Rambler's Top100
Поиск  


Список форумов Городской интернет-портал Ржев Городской интернет-портал Ржев
Ржевский Форум
 
 Наблюдаемые темыНаблюдаемые темы   FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы  medals.phpНаграды  ИзбранноеИзбранное   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Русская Православная Церковь в ВОВ
На страницу Пред.  1, 2
 
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Городской интернет-портал Ржев -> История Ржева
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Elena
Старожил
Старожил
610
Репутация: 6

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Телец
Китайский: Дракон
Зарегистрирован: 05.10.2006
Сообщения: 331

Награды: Нет



СообщениеДобавлено: Пт Дек 14 19:03:05 2007    Заголовок сообщения: Re: Русская Православная Церковь в ВОВ Ответить с цитатой

Ой, Maria, Вы меня не смущайте Embarassed

Maria писал(а):

2. Насчёт заминированной Покровской церкви у меня есть вопросы. Я была бы рада, если бы и они выяснились.


Вопросы очень интересные. Но чтобы на них ответить, нужна дополнительная литература. Постараюсь этим заняться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора     
Спонсор
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Чт Дек 20 22:09:52 2007    Заголовок сообщения: Русская Православная Церковь в ВОВ Ответить с цитатой

Продолжаем расследование по Покровской церкви и её заминированию.

Вот как пишется в книге "История Ржева" об этом деле.

"Уходя из Ржева, фашисты 1 марта согнали в Покровскую старообрядческую церковь на улице Калинина почти всё оставшееся в живых население города - 248 человек - женщин, стариков и детей, заперли железные двери и заминировали церковь. Пригоняли сюда семьями, некоторые приходили с пожитками. Каратели ничего не объявляли и не объясняли. "Войдут, посмотрят, - вспоминает А.Г.Кузьмина, - и ничего не говоря, уходят, только слышишь - гремят ключи".
Вопрос 1. Откуда знали запертые в церкви жители, что церковь минируется, ведь об этом никто не говорил, оккупанты не разговаривали с узниками, как вспоминает об этом А.Г.Кузьмина. На мой взгляд, поэтому: Фашистам было необходимо скрыть от глаз жителей отход немецких частей, начавшийся 1-ого марта и закончившийся во второй половине ночи 3-го марта. Да и само минирование, как правило, процесс тихий, не сопровождающийся звуками. Его никто не мог слышать. Значит, кто-то из узников высказал в церкви предположение, которое позже выдали за правду?

"Двое суток в голоде и холоде, слыша взрывы в городе, ржевитяне каждую минуту ждали смерти. Во втором часу ночи 3 марта не стало слышно как стучат у дверей от холода сапогами немецкие часовые.
Сообщение о готовящемся фашистами злодеянии - уничтожении в Покровской церкви всех оставшихся в живых ржевитян - командование 274-й дивизии получило от внедрённого в Ржевскую полицию нашего агента в канун 3 марта. В третьем часу ночи батарея тяжёлых минометов нанесла удар по подвальным помещениям склада, находившегося метрах 200-х от Покровской церкви, где по данным нашего агента расположились фашисты с "адской машиной".
Вопрос 2. Внедрённый в полицию агент где-то около 24.00 час. 2-3 марта сообщает об "адской машине", якобы находившейся в 200-х метрах от Покровской церкви. Об этом он знал, а то, что части вермахта организованно отступают, агент не знал? Странно. Не верится, что "адская машина" вообще существовала в подвале склада. Ведь советские миномёты попали в склад и разнесли его в пух и прах. (Это было, вероятно, одно из зданий Епархиального училища. Там как раз отсутствует половина сооружений.) Но церковь-то осталась стоять. Взрывчатое устройство не сработало. Так было ли вообще проведено обстоятельное минирование здания церкви с установкой "адской машины" в подвале другого здания?

