Rambler's Top100
Поиск  
Реклама
 

 

Блок главного меню
  ГлавнаяРекламодателямНовостиСтатьиФорумЧаВо(FAQ)Каталог ссылокАнекдотыИгрыОбъявленияГостевая книгаФотогалерея  

Новое на сайте
 
 
 

Впервые в Ржеве? Путеводитель
  Общие сведенияДревний РжевРжев в ВОВЭкономикаКультураСпортСМИКарты РжеваТранспортСправочные телефоныРжев из космосаРедкие фото РжеваРжевская кинохроникаПанорамы Ржева
 

Топ форумчан
  Топ форумчан за последние 7 дней:
: Cantor 9
: Maria 7
: Merriam 4
: vasa 3
: vnuk_sapera 1
 

Кто сейчас на сайте
   2: Гости
 0: Пользователи
 4435: Пользователи с регистрацией

Вы гость здесь.
+ регистрация
 

Реклама
 

 

Партнерская программа
   

Нас посещают
  Locations of visitors to this page  

Партнерская программа
  Беговые лыжи STC оптом  



Старая и новая свадьба в Ржевском уезде Тверской губернии
Опубликовано: Basile , Включено: Aug-02-2007

Начинаю публикацию статьи Н.Гринкова из сборника Ржевский Край  № 1 изд. Ржевского общества краеведов. Государственный музей 1926г. стр 98-142

Старая и новая свадьба в Ржевском уезде Тверской губернии.

(из материалов Верхне-Волжской экспедиции РАИМК)

 

Во время работы в составе Верхнее-Волжской Экспедиции Российской Академии Истории Материальной Культуры в Ржевском уезде Тверской губернии летом 1924 года мне пришлось быть на свадьбе в дер. Ванино (Маторино) Молодотудской волости, а также записать старый свадебный обряд, относящийся к концу XIX века.  По методологическим соображениям отпишу сначала современную свадьбу для того, чтобы получить наглядную картину того, что совершается в настоящее время. При описании же старого обряда буду лишь ссылаться на аналогичные моменты ритуала или на сходные песни новой свадьбы.

В виду того, что сенокосная пора еще была в разгаре (свадьба справлялась в воскресенье 18-го июля), свадьбу играли на спех, отгуляв только один день; была, как здесь говорят «обыденная свадьба»; уже в понедельник, на другой день после венчания, молодые отправились на сенокос. Жених был из д.Ванино, невеста с соседней Васиной мельницы, называемой по имени владельца, отца невесты. По настоянию отца жениха, вопреки пожеланиям старшего, женатого брата жениха, свадьбу играли по новому, бросив старые «прихаматья», хотя, как увидим ниже, новая свадьба здесь еще носит ряд обрядов, правда уже мертвых, но еще необходимых.

К празднованию свадьбы по новому, по городскому  побуждало еще и то обстоятельство, что невесту брали из богатой семьи мельника, более культурной, чем общая масса, в доме невесты были уже городские порядки и обстановка.

Наблюдения и записи, производились мною в доме жениха, с кануна свадьбы, т.е. с вечера субботы.

По окончании полевых работ отец жениха распорядился, чтобы пол избы застлали соломой. Но мой вопрос, для чего это делается, он объяснил, что солому настилают, чтобы большая толпа любопытных на свадьбе не очень затоптала только что вымытый пол. Но несомненно, что в основе этого обычая, очень характерного для данного района, лежит другое, уже бесследно забытое соображение ритуального порядка.

Пришедшие с поля девушки д.Ванино собрались на улице под окнами жениховой избы и пропели одну за другой величальную песни жениху.

Елка, ялошечка,

Золотая макушечка,

Да усе ль тваи ветачки

Все ль да зеланаи.

Ты княсь Никалаюшка,

Ты пройди по изобушки,

Пасматри на биседушку,

Да усе ль тваи гости,

Да усель тваи гости собраны.

Дарагова гостя нет тут,

Нет радительки матушки.

