Rambler's Top100
Поиск  
Блок главного меню
  ГлавнаяРекламодателямНовостиСтатьиФорумКаталог ссылокЧаВо(FAQ)АнекдотыИгрыОбъявленияГостевая книгаФотогалерея  

Новое на сайте
 
 
 

Впервые в Ржеве? Путеводитель
  Общие сведенияДревний РжевРжев в ВОВЭкономикаКультураСпортСМИКарты РжеваТранспортСправочные телефоныРжев из космосаРедкие фото РжеваРжевская кинохроникаПанорамы Ржева
 

Кто сейчас на сайте
   9: Гости
 0: Пользователи
 4897: Пользователи с регистрацией

Вы гость здесь.
+ регистрация
 

Партнерская программа
   

Нас посещают
  Locations of visitors to this page  



2.9.07 18:42 | Старая и новая свадьба... часть 2
Раздел: История | Автор: Basile | Рейтинг: 10.00 (2) Оценить | Хитов 4052

В связи с ограничением на размер статьи разбил на части началосм. часть 1



Отдаривать  за  песни  должны  также  и  те лица, котор-

рым  поют   песни   без    их  заказа;  по  упоминанию  в  песне

имени  известно,  кому  она  поется.  Отказаться  гостю  от  ве-

личания   песней   во   время   свадебного  стола  считается  не-

приличным.  Всякий  должен  ее   выслушать  и,  сколько хочет

и может заплатить за нее.

            «Игрицы» заводят «играть» плясовую песню. Две бабы

Впереди  поющей  группы  пляшут  под  эту  песню,   кружась

На одном месте, притопывая и хлопая в ладоши.

16.Мима маво садика,                    Бес тебя в тереме пусто,

     Мима маво зеленова,                 Бес тебя невесело,

     Пралетал чижик-пыжик,           Галовушку павесила,

     Маладой варОбушек.                 Павесила галовушку

     А за ним пралетала                     На правую старонушку.

    Маладая чижовачка.                                * * *

     Люли-люли.                                       Брату невесты.

      Ты пастой чижик-пыжик, (2)17. На Александрушки

      Маладой варобушек,                                      кудри,

      Бес тебя невесело.                         На Васильевиче частые,

      Мима маево терема,                      Его девушки любили,

      Мима маево высокова                  На высок терем вадили,

      Проезжал Николай Иванович,    Пивцом, винцом напаили,

      А за ним проезжала                      На пстелю спать па-

      Маладая баярыня Авдотья                                      палажыли.

                           Васильевна.              Ты спи, душа, не пра-

      Ты пастой, Никалаюшка,                                      снился.

          Падажди Иванович.                  Ума-разума наберися (2).

            Песни,  которые  поются  по  почину  певиц, все песни

Свадебные или, как здесь говорят. «свадебные»,  все  в  более

или менее  искаженной  форме  восходят  к  старинным    сва-

дебным песням, известным  нам  по многочисленным  записям

русских свадебных песен.

            Для  песен,  поющихся  по  заказу   гостей,    характерно

то,    что   среди   них   нет   свадебных   песен,  а  преобладают

романсы  и  военные  песни.  Последние  поются  главным  об-

разом  молодым мужчинам.   Привожу перечень  этих  песен:

«Вы не вейтесь черные вороны над моею головой», «Любила

Меня мать»,  «Сухой  бы  я  корочкой  питалась»,  «Прощайте

глазки    голубые»,    «Разлука»,    «Идет ротушка солдат»,   «В

тиши ночной,   во  тьме  глубокой,   с   прелестной     девочкой

бранеткой   прощался навсегда»,   «Несчастный       день   маво

рожденья».

            К величанью молодых певицы возвращаются несколько

Раз, так и поют им:

18.У галуба (2) залатая га-         Малада твая жена,

                                    лава,         Я па лету (2)

     У галупки принаряженная,  На колясачки возил,

     У Василия галава вся            А зимой (2)

                     кудрями увита,       В писаных санях,

     У Авдотьи галава вся            На ямских лашадях,

                     Кудрями увита.      Приударьте ка ребята,

    Приходи к ему таварищ,        Приударьте, малатцы

    Позавидывал ему,                   Штоб дабры кани ишли.

