Добавлено: Ср Май 4 23:06:01 2011 Заголовок сообщения: Чеслав Милош
Совсем недавно узнала, что известный польско-американский поэт, эссеист, переводчик, лауреат Нобелевской премии 1980 года в области литературы ЧЕСЛАВ МИЛОШ (30.06.1911 -14.08.2004) имеет некое отношение к нашему городу.
Прочитать об этом знаменитом литераторе можно здесь. http://noblit.ru/content/category/4/100/33/
А вот каким образом его судьба пересеклась с Ржевом.
Чеслав Милош
Родная Европа
Глава из книги
Десять дней, которые потрясли мир
Барский дворец стоял в парке, спускающемся к Волге. Берёзовая аллея вела к расположенному в полутора вёрстах городу Ржеву. В подвалах дворца разместились армейские кухни, нижние этажи занимала семья владельца, в комнатах на чердаке жили мы, то есть «беженцы». Любимыми моими друзьями были русские солдаты. Лицо приятно щекотали их рыжие бороды, мягкие, как обезьянка, которую мне сшили из лоскутков. Я участвовал во всех их трапезах в кухне внизу, сидя у кого-нибудь из бородачей на коленях. Мне совали в руку ложку и велели есть. Я относился к этому как к скучной обязанности, которую – неизвестно почему – надо исполнять, чтобы насладиться радостью общения. Потом я поднимался наверх, где меня ждал ритуал второго обеда: я всё сметал с подсовываемых матерью тарелок не из жадности, а из послушания. В результате я стал мучеником аскетизма навыворот, подобно набожным ханжам-распутницам. Я тяжело заболел расширением желудка, что, как я сейчас понимаю, в предверии приближающихся великих событий было совсем некстати.
С хозяевами дворца я дружбы не завёл и в их комнаты – сферу таинственную и недоступную – не заглядывал. Исключение составляла добрая старушка, которая уводила меня к себе по длинному, заставленному сундуками коридору. В её комнате пахло ладаном, поблёскивала позолота икон и красновато светились лампадки с плавающим в масле фитилём.
Кроме того, я, кажется, был влюблён в Лену. Правда, я мог только издали ею восхищаться. Это была двенадцатилетняя особа, гордая и надменная. Каждое утро к парадному крыльцу подкатывала коляска с кучером на облучке. Она отвозила Лену в Ржев, в школу. Я стоял поодаль и, глотая слюну, созерцал шею в вырезе матросского воротника. «Шея твоя, как столп Давидов, сооружённый для оружий, тысяча щитов висит на нём – все щиты сильных», - мог бы я сказать, однако не говорил. Меня не смущало, что у предмета моего восхищения веснушки и прыщи. Но тогда ни в чём не было ясности. Я постоянно слышал вокруг:»Ленин, Ленин», и этот звук ничего не означал. Однако он ассоциировался с шеей, и оттого в моём воображении странным образом переплелись Лена и Ленин.
«Десять дней» представились мне следующим образом. Я лежал в кровати, открыл глаза и увидел одного из моих бородатых друзей. Его гимнастёрка была сплошь забрызгана кровью. Вёл он себя не так, как обычно. Каким-то хриплым шёпотом, словно куда-то спешил, спросил, где родители. Потом исчез, и тут же вбежали мать с отцом с криком, не испугался ли я. «Серёжа зарезал петуха», - ответил я и, перевернувшись на другой бок, заснул.
Для свободы есть разные определения. Одно из нихъ гласит, что свобода – это возможность пить водку в неограниченных количествах. В Ржеве солдаты разгромили казённую винную лавку. Спиртное потекло по сточным канавам, и жители города, не в силах глядеть на такое расточительство, ложились на край канав и пили. Серёжа ввязался в пьяную драку и деловито зарезал не петуха, а одного из своих товарищей, вследствие чего другие погнались за ним, чтобы ответить ему тем же. Он влетел на наш чердак в поисках убежища. И кажется, мои родители где-то его спрