Rambler's Top100
Ржев - великий город


Старая и новая свадьба... часть 2
Тема: История Дата:  2.9.07

В связи с ограничением на размер статьи разбил на части началосм. часть 1

Отдаривать  за  песни  должны  также  и  те лица, котор-

рым  поют   песни   без    их  заказа;  по  упоминанию  в  песне

имени  известно,  кому  она  поется.  Отказаться  гостю  от  ве-

личания   песней   во   время   свадебного  стола  считается  не-

приличным.  Всякий  должен  ее   выслушать  и,  сколько хочет

и может заплатить за нее.

            «Игрицы» заводят «играть» плясовую песню. Две бабы

Впереди  поющей  группы  пляшут  под  эту  песню,   кружась

На одном месте, притопывая и хлопая в ладоши.

16.Мима маво садика,                    Бес тебя в тереме пусто,

     Мима маво зеленова,                 Бес тебя невесело,

     Пралетал чижик-пыжик,           Галовушку павесила,

     Маладой варОбушек.                 Павесила галовушку

     А за ним пралетала                     На правую старонушку.

    Маладая чижовачка.                                * * *

     Люли-люли.                                       Брату невесты.

      Ты пастой чижик-пыжик, (2)17. На Александрушки

      Маладой варобушек,                                      кудри,

      Бес тебя невесело.                         На Васильевиче частые,

      Мима маево терема,                      Его девушки любили,

      Мима маево высокова                  На высок терем вадили,

      Проезжал Николай Иванович,    Пивцом, винцом напаили,

      А за ним проезжала                      На пстелю спать па-

      Маладая баярыня Авдотья                                      палажыли.

                           Васильевна.              Ты спи, душа, не пра-

      Ты пастой, Никалаюшка,                                      снился.

          Падажди Иванович.                  Ума-разума наберися (2).

            Песни,  которые  поются  по  почину  певиц, все песни

Свадебные или, как здесь говорят. «свадебные»,  все  в  более

или менее  искаженной  форме  восходят  к  старинным    сва-

дебным песням, известным  нам  по многочисленным  записям

русских свадебных песен.

            Для  песен,  поющихся  по  заказу   гостей,    характерно

то,    что   среди   них   нет   свадебных   песен,  а  преобладают

романсы  и  военные  песни.  Последние  поются  главным  об-

разом  молодым мужчинам.   Привожу перечень  этих  песен:

«Вы не вейтесь черные вороны над моею головой», «Любила

Меня мать»,  «Сухой  бы  я  корочкой  питалась»,  «Прощайте

глазки    голубые»,    «Разлука»,    «Идет ротушка солдат»,   «В

тиши ночной,   во  тьме  глубокой,   с   прелестной     девочкой

бранеткой   прощался навсегда»,   «Несчастный       день   маво

рожденья».

            К величанью молодых певицы возвращаются несколько

Раз, так и поют им:

18.У галуба (2) залатая га-         Малада твая жена,

                                    лава,         Я па лету (2)

     У галупки принаряженная,  На колясачки возил,

     У Василия галава вся            А зимой (2)

                     кудрями увита,       В писаных санях,

     У Авдотьи галава вся            На ямских лашадях,

                     Кудрями увита.      Приударьте ка ребята,

    Приходи к ему таварищ,        Приударьте, малатцы

    Позавидывал ему,                   Штоб дабры кани ишли.

    Эх как бы мне бы маладу.

            В виду того, что обед затянулся, а запас свобо-

дных песен у певиц иссяк, то некоторые песни, как №№ 9, 13, 17

они повторили еще раз, обращая их к другим лицам.

            Когда гостям подали кашу в мисках, то молодым стряпуха

принесла в отдельном горшочке, который покачала перед ними.

Раздались возгласы: «приучайтесь качать». Молодая накрыла

кашу платком, который идет в пользу стряпухи. Под конец

свадебного пира дружка передает певицам «курник», пшеничный

пирог, испеченный матерью невесты. Этот пирог иногда

делается с начинкой из гречневой или рисовой каши. Певицы

принимают «курник» с пением песни в благодарность за него:

19. Повеличьте ее, душу Ав-     Посадили отца в высакОм

                               дотьюшку,                                    терему,

     Повеличьте ее Васильевну.  Павеличьте ее, душу Ав-

     Ты снасила красу у пра-                             дотьюшку,

                             вом рукаве,     Павеличьте ее, Васильевну,

     Садержала правду на             Пасадила мать в высоке

                         Сваем живате,                      тереме.

            Эта песня, исполняемая в настоящее время под конец

свадебного стола, в прежнее время имела место после

появления молодых из клети, когда обнаруживалось цело-

мудрие молодой, за что ее и величают. В Молодотудском

районе этот обычай уже вывелся давно, о нем ничего не

помнят даже старухи. Но выше приведенная песня,

исполняемая сейчас совсем не к месту, является неоспо-

римым доказательством существования когда-то обычая и

здесь (Ср. песню из Бельского уезда Смоленской г. – Шейн, Мат., т.I, в. 2, с .454)

 

Величья, наша Авдотка,            Или в свадебной песне Пинчу-

Величья. Узвеличила два                                           ков.

                            двары,              Да носыла красу до часу,

Узвеличила: первый дворчек    Дэржала праудоньку у

         Бацюшкин»… и.т.д.                            сердеэньку.

(Довнар-Запольский. Мотивы свад. песен Пинчуков, с. 13)

            «Курник» виденный мною на описываемой свадьбе,

представляет круглый, как хлеб пирог с диаметром 12 вершк.;

по нижнему краю украшен бахромой из теста, нарезанной на

подобие лапши и опоясывающий его вокруг; в середине нак-

ладное из теста украшение в виде S; по окружности, между

центральным украшением и пояском небольшие шишечки.