    Эх как бы мне бы маладу.

            В виду того, что обед затянулся, а запас свобо-

дных песен у певиц иссяк, то некоторые песни, как №№ 9, 13, 17

они повторили еще раз, обращая их к другим лицам.

            Когда гостям подали кашу в мисках, то молодым стряпуха

принесла в отдельном горшочке, который покачала перед ними.

Раздались возгласы: «приучайтесь качать». Молодая накрыла

кашу платком, который идет в пользу стряпухи. Под конец

свадебного пира дружка передает певицам «курник», пшеничный

пирог, испеченный матерью невесты. Этот пирог иногда

делается с начинкой из гречневой или рисовой каши. Певицы

принимают «курник» с пением песни в благодарность за него:

19. Повеличьте ее, душу Ав-     Посадили отца в высакОм

                               дотьюшку,                                    терему,

     Повеличьте ее Васильевну.  Павеличьте ее, душу Ав-

     Ты снасила красу у пра-                             дотьюшку,

                             вом рукаве,     Павеличьте ее, Васильевну,

     Садержала правду на             Пасадила мать в высоке

                         Сваем живате,                      тереме.

            Эта песня, исполняемая в настоящее время под конец

свадебного стола, в прежнее время имела место после

появления молодых из клети, когда обнаруживалось цело-

мудрие молодой, за что ее и величают. В Молодотудском

районе этот обычай уже вывелся давно, о нем ничего не

помнят даже старухи. Но выше приведенная песня,

исполняемая сейчас совсем не к месту, является неоспо-

римым доказательством существования когда-то обычая и

здесь (Ср. песню из Бельского уезда Смоленской г. – Шейн, Мат., т.I, в. 2, с .454)

 

Величья, наша Авдотка,            Или в свадебной песне Пинчу-

Величья. Узвеличила два                                           ков.

                            двары,              Да носыла красу до часу,

Узвеличила: первый дворчек    Дэржала праудоньку у

         Бацюшкин»… и.т.д.                            сердеэньку.

(Довнар-Запольский. Мотивы свад. песен Пинчуков, с. 13)

            «Курник» виденный мною на описываемой свадьбе,

представляет круглый, как хлеб пирог с диаметром 12 вершк.;

по нижнему краю украшен бахромой из теста, нарезанной на

подобие лапши и опоясывающий его вокруг; в середине нак-

ладное из теста украшение в виде S; по окружности, между

центральным украшением и пояском небольшие шишечки.

Как средняя фигура, так и эти шишечки – отдаленные и совер-

шенно затемненные потомки когда то бывших здесь птичек.

Эти шишечки и поясок в виде лапшеобразной бахромы род-

нят форму данного курника с хорошо известными нам по

многочисленным описаниям свадебными короваями у бело-

русов и украинцев 1).

            Полученный от невесты курник женщины и девушки,

входившие в состав хора, должны немедленно спрятать и

незаметно от мужчин унести куда-нибудь, где он могли бы

спокойно его разделить и съесть. Считается, что мужчины

могут отнять от женщин этот курник и съесть его одни.

Мужчины и парни следят, когда будут выносить курник из

избы, чтобы отнять его. В данном случае курник был

вынесен благополучно, но мирный дележ его был нарушен

моей просьбой, продать его в русский музей. Партия пою-

щих разделилась; одни, отнесясь к обряду едения курника

уже без всякого благоговения, согласны были обменить

свою долю на коврижку или на деньги, другая же партия упре-

1)      Ср. хотя бы изображение свадебных короваев у Шейна «Мат…. тI, в . 2, приложение

 

  [1] 2 3 »

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела История
» Эта статья от пользователя Basile
» Самая читаемая статья из раздела История: История Ржевского края (до первого упоминания Ржева в 1216г.)
» Последние статьи раздела История: История Ржевского края (до первого упоминания Ржева в 1216г.)
¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу


MyArticles 0.5 Rev1 for RUNCMS: by RunCms.ru


  
ВВЕРХ RZEV.ru © 2005 Городской интернет-портал Ржева ВВЕРХ
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Power by AMD © rzev.ru RunCms.Org
- Генерация страницы: 0.08 секунд | 30 Запросов | 74 Файлов: 469.69 КБ | HTML: 75.11 КБ -