А вот воспоминание одной из узниц М.А.Тихомировой: "Светлее стало, смотрим - идут осторожно от пожарной каланчи (она была на соседней с церковью улице) один за другим военные и будто ищут что-то. Присмотрелись - на немцев не похожи и по одежде, и по походке. Неужели наши? Попросила я мальчишек: "Взберитесь на подоконник, кричите "Ура", там наши идут". Мальчишки закричали. Только те услышали, как бросились к нам, гремят замком и ключами. Как распахнули двери, бросились мы друг к другу, тут и рассказать невозможно что было: и слёзы, и обмороки, и объятия, и поцелуи... "Сынки наши, дорогие, желанные..." "Мамашеньки, наконец-то вас нашли, уж сколько времени людей живых ищем, нет никого, весь город прошли".
Вопрос 3. Как же так? Агент в канун 3-его марта конкретно рассказал о том, что жители заперты в церкви. Весь Ржев был разрушен. Только Покровской церкви повезло. Она одна цела-целёхонька возвышалась на Красноармейской стороне. Её и искать долго не надо было, как мне думается, судя по описаниям и воспоминаниям очевидцев. И светать уже начало, утро 3-ого марта наступило. Но тем не менее и несмотря на конкретное сообщение агента отряд советских бойцов искал людей... Причём невзирая на минирование, сразу же открыл железные двери церкви. Да и ключи тут же нашлись. Не в замке ли они торчали, оставленные немецкими солдатами?

Разобравшись с историей якобы заминированной Покровской церкви и выявив 3 вопроса по ней, можно заметить, что описанная ситуация либо не подходит к кочующей из книги в книгу легенде о планируемом фашистами взрыве церкви и уничтожении ржевитян, либо она была создана наспех, а именно пропагандой, в далёкие сталинские времена для поддержания боевого духа советских солдат. Ведь шёл 1943 год, до окончания войны было ещё целых два года. Так или иначе, но мы хотим знать правду, ту, которая имела место, а не ту, которую придумали для нас политики и историки, работающие на политику .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Elena
Старожил
Старожил
610
Репутация: 6

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Телец
Китайский: Дракон
Зарегистрирован: 05.10.2006
Сообщения: 331

Награды: Нет



СообщениеДобавлено: Пн Дек 24 16:32:47 2007    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Трудно стоить предположения, не зная реальных фактов.

Возникают и взаимные вопросы. Например, зачем немцам нужно было скрывать свой отход из города от запертых в церкви жителей?

Было ли взрывное устройство, нельзя судить по таким косвенным признакам. Они не дают ни положительного, ни отрицательного результата.

Насчет того, почему советские солдаты искали людей, хотя церковь возвышалась над разрушенным городом, ну это, на мой взгляд, вообще нельзя никак связывать с донесениями какого-то агента. Что знало командование и что было сказано взводному — это могут быть две большие разницы, как говорят одесситы.

И еще, просто для справки. В Смоленске немцы находились с 41-го по 43-й год. Но именно за два дня до своего отступления, в сентябре 1943, ими была взорвана Всехсвятская церковь. Очень красивая, к слову сказать, церковь.
Зачем? Какой в этом был практический смысл?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора     
Спонсор
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Пн Дек 24 18:58:59 2007    Заголовок сообщения: Русская Православная Церковь в ВОВ Ответить с цитатой

Elena писал(а):
Трудно стоить предположения, не зная реальных фактов.
Уважаемая Elena, я исхожу из того, что в книге "История Ржева" указаны факты, так как книга составлена на основании очерков тверских историков, архивных сотрудников и журналистов. Если описанные факты неполны или, упаси Бог, приукрашены, то это действо останется на совести авторов до тех пор, пока не появятся новые знания. В истории с Покровской церковью для меня много чего непонятного. Я постаралась представить себе всё положение города 1-3 марта 1943 года, так как много читала об оккупации в г. Ржеве, а вот некоторые ситуации с отходом вермахта и поведением советских войск не могу самой себе объяснить. Что-то не так, что-то не сходится. Поэтому стараюсь узнать всё, что можно.

Elena писал(а):
В Смоленске немцы находились с 41-го по 43-й год. Но именно за два дня до своего отступления, в сентябре 1943, ими была взорвана Всехсвятская церковь. Очень красивая, к слову сказать, церковь.Зачем? Какой в этом был практический смысл?

То, что русские церкви взрывались вермахтом , а русские священники расстреливались им, когда они помогали партизанам, имело место. Но про взорванную именно в Смоленске церковь я ещё не читала и не знала об этом. Дело в том, что в Смоленске в 1941-1943 гг. церковная жизнь развивалась очень бурно. Немецкие тыловые власти и Верховное командование поддерживало религиозную активность на занятых ими территориях. В Смоленске же действовала в эти годы русская эмигрантская политическая организация Национально-трудового союза (НТС), член которой Г.Ганзюк стал бургомистром Смоленска. Эта организация занималась созданием правительственных органов на случай занятия Москвы. Она обещала и религиозную свободу. Отдел пропаганды тыловых областей группы армий "Центр" создавал немало условий для того, чтобы НТС и пропагируемая ею свобода верования осуществлялись на деле.