Узмалился княсь Никалаюшка

Братцу Сергеюшки.

«Ты радимый брат Сергеюшка,

Ты выйди на канюшный двор,

Забратай каня ворана,

Падъедь кА бажьой церкви,

Ударь 3 раза в колакал,

Узбуди родну матушку».

Но родная мать Богу молитца,

Богу молицца, сама у Христа просицца,

Ты радима, родная матушка,

Харашо-ль она суряжена,

Высоко-ль она посажена.

 

(прим. Все песни и приговоры приводятся в приблизительной транскрипции, с соблюдением только главнейших особенностей местного говора, в в иду трудности печатания в точной транскрипции; варианты песен указываются только из близких районов)

 

 

Песня эта довольно старая, ее находим уже у Разумихина в статье «Село Бобровка и окружный его околоток» (запись 50-х годов, Этнограф.сборник, вып I,  c.224-85, СПБ. 1853). Ср. Шейн «Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края», т. I, ч.2 с. 395, 403. СПБ 1890.

            Эту песню поют обычно жениху или невесте – сироте.

Удала, удала душа Авдотьюшка,

Поудалей за ней княсь Николаюшка,

Он патсек березу ф поли при пути,

Он скасил мяды в зеленых лугах,

Он сарвал ягаду в высаком бару,

Он спазнал Авдотьюшку в высаком тирему,

Ты раскинь биреза патсеченая,

Рассластись мяды ф поли скошенные,

Ты сазрей ягада в бару сорвана,

Ты расплачься Авдотьюшка просватанная.

                                  ***

            На гары калинушка крушками,

            Не гулять Колюшки з друшками.

            Я Пайду  калинушку приламаю,

            Сама пойду з дефками пагуляю.

 

            Эти же песни пелись и у невесты в этот вечер ее подругами из соседней деревни, кроме № 1, которая поется сироте (у жениха зимой умерла мать). Никакой вечеринки в этот вечер не было ни у жениха, ни у невесты.

            В самый день венчанья, которое должно было быть после обедни в 12 час., часов в 8, начались приготовления. У хозяйки уже в печке стоял приготовленный обед. Стол накрыли чистой скатертью, поставили на стол хлеб и икону. Жених, одетый в новую сатиновую розовую рубаху, подарок невесты, сел за стол в передний угол и ждал приезда дяди, исполнявшего роль дружки (или тысяцкого).

            По приезду тысяцкого началось благословение жениха. Тысяцкий первым вызывает благословлять отца: «Есть у нашего князя винображного отец и мать родные, поили, кормили, по рукам качали, в уста целовали, к уму разуму приучали, в обихонную снарядите, обряд приложите: бел чулок, сахьян сапох, кунню шубу, саболлю шапку, гарсувай пояс подпоясать, шелков плат под шею подвязать, теперь благословить на широкий двор выходить, в цистое поле выехать, в зеленые луга, подъехать ко Божьой церкив, в Божью церковь взойти, под злат венец встать,  животворящий крест целовать, свою суженую спознать, а вашей милости низкий поклон отдать».

            Затем вызывают тетку,  заменяющую умершую мать, братьев, сестер, даже 4-летнюю сестренку. Благословляющий сидит на лавке в переднем углу и держит в руках хлеб и икону, жених становится перед ним на колени, кланяется в ноги, целует икону и благословляющего, при этом жениха не крестят ни иконой, ни хлебом. Поцеловавшись, жених встает, а благословляющий уступает свое место  следующему лицу, вызванному дружкой, и передает ему хлеб с иконой. Несмотря на отрешение от «прихматьев» все-таки не могли обойтись здесь без традиционной выклички дружки, известной еще по записям 50-х годов XIX века 1) и по моим записям о старой свадьбе (см.ниже).

            После того, как жениха благословили все родственники, дружка обращается ко высеем присутствующим: « Благословите все крещоные», те отвечают: «Бог басловить».

