусства в Киеве."
http://dresden.ha-ha.ru/intro.html
Хоть написанное и содержит много лишней лирики, однако дает понять кое-какие вещи.
Maria писал(а):
Керстин Гольм вот уже 17 лет работает в России корреспондентом по вопросам культуры для центральной газеты «Франкфуртер Альгемайне Цейтунг». Она осматривает не только музеи в Москве и Санкт-Петербурге, но и музеи российской провинциальной глубинки. И находит трофейные объекты не только из Германии. Так, например, она установила происхождение 42 западноевропейских и семи деревянных скульптур эпохи поздней готики в Музее искусств Нижнего Новгорода. Эти скульптуры принадлежали перед началом войны еврейским коллекционерам из Будапешта, потом их у этих коллекционеров силой отнял оберштурмбанфюрер Эйхманн, а сразу же после окончания войны они были выкрадены советскими солдатами 49 армии.
Выкрадены, надо полагать, у оберштурмбаннфюрера, факт чего он, видимо, и изложил в заявлении коменданту того населенного пункта, где случился инцидент. Так дело было? Или логика тут такая: если ариский мущщина способен что-то отнять силой, то русские солдаты способны только что-то выкрасть? Тоже нормальный вариант. Ведь кража - есть тайное хищение чужого имущества, в отличие, скажем от грабежа или разбоя, в случае которых, силу пришлось бы признать за советскими солдатами, что само по себе гадко. А если еще сюда наложить педалируемую тему сисек, то и вообще ужас получится - советские солдаты ограбили подполковника СС и совершили в отношении него насильственные действия сексуального характера (прямо всей 49 армией). А так выкрали и точка. Ну и евреев тоже не припомнить нельзя, ведь дерьмо в ведре с надписью "холокост" еще не высохло, а значит, стоя в нем по колено, им можно мазать и окружающих - вроде мелочь, но вонь остается.
Maria писал(а):
Известно, что русским было несоизмеримо трудно в тот момент, когда КПСС, желая повысить международную роль ГДР, потребовало от музеев передачи большей части трофейного искусства.
«Все директора, музеи которых вначале страдали от большевиков, а потом от нацистов, были против возвращения перемещённых объектов искусства. Против было и население Советского Союза»,- пояснил в 2005 году историк-искусствовед Григорий Козлов, которого обзывали «предателем» и который в конце концов потерял работу в Пушкинском музее. Но и журналистке Гольм ясно: «То, что перемещённые объекты всего лишь трофеи, а не возмещение ущерба, нанесённого советским музеям, доказывает тот факт, что имеется план постройки супермузея в Москве, в котором будут содержаться все конфискованные ценности.»
Дамочка, видимо не понимает, что возместить утерю одних культурных ценностей другими далеко не всегда возможно, хотя бы потому, что культурное наследие имела не только европа, но, как это не удивительно, и Россия, и появление какого-нибудь предмета из Германии в каком-нибудь пострадавшем краеведческом музее в качестве такой компенсации выглядело бы нелепым. Дамочка напрягается по поводу трофеев тоже зря, после того, что сделала Германия по отношению к СССР, Сталин имел полное моральное право превратить подконтрольную часть Германии в лунную поверхность, не говоря уже о каких-то трофеях и музеев для них. А уж после 1955 года на эту тему и вовсе следовало бы заткнуться.