Об этом и многом другом я прочитала в книге "Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь". Но о взрыве указанной Вами церкви там сообщено не было. Полистаю книгу сегодня ещё раз, чтобы исключить возможную невнимательность с моей стороны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Elena
Старожил
Старожил
610
Репутация: 6

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Телец
Китайский: Дракон
Зарегистрирован: 05.10.2006
Сообщения: 331

Награды: Нет



СообщениеДобавлено: Пн Дек 24 20:19:27 2007    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Maria! Я отношусь к Вам с искренним уважением и мои слова насчет фактов относятся не к Вам лично.
Я имела ввиду совсем другое. Часто бывает, что одни и те же факты можно интерпретировать разными способами. И разобраться помогают мелочи, которым часто не придается внимание, знание особых обстоятельств, условий и тому подобное.

В этой истории с церковью не хватает каких-то деталей, без них все рассыпается. В поисках этих деталей мы и задаемся разными вопросами.
Вот только ответы не всегда очевидны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Вс Авг 24 18:09:49 2008    Заголовок сообщения: Русская Православная Церковь в ВОВ Ответить с цитатой

Maria писал(а):
Один такой факта расстрела произошёл 13 сентября 1942 в нашем городе: Священник Покровской церкви Ржева прямо на паперти на глазах у диакона был застрелен.

По публикациям "Ржев в оккупации" выяснилось, что расстрелянным священником был регент Покровской церкви Павлов Семён Петрович. Хотя в тексте "Ржев в оккупации" сказано: умер в 1942 году, а не расстрелян.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Спонсор
Mangazeev
Активист
Активист
Репутация: 0




Зарегистрирован: 16.03.2007
Сообщения: 188

Награды: Нет



СообщениеДобавлено: Вс Дек 13 16:51:21 2009    Заголовок сообщения: Патриотизм у церкви в крови Ответить с цитатой

А что сама церковь мыслит по данной теме? См. "Вече Твери" (2009):
http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=18388

Уже пять лет накануне Дня Победы в Нелидове (районный центр Тверской области к западу от Ржева по автомагистрали Москва - Рига) проходит традиционная школьная конференция, посвященная роли Русской православной церкви в Великой Отечественной войне. Ее возглавляет архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Организатором является отдел образования Нелидовского района и православный приход церкви Балыкинской иконы Божией Матери города Нелидова. С докладами выступают учащиеся 9 — 11-х классов школ города и гости из Бельского, Западнодвинского, Торопецкого районов.
Тема достаточно мало изучена нашей исторической наукой. Тем более ее мало знают современные школьники. А она заслуживает более внимательного подхода, поскольку является весьма актуальной для нынешнего времени. Казалось бы, какая разница, чем занималась церковь в те страшные годы. Однако времена те весьма показательны, поскольку в значительной степени церковь была в известном смысле предоставлена самой себе и могла выбирать ту или иную позицию. То есть ситуация практически такая же, как и сегодня. Поэтому интересно, какую позицию выбирает русское православие, имея возможность свободно занимать ту или иную позицию в общественной жизни, в том числе и сегодня.
Одним словом, эта позиция — патриотизм. Почему эта тема актуальна? Достаточно известно высказывание видного американского идеолога Збигнева Бжезинского, что после разрушения Советского Союза на этом геополитическом пространстве у Запада остался один стратегический противник. Это Русская православная церковь. Чем же так опасна церковь для американской политики в отношении России? Своим патриотизмом! Именно патриотизм проявился ярко в деятельности церкви в годы войны. Об этом свидетельствуют нынешние школьники на каждой конференции.

