Rambler's Top100
Поиск  
Блок главного меню
  ГлавнаяРекламодателямНовостиСтатьиФорумКаталог ссылокЧаВо(FAQ)АнекдотыИгрыОбъявленияГостевая книгаФотогалерея  

Новое на сайте
 
 
 

Впервые в Ржеве? Путеводитель
  Общие сведенияДревний РжевРжев в ВОВЭкономикаКультураСпортСМИКарты РжеваТранспортСправочные телефоныРжев из космосаРедкие фото РжеваРжевская кинохроникаПанорамы Ржева
 

Кто сейчас на сайте
   4: Гости
 0: Пользователи
 4829: Пользователи с регистрацией

Вы гость здесь.
+ регистрация
 

Партнерская программа
   

Нас посещают
  Locations of visitors to this page  



24.9.07 22:52 | ПРЕОДОЛЕНИЕ РАСКОЛА: НАЧАЛО ПУТИ
Раздел: Старообрядчество в Ржеве | Автор: Mangazeev | Рейтинг: 9.00 (1) Оценить | Хитов 2543

Старообрядчеству в Тверском крае посвящался «круглый стол» научной общественности, прошедший в пятницу 16 февраля на истфаке ТвГУ. В работе участвовали не только преподаватели, но и представители Ржевской и Тверской старообрядческих общин, миссионерского отдела Тверской епархии Русской православной церкви (РПЦ) и Научно-исследовательского центра истории и православной культуры им. В.В. Болотова.
Открывая «круглый стол», завкафедрой отечественной истории профессор Татьяна Леонтьева подчеркнула, что подобного рода «круглый стол» проходит впервые, хотя диалог РПЦ и старообрядчества начался давно: «Настало время включиться и общественности, и исследователям». А декан истфака ТвГУ доцент Инна Серегина, назвав встречу подлинным праздником, отметила запрос общества на объективное исследование причин раскола русской церкви.

ГОНЕНИЯ И ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
Известно, что старообрядцы (староверы) были объектом гонений, поражающих своей свирепостью. С 1666-го по 1762 год десятки тысяч их погибли лютой смертью, сотни тысяч искалечены, лишились крова, умерли от лишений, почти миллион староверов бежали из страны. Следующие 63 года свобода совести по-прежнему подавлялась, хотя жестокость поослабла. С 1825 года гнет нарастал лет тридцать, потом стабилизировался. Лишь в 1905 году староверы получили право устраивать свою церковную жизнь, но и тогда их интересы не были полностью удовлетворены, имущество старообрядцев отбирали в пользу государства.

ВРЕМЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
Протоиерей ржевской Покровской старообрядческой церкви Евгений Чунин поблагодарил за предоставленную возможность «разглядеть и наметить пути сотрудничества»: «Чем ценна история старообрядчества? Опытом выживания, хозяйственного строительства -- и неподдельной любви к Отечеству, которое было немилостиво к своим чадам. Сегодня, когда идеологический контроль существенно ослаб, можно заняться поисками научной истины».
Священник РПЦ Георгий Белодуров из миссионерского отдела епархии сказал, что любой патриот воспринимает раскол как национальную трагедию: «Много неправедного было и в действиях патриарха Никона: реформа прошла в неудобное, роковое время. И духовник Грозного Сильвестр, и протопоп Аввакум -- люди горячей веры, она оставалась их главным двигателем, когда уровень нравственности был низким. Но Россия становилась глобальным центром православия -- требовалась унификация писания. Понимание, внимание и уважение должны главенствовать в наших взаимоотношениях».
Затем выступил ржевский краевед Валерий Волков, с 2001 года -- заведующий библиотекой Покровской старообрядческой общины (Ржев) и редактор редакционно-издательской группы «Маргаритъ»; с 2004 года -- заведующий книгохранилищем при Покровском кафедральном соборе Русской православной старообрядческой церкви на Рогожском кладбище. Он посетовал на то, что в школьных учебниках раскольники представлены реакционерами, что в 7-м разделе «Основ православной культуры» старообрядцев обвиняют в эгоцентризме, гордыне и распадении на толки.
-- Такая модель заведомо бесплодна, -- констатирует Волков. -- Старообрядцы, напротив, отличались поголовной грамотностью, любовью к книге, песенностью, тягой к промышленности.
В.В. Волков далеко не во всем согласен с О.Л. Шахназаровым, который пришел к выводу, что именно старообрядчество стало чуть ли не главной движущей силой Октябрьской революции.

СТАРОВЕРЫ -- ГЛАВНЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ?
Олег Шахназаров в статье «Старообрядчество и большевизм» («Вопросы истории», 4/2002) причиной бед, потрясших Россию в ХХ веке, назвал вражду старообрядчества и РПЦ. Эту версию историк подкрепил довольно вескими доказательствами. Некоторые из них имеют касательство к Тверской губернии.
Наиболее подробная информация о старообрядцах-поповцах Тверской губернии относится к 1854 году. Тогда их, по оценке Шахназарова, насчитывалось 7749 человек (3700 мужчин и 4049 женщин), 6529 поповцев проживали в Ржевском уезде. В середине XIX века усилились гонения против ржевского раскола. Их связывают с деятельностью православного священника -- отца Матвея Константиновского. В историю он вошел как духовный наставник Гоголя в последние годы жизни писателя. Есть мнение, что именно отец Матвей убедил Гоголя сжечь второй том «Мертвых душ». По данным 1895 года, из 40 тысяч населения Ржева половину составляли старообрядцы.
Еще в 1880 году МВД пришло к выводу, что официальное число староверов всех «раскольничьих учений» в десять раз меньше действительного. К 1917 году численность старообрядчества достигла 37 миллионов!
Заявив о возможности построения социализма в отдельно взятой, сравнительно слаборазвитой стране -- России, Ленин снял важнейшее препятствие альянсу со старообрядчеством. Программа партии большевиков была приведена в соответствие с идеей «Москвы -- Третьего Рима».
Примечательно, что Михаил Калинин воспитывался в старообрядческой семье.
Последние годы жизни Ленин провел главным образом в окружении старообрядцев, которые служили ему и оберегали его. Когда в Горки прибыла комиссия по организации похорон Ленина, несмотря на присутствие в имении штатных охранников ГПУ, у тела стояла охрана из староверов: армяк, волосы обрезаны чуть выше мочки ушей, нестриженая борода… По таким признакам и определяла староверов охранка.
Бальзамирование тела было доверено бывшему эсеру инженеру-биохимику Б.И. Збарскому, семь лет прожившему в староверческой общине в Пермской области (Усолье, Всеволодо-Вильво). За анатомами присматривал Л.Б. Красин, в свое время работавший электриком у Саввы Морозова и передававший товарищам старообрядческие пожертвования на революционную деятельность.
Матрицей, с которой была скопирована основа колхозного строя, стал старообрядческий монастырь. Модель, которую Кропоткин абсолютно верно назвал «монастырским коммунизмом», была внедрена и в индустриальном варианте. Она сохранялась до начала 90-х годов ХХ века.
Гипотеза Шахназарова не получила развития на «круглом столе». Больше говорилось о книжных сокровищах старообрядцев, об их традициях и современном взгляде на православную соборность.

СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ КНИГОПЕЧАТАНИЕ
Виктор Осипов из подмосковного Боровска передал в дар ТвГУ одиннадцать сборников научных работ по старообрядчеству, изданных с 1995 года. Владимир Богданов рассказал о деятельности археографической лаборатории МГУ: «Нельзя рассматривать веру без традиции и традицию без веры. Заслуга старообрядчества в том, что оно сохранило богатейшие памятники. Традиция старообрядческой культуры во многом прервана: ее можно восстановить благодаря общению с живыми носителями старообрядчества, и только с помощью науки».
Кандидат исторических наук Галина Гадалова (научная библиотека ТвГУ) рассказала о тверских коллекциях кириллических старопечатных книг. А студентка ТвГУ Диана Примако рассказала о жизни и быте старообрядцев в Тверской губернии. Оксана Кравченко (истфак ТвГУ) поведала о православных церковных братствах во второй половине ХIХ -- начале ХХ века.
Научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Муравьев зафиксировал отрадное явление: «Старообрядцы стали обращать внимание на древнерусские переводы святоотеческих произведений». А заведующий архивом Митрополии РПСЦ Виктор Боченков, кандидат филологических наук, обратился к творчеству писателя и чиновника Петра Мельникова-Печерского. По мнению В.В. Боченкова, чиновничья ипостась чересчур часто подавляла свободу творчества автора знаменитых книг «В лесах» и «На горах».
Историк и журналист Глеб Чистяков (информационно-издательский отдел РПСЦ) рассказал об исторических традициях церковной соборности. На его взгляд, РПСЦ уже являлась развитым институтом гражданского общества. Старообрядчеству искони присущи свобода, соборность, избрание руководящих лиц, равноправие всех членов общины. В кулуарах Г.С. Чистяков представил свою книжку очерков «Рогожские алтари -- запечатленная святыня». С особым чувством он описал процедуру «распечатания алтарей» Рогожского кладбища в 1905 году. Это событие отражалось и в кадрах фильма «Распечатанные алтари» (ТВЦ, 2005), демонстрировавшегося перед окончанием «круглого стола».
Ярко и образно выступил сотрудник журнала РПСЦ «Церковь» Александр Антонов. В своей речи он далеко отходил от заявленной темы «Западничество и славянофильство: старообрядческий взгляд», создав объемную панораму религиозных воззрений различных эпох.

ДРАМАТИЗАЦИЯ НЕ НУЖНА
Любопытный диалог вызвала реплика одного из слушателей, увидевшего сходство «круглого стола» с былыми партконференциями, на которых партийные функционеры обсуждали научные диссертации. Татьяна Леонтьева возвысила свой голос против такого скоропалительного вывода: «Историки лишь недавно получили возможность начать исследования, и если мы будет наталкиваться на сарказм, то ничего толкового не получится». Такого же мнения придерживается и Инна Серегина: «Наш «круглый стол» кардинально отличается от ток-шоу, которые ведут известные тележурналисты. Те драматизируют ситуацию, чтобы сначала вычленить противоречие и только потом искать общий знаменатель. В нашей же ситуации излишняя драматизация не нужна».
В завершение встречи протоиерей РПСЦ передал в дар научной библиотеке ТвГУ книги ста наименований.
Всех, конечно, интересовал обмен впечатлениями отцов Георгия Белодурова и Евгения Чунина. За чашкой чая протоиерей Евгений сказал, что было бы хорошо взаимодействовать с учеными-историками, получать от них консультации в рабочем порядке: «Издать книгу не проблема, а вот иметь четко организованное хранение в храмах крайне затруднительно. Роль светских библиотек и архивов трудно переоценить». Отец Георгий узрел благо в том, что встреча прошла без взаимных упреков.
Александр Антонов, потрясенный приемом в Твери, захотел выпить чашку кофе за науку: «Светское -- это милость Божия! Если бы Господь не дал светского пространства, то нам негде было бы общаться». Татьяна Леонтьева также осталась довольна тем, что университет смог выступить третьей стороной в общении двух церквей. Сотрудничество будет продолжено. При расставании отец Георгий и отец Евгений обнялись по-братски.

Игорь МАНГАЗЕЕВ
На снимке (слева направо): сотрудник журнала РПСЦ \"Церковь\" Александр Антонов (?), протоиерей ржевской Покровской старообрядческой церква Евгений Чунин, священник РПЦ Георгий Белодуров, декан истфака Инна Серегина, профессор Татьяна Леонтьева. Фото автора.

(Статья опубликована 28 февраля 2007 г. в областной ежедневной газете \"Вече Твери\", стр. 7)

 

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Старообрядчество в Ржеве
» Эта статья от пользователя Mangazeev
» Самая читаемая статья из раздела Старообрядчество в Ржеве: История и настоящее Покровского храма в Ржеве
» Последние статьи раздела Старообрядчество в Ржеве: РЕЛИКВИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА
¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу


MyArticles 0.5 Rev1 for RUNCMS: by RunCms.ru


  
ВВЕРХ RZEV.ru © 2005 Городской интернет-портал Ржева ВВЕРХ
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Power by AMD © rzev.ru RunCms.Org
- Генерация страницы: 0.06 секунд | 30 Запросов | 73 Файлов: 464.8 КБ | HTML: 46.92 КБ -