В связи с ограничением на размер статьи разбил на части началосм. часть 1
Отдаривать за песни должны также и те лица, котор-
рым поют песни без их заказа; по упоминанию в песне
имени известно, кому она поется. Отказаться гостю от ве-
личания песней во время свадебного стола считается не-
приличным. Всякий должен ее выслушать и, сколько хочет
и может заплатить за нее.
«Игрицы» заводят «играть» плясовую песню. Две бабы
Впереди поющей группы пляшут под эту песню, кружась
На одном месте, притопывая и хлопая в ладоши.
16.Мима маво садика, Бес тебя в тереме пусто,
Мима маво зеленова, Бес тебя невесело,
Пралетал чижик-пыжик, Галовушку павесила,
Маладой варОбушек. Павесила галовушку
А за ним пралетала На правую старонушку.
Маладая чижовачка. * * *
Люли-люли. Брату невесты.
Ты пастой чижик-пыжик, (2)17. На Александрушки
Маладой варобушек, кудри,
Бес тебя невесело. На Васильевиче частые,
Мима маево терема, Его девушки любили,
Мима маево высокова На высок терем вадили,
Проезжал Николай Иванович, Пивцом, винцом напаили,
А за ним проезжала На пстелю спать па-
Маладая баярыня Авдотья палажыли.
Васильевна. Ты спи, душа, не пра-
Ты пастой, Никалаюшка, снился.
Падажди Иванович. Ума-разума наберися (2).
Песни, которые поются по почину певиц, все песни
Свадебные или, как здесь говорят. «свадебные», все в более
или менее искаженной форме восходят к старинным сва-
дебным песням, известным нам по многочисленным записям
русских свадебных песен.
Для песен, поющихся по заказу гостей, характерно
то, что среди них нет свадебных песен, а преобладают
романсы и военные песни. Последние поются главным об-
разом молодым мужчинам. Привожу перечень этих песен:
«Вы не вейтесь черные вороны над моею головой», «Любила
Меня мать», «Сухой бы я корочкой питалась», «Прощайте
глазки голубые», «Разлука», «Идет ротушка солдат», «В
тиши ночной, во тьме глубокой, с прелестной девочкой
бранеткой прощался навсегда», «Несчастный день маво
рожденья».
К величанью молодых певицы возвращаются несколько
Раз, так и поют им:
18.У галуба (2) залатая га- Малада твая жена,
лава, Я па лету (2)
У галупки принаряженная, На колясачки возил,
У Василия галава вся А зимой (2)
кудрями увита, В писаных санях,
У Авдотьи галава вся На ямских лашадях,
Кудрями увита. Приударьте ка ребята,
Приходи к ему таварищ, Приударьте, малатцы
Позавидывал ему, Штоб дабры кани ишли.
Эх как бы мне бы маладу.
В виду того, что обед затянулся, а запас свобо-
дных песен у певиц иссяк, то некоторые песни, как №№ 9, 13, 17
они повторили еще раз, обращая их к другим лицам.
Когда гостям подали кашу в мисках, то молодым стряпуха
принесла в отдельном горшочке, который покачала перед ними.
Раздались возгласы: «приучайтесь качать». Молодая накрыла
кашу платком, который идет в пользу стряпухи. Под конец
свадебного пира дружка передает певицам «курник», пшеничный
пирог, испеченный матерью невесты. Этот пирог иногда
делается с начинкой из гречневой или рисовой каши. Певицы
принимают «курник» с пением песни в благодарность за него:
19. Повеличьте ее, душу Ав- Посадили отца в высакОм
дотьюшку, терему,
Повеличьте ее Васильевну. Павеличьте ее, душу Ав-
Ты снасила красу у пра- дотьюшку,
вом рукаве, Павеличьте ее, Васильевну,
Садержала правду на Пасадила мать в высоке
Сваем живате, тереме.
Эта песня, исполняемая в настоящее время под конец
свадебного стола, в прежнее время имела место после
появления молодых из клети, когда обнаруживалось цело-
мудрие молодой, за что ее и величают. В Молодотудском
районе этот обычай уже вывелся давно, о нем ничего не
помнят даже старухи. Но выше приведенная песня,
исполняемая сейчас совсем не к месту, является неоспо-
римым доказательством существования когда-то обычая и
здесь (Ср. песню из Бельского уезда Смоленской г. – Шейн, Мат., т.I, в. 2, с .454)
Величья, наша Авдотка, Или в свадебной песне Пинчу-
Величья. Узвеличила два ков.
двары, Да носыла красу до часу,
Узвеличила: первый дворчек Дэржала праудоньку у
Бацюшкин»… и.т.д. сердеэньку.
(Довнар-Запольский. Мотивы свад. песен Пинчуков, с. 13)
«Курник» виденный мною на описываемой свадьбе,
представляет круглый, как хлеб пирог с диаметром 12 вершк.;
по нижнему краю украшен бахромой из теста, нарезанной на
подобие лапши и опоясывающий его вокруг; в середине нак-
ладное из теста украшение в виде S; по окружности, между
центральным украшением и пояском небольшие шишечки.
Как средняя фигура, так и эти шишечки – отдаленные и совер-
шенно затемненные потомки когда то бывших здесь птичек.
Эти шишечки и поясок в виде лапшеобразной бахромы род-
нят форму данного курника с хорошо известными нам по
многочисленным описаниям свадебными короваями у бело-
русов и украинцев 1).
Полученный от невесты курник женщины и девушки,
входившие в состав хора, должны немедленно спрятать и
незаметно от мужчин унести куда-нибудь, где он могли бы
спокойно его разделить и съесть. Считается, что мужчины
могут отнять от женщин этот курник и съесть его одни.
Мужчины и парни следят, когда будут выносить курник из
избы, чтобы отнять его. В данном случае курник был
вынесен благополучно, но мирный дележ его был нарушен
моей просьбой, продать его в русский музей. Партия пою-
щих разделилась; одни, отнесясь к обряду едения курника
уже без всякого благоговения, согласны были обменить
свою долю на коврижку или на деньги, другая же партия упре-
1) Ср. хотя бы изображение свадебных короваев у Шейна «Мат…. тI, в . 2, приложение