РПЦ не оправдала надежд Гитлера

Можно выделить несколько направлений в деятельности Русской православной церкви и, соответственно, тематику докладов. Во-первых, это деятельность церкви на территории СССР, свободной от немецко-фашистских захватчиков. Во-вторых, это ее активность на временно оккупированной территории отечества. В-третьих, ее жизнь за пределами страны (епархии Русской православной церкви за границей, в основном в фашистской Германии). Для каждой характерны свои особенности.
Достаточно хорошо известны усилия церкви по сбору средств на Победу. Здесь и танковая колонна в честь Дмитрия Донского, и эскадрилья самолетов имени Александра Невского. Здесь непрекращающиеся моления о победе русского оружия. Постоянные послания патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Деятельность святого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Известная встреча Сталина с тремя иерархами церкви в сентябре 1943 года (то есть уже после Курской дуги, когда исход войны был практически предрешен), последующее восстановление патриаршества, открытие духовных учебных заведений, освобождение из лагерей архиереев и отзыв с фронтов духовенства для служения в храмах, общее потепление отношений советского государства и церкви.
Что касается деятельности Русской православной церкви на временно оккупированной территории, то вопрос изучен гораздо меньше. Здесь есть три ярких примера — деятельность Псковской духовной миссии, Прибалтийский экзархат и ситуация в Украине и Белоруссии. Вот здесь как раз и видны характерные линии отношений немцев к православию. Факт, что там, где появлялись немецкие войска, открывались православные приходы. Это явление носило достаточно массовый характер. И вызывалось оно двумя обстоятельствами: во-первых, общей религиозностью народа, которая особенно возрастает в моменты бедствий, каковым, конечно, стала война (еще довоенная перепись населения в Советском Союзе, которая проводилась открыто, показала, что большая часть населения (более 50%) объявила себя верующими, несмотря на все предыдущие годы агрессивной антирелигиозной борьбы), во-вторых, политикой немецких властей, надеявшихся получить в лице церкви союзника в борьбе с официальной марксистской идеологией.
Но церковь таким союзником не стала. Она, конечно, окормляла население. Она духовно поддерживала (крестила, исповедовала, причащала) наших военнопленных в лагерях. Но она не молилась за победу немецкого оружия. Она благословляла партизан. Она напоминала самим своим присутствием о русской истории, в которой было много примеров героической борьбы с захватчиками. Мало того, она несла дух великодержавности русского народа. Немцы достаточно скоро и хорошо это уловили. Тем более что открывали закрытые ранее храмы общевойсковые начальники. Но за ними приходили войска СС, гестапо и партийные функционеры НСДАП, которые не поддерживали инициатив своих военных и закрывали храмы.
Дело в том, что так называемый тысячелетний Третий рейх (просуществовавший всего 12 лет) был достаточно молодым государственным образованием. И внутри его правящей элиты еще не утряслись, как говорится, отношения. Шла постоянная борьба за власть и влияние. Между военными и партийными функционерами, между оголтелыми идеологами расового превосходства арийцев (в значительной степени в лице гиммлеровского СС) и буржуазными ценностями, между новым язычеством и традиционным для Германии христианством. Германское руководство того времени представляло собой банку с пауками, где еще только предстояло определиться сильнейшему. Мы же знаем, что военные определяют ситуацию на оккупированной территории самое непродолжительное время. После них приходят политики и определяют дальнейшее развитие событий. Так вот в этом контексте под немецким господством у Русской православной церкви не было иной альтернативы, как только уйти в катакомбы. Гитлер в свое время определил религиозную политику на территории Советского Союза. Заключалась она в том, чтобы создать как можно больше всевозможных верований, чтобы по возможности в каждой русской деревне была своя вера, своя церковь. Это бы предотвращало любую потенциальную возможность дальнейшего сплочения нации. Кстати сказать, аналогичную политику в отношении религиозной ситуации в нашей стране Запад проводит и сегодня, засылая и финансируя всевозможных проповедников многоразличных сект. Что ж, видимо, с Гитлера берут пример («достойный пример»).
Что касается русской церкви в самой Германии, то она, конечно, в первую очередь обеспечивала религиозные интересы первой волны эмиграции. Но с началом войны против СССР стала окормлять и многочисленных «восточных рабочих», угнанных немцами на принудительные работы. Она также обеспечивала церковной утварью открывающиеся храмы, снабжала богослужебной, духовной литературой, нательными крестиками. И хотя ей и приходилось занимать осторожно-лояльную позицию к гитлеровским властям, тем не менее и к ней у немцев доверия не было. Ибо во всех попытках склонить русскую церковь на свою сторону они встречали неизменное стремление церковных иерархов возродить последующую великую Россию.
В конце концов политическое руководство рейха пришло к выводу о безнадежности Русской православной церкви в качестве помощника в проведении немецкой политики на территории СССР. В ней они разглядели ген грядущего духовного возрождения русских в форме независимого сильного государства. Так что некоторые послабления, вызванные действиями военных, носили тактический, временный характер и имели четкую тенденцию к сворачиванию усилиями Бормана, Гиммлера, Геббельса и самого Гитлера.

