кала их в том, что они хотят отдать курник на посмеяние
в то время, как его полагается разделить и съесть с мо-
литвой за счастье и благополучие молодой. (Ср.приговор
в белорусской свадьбе при еде коровая: «Дарую счастье и
долю и век долгий») 1). В противном случае, если что слу-
чится с молодой, то еще смогут их обвинить за то, что они
недостаточно молились за нее.
Этот обряд одаривания женщин того селения, куда не-
веста выходит замуж, в других местах (напр., Владимир-
ской губ.) носит более архаичные черты. Там невеста на
другой день после свадьбы, как лицо уже вошедшее в но-
вую семью и ставшее членом нового сельского общества
(или тем самым нового рода), дарила украшенный хлеб
женщинам, своим новым соседкам, обращаясь с просьбой
принять ее в их общество.
Повидимому и в описываемой свадьбе этот обряд имел
место в старину и носил сходные черты. В настоящее же
время сохранилось смутное воспоминание об этом обряде,
он перенесен в другое место ритуала и утерял более ста-
рое значение. Подобное перемещение обряда увидим и ни-
же, при описании старой свадьбы. В конце концов мною
была получена половина курника, другую же поделили
между собой 10 человек.
За песни певицы, кроме курника, от которого каждой
достался очень небольшой кусочек, получили те деньги,
которые им платили гости за величальные песни. На этой
свадьбе певицы заработали немного, в виду того, что соста-
вился довольно большой хор – в 20 человек, а также и
и потому, что в рабочую пору было мало гостей; на каждую
пришлось по 36 коп.
По окончании последней песни дружка посадил на ко-
лени к невесте маленького мальчика. После чего вышли
из-за стола, жених взялся за гармошку, гости начали
плясать.
В виду того, что свадьба справлялась в один день,
вместо обычных 2 и 3 дней, то вскоре после чаю, в 6 часов
все гости и свадебный поезд, отправились в дом родителей
невесты, где был приготовлен обед, поданный в следующей
1) Шейна «Материалы для изучения быта и языка русского населения сев.-зап. края, т.1, в. 2., с.318. СПБ 1890.
|