Как средняя фигура, так и эти шишечки – отдаленные и совер-

шенно затемненные потомки когда то бывших здесь птичек.

Эти шишечки и поясок в виде лапшеобразной бахромы род-

нят форму данного курника с хорошо известными нам по

многочисленным описаниям свадебными короваями у бело-

русов и украинцев 1).

            Полученный от невесты курник женщины и девушки,

входившие в состав хора, должны немедленно спрятать и

незаметно от мужчин унести куда-нибудь, где он могли бы

спокойно его разделить и съесть. Считается, что мужчины

могут отнять от женщин этот курник и съесть его одни.

Мужчины и парни следят, когда будут выносить курник из

избы, чтобы отнять его. В данном случае курник был

вынесен благополучно, но мирный дележ его был нарушен

моей просьбой, продать его в русский музей. Партия пою-

щих разделилась; одни, отнесясь к обряду едения курника

уже без всякого благоговения, согласны были обменить

свою долю на коврижку или на деньги, другая же партия упре-

1)      Ср. хотя бы изображение свадебных короваев у Шейна «Мат…. тI, в . 2, приложение

 

кала их в том,  что  они  хотят  отдать  курник на посмеяние

в  то  время,  как  его  полагается  разделить  и  съесть с  мо-

литвой за  счастье  и  благополучие  молодой. (Ср.приговор

в белорусской свадьбе при  еде  коровая:  «Дарую счастье и

долю и век долгий») 1). В противном случае, если  что  слу-

чится с молодой, то еще смогут их обвинить за то, что  они

недостаточно молились за нее.

      Этот обряд одаривания женщин того селения, куда не-

веста выходит замуж, в других местах (напр., Владимир-

ской губ.) носит более архаичные черты. Там невеста на

другой день после свадьбы, как лицо уже вошедшее в но-

вую семью и ставшее членом нового сельского общества

(или тем самым нового рода), дарила украшенный хлеб

женщинам, своим новым соседкам, обращаясь с просьбой

принять ее в их общество.

      Повидимому и в описываемой свадьбе этот обряд имел

место в старину и носил сходные черты. В настоящее же

время сохранилось смутное воспоминание об этом обряде,

он перенесен в другое место ритуала и утерял более ста-

рое значение. Подобное перемещение обряда увидим и ни-

же, при описании старой свадьбы. В конце концов мною

была получена половина курника, другую же поделили

между собой 10 человек.

      За песни певицы, кроме курника, от которого каждой

достался очень небольшой кусочек, получили те деньги,

которые им платили гости за величальные песни. На этой

свадьбе певицы заработали немного, в виду того, что соста-

вился довольно большой хор – в 20 человек, а также и

и потому, что в рабочую пору было мало гостей; на каждую

пришлось по 36 коп.

      По окончании последней песни дружка посадил на ко-

лени к невесте маленького мальчика. После чего вышли

из-за стола, жених взялся за гармошку, гости начали

плясать.

      В виду того, что свадьба справлялась в один день,

вместо обычных 2 и 3 дней, то вскоре после чаю, в 6 часов

все гости и свадебный поезд, отправились в дом родителей

невесты, где был приготовлен обед, поданный в следующей

1)        Шейна «Материалы для изучения быта и языка русского населения сев.-зап. края, т.1, в. 2., с.318. СПБ 1890.


последовательности: свинина, студень, суп, гречневая каша,

пшеничная каша, курник с рисом, разделенный между

всеми гостями; этот курник скорее следовало бы назвать

обычным пирогом, но по старой памяти его еще называют

курником. Опять пошло угощение самогонкой и пивом.

Когда хозяин, увлекшийся разговорами, медлил подливать

гостям вина, то дружко ему напоминал: «Василий Ефимыч,

Покажите путь, как вашу водку пьють». Пришедшие вслед

за гостями певицы пели те же величальные песни и песни по

заказу.

      Гости, выдержавшие двойное угощение, к вечеру окон-

чательно подгуляли, так что с наступлением темноты при-

шлось распрощаться с хозяевами, пожертвовавшими своей

свободой и непринужденностью для наших интересов, и дать

им возможность повеселиться под конец без всякой прину-

жденности, вызываемой присутствием посторонних наблю-

дателей.

            Такова современная свадьба в данном районе, спра-

вляемая крестьянами среднего достатка в летнее время.

Зимняя свадьба отличается от этой только тем, что в день

венчанья в доме жениха приуют весь вечер и ночь, больше

пьют, поют и танцуют. На другой день до утра 3-го дня

гостят в доме родителей невесты.

Вместо старой свадебной драмы с различными дей-

ствиями и приговорами, которые имели священное значе-

ние для предыдущих поколений, мы видим здесь свадьбу

почти совсем лишенную чисто этнографического интереса,

с очень небольшим количеством ненужных здесь и неумест-

ных обломков старого действа. Надо думать, что через

несколько лет уйдут в область предания и эти обломки, в

особенности, если роль распорядителя свадьбы – дружки

будет выполнять молодой человек, не знающий уже всех

приговоров. На данной свадьбе все выступления пожилого

дружки с традиционными формулами (цистое поле, кунья

шуба, соболья шапка и т.п.) казались лишними и неумест-

ными архаизмами, особенно рядом с «Разлукой» или

«Могилой».

            Что касается женского хора на свадьбе, то мне ка-

жется, что его песня еще не спета. Он может еще долго

играть роль увеселения гостей во время обеда. И уже в

выше описанной свадьбе намечается путь дальнейшей

Продолжение следует






Эта статья взята с сайта Ржев. Городской интернет-портал Ржев. .
http://rzev.ru

URL этой статьи:
http://rzev.ru/modules/myarticles/article.php?storyid=40