Последний рубеж обороны

Актуальность темы очевидна? На мой взгляд, вполне. До сих пор не прекращаются попытки низвести нашу страну на уровень второстепенного, если не третьестепенного государства. Даже из уст наших доморощенных политиков уже можно услышать, что России пора забыть о великодержавности. Но дело в том, что понятие «держава» имеет духовный смысл. Оно происходит от глагола «удерживать», взятого в данном контексте из Нового Завета. Там говорится об «удерживающем» до определенного времени приход антихриста в мир. Святые отцы толковали это место как сильную государственную власть (в то время — власть императора). Но при этом каждый на своем месте, как солдат в окопе, не давал прорваться злу в этот мир на своем участке. Зло приходит в мир исключительно через человека. И если ты его не пропустил, удержал, то оно сюда не прорвется. Так что Россия может существовать только как великая держава, либо никак. Это единственно устойчивая форма бытия ее многонационального народа, снимающая внутренние противоречия, дающая цель, смысл и энергию, вдохновляющая на великие свершения. В этом сакральный смысл России. Кто этого не понимает, тот не понимает страны, в которой живет, которой пытается руководить. Нашу национальную идею хорошо выразил еще в начале XV века старец Филофей в послании к великому князю Василию III: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». То есть Москва — Третий Рим. Об этом же сказал и таможенник Верещагин в фильме «Белое солнце пустыни»: «За державу обидно!» (напомню, фильм был снят в 70-х годах, а фраза была близка сердцу практически любого советского человека, понятна она и сегодня). И не надо ученым и политикам напрягать свои и без того перегруженные головы, изобретая искусственно национальную идею. Людям давно все ясно. Если великую державу не готово сохранять государство, ее идею неизменно хранит и воссоздаст в любое подходящее время Русская православная церковь. Поэтому она и страшна Америке и русофобу Бжезинскому.
Владыка Виктор в приветственном слове участникам конференции сказал: «Сегодня все с большей настойчивостью предпринимаются попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны. Пересмотр итогов начался еще во время перестройки и особенно усилился с разрушением Советского Союза. Понятно, что это было выгодно западным странам, которые с трудом все послевоенные годы терпели усиление роли нашей страны во всех международных делах. И они нашли себе союзников внутри СССР, которые за чечевичную похлебку готовы были предать все труды предыдущих поколений нашего народа. Пересмотр итогов войны начался с пересмотра истории войны. И вот уже можно было услышать такие глупые слова, что «зря мы победили в той войне; сейчас пили бы баварское пиво…» Или же такие утверждения, что войну готовил Советский Союз и Гитлер был вынужден напасть на нас, чтобы защититься от советской агрессии. Повторюсь, понятно, почему такие речи ведут западные политики. Им это выгодно. Но зачем эти глупости повторяют наши псевдоисторики, понять трудно».
Сегодня мы наблюдаем очередную атаку на нашу историю, когда ОБСЕ принимает резолюцию, уравнивающую фашизм и сталинизм. Тема не нова. Ее тут же подхватили наши либералы, в том числе и церковные. Но лишь тот, кто совсем не разбирается в истории своего отечества и во всемирной истории, не смыслит в политике, будет как попугай повторять эти антисоветские (читай — антирусские) штампы. Нам небезызвестны планы нынешних «заклятых» союзников России. Их выпады — как сигнальная ракета к очередному наступлению на нашу страну. Значит, опять что-то задумали (недаром нашу «перезагрузку» они трансформировали в свою «перегрузку». Уж хватит, господа, перегружать наше сознание тухлыми идеями!) А это значит, что и мы будем более бдительны. Русская православная церковь, как во время Великой Отечественной войны, как во все времена, занимает твердую патриотическую позицию. Она у нее, как говорится, в крови. Церковь консервативна. В этом ее некоторая слабость. Но в этом же и ее неиссякаемая сила. Можно попытаться уничтожить церковь, разорвать ее, расколоть на части, но изменить ее патриотический дух нельзя. И в этом духовный залог грядущего возрождения и могущества России в XXI веке.

Константин ГОЛУБЕВ, протоиерей, настоятель Балыкинской церкви города Нелидова, кандидат исторических наук, советник губернатора Тверской области по церковным вопросам.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    вывод темы на печать    Список форумов Городской интернет-портал Ржев -> История Ржева Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Текстовая версия
Powered by phpBB © 2001, 2006 phpBB Group
Adapted for RUNCMS by SVL © 2006 module info


  
ВВЕРХ RZEV.ru © 2005 Городской интернет-портал Ржева ВВЕРХ
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Power by AMD © rzev.ru RunCms.Org
- Генерация страницы: 0.22 секунд | 48 Запросов | 69 Файлов: 911.23 КБ | HTML: 78.82 КБ -