            Перед выходом из избы присаживаются на лавки, молятся. Затем дружка и шафер (брат) берут жениха за руки и ведут садиться в тарантас, стоящий во дворе. Жених садится в тарантас с шафером, а тысяцкий, брат жениха и брат невесты в другую телегу. Характерно, что в данном случае жениха ведут в тарантас через скотный двор, в то время, как в обычное время при поездках садятся в  тарантас, стоящий у крыльца, выходящего в проулок.

            В это же время невесту собирают к венцу. На невесте было надето розовое платье, как у жениха рубаха, юбка в складку и кофта с широким, в роде матросского,  воротником. Под венец невеста едет с распущенными волосами,  перед благословение ее расчесывает девочка волосы, держа нож в руке, и приговаривает: «Отрежу косу», а присутствующие родственники жениха кричат: « не режь, сделаешь кургузую», дают девочке деньги и косоплетку. Невеста плачет во время расчесывания косы и благословения.

            Пред посадкой в тарантас на голову ее накидывают развернутый шерстяной фабричный платок розового цвета

1)      Этнографич. Сборн., т. 1, с. 254-65 (ст.Разумихина) и т V с. 39-63 (ст.Сокальского)

                             

Таким образом, что два угла висят спереди, а другие два сзади; этим платком невеста закрыта до пояса. Едет под венец в тарантасе. Тарантас невесты отличается от повозок других поезжан так же, как и тарантас жениха; дуга украшена так называемой «дужницей», обернута разноцветными лоскутами ситца, а нее навязаны банты из ситца и бубенцы.

            Во время венчанья в доме жениха приготовляют столы для встречи новобрачных. К обычному столу в правом переднем углу ставятся еще два стола вдоль длинной стороны избы. На столы избегают класть заранее ложки, это полагается только на поминках.

            Жених ждет невесту в доме священника на погосте Благовещенском. Невеста, приехав под покрывалом,  снимает его в доме священника и надевает тюлевую фату и венок из флер-д’оранжа. Отсюда священник ведет их венчаться в церковь, взяв за руки жениха, а жених невесту. Перед аналоем разостлан кусок холста, на который встают жених с невестой.

            После венца в том же порядке «с крестом» священник отводит молодых в свой дом. Мать невесты кормит их яйцами и мясом.

            Из церкви свадебный поезд едет к дому жениха другой дорогой, в данном случае через Шарки и Курилино. Приближается к деревне поезд с песнями и криками, у самых ворот дома поворачивают, и несколько раз с песнями и криками поезд быстро проносится по деревне.

            Когда молодые выезжают в ворота двора, то их ждут у ворот собравшиеся певицы из деревни и встречают их песней.

     

     4.  Ох вы соколы, соколы,

          Далеко ль вы летали.

          Мы летали, летали

          С горушки в горушку.

          Что вы слыхали, видали.

           Мы слышали, видали,

            Серу утицу на мааре.   

Чего ж вы ее не взяли,

Сизы крылышки оторвали.

Уж вы князики, бояры,

Далеко ль вы ездили,

А мы ездили, ездили,

С города на горад.

Что вы слышали, видали

Красну девицу в тереме.

Вы чево ж ее не взяли.

Мы взять не взяли.

Косу руссу росплели

На белым плечам росклали,

В три ручья розлили.

 

Продолжение следует 

[ Вернуться в раздел История ржевского старообрядчества | Вернуться в главный раздел ] Страница для печати Послать эту статью другу

Последние объявления (г.Ржев и Тверская обл.):

Цитата
"Склероз хорош тем, что ничего плохого не помнишь и всегда узнаешь что-нибудь новенькое."

Неизвестный автор



  
ВВЕРХ RZEV.ru © 2005 Городской интернет-портал Ржева ВВЕРХ
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Power by AMD © rzev.ru RunCms.Org
- Генерация страницы: 0.19 секунд | 33 Запросов | 74 Файлов: 447.01 КБ | HTML: 68.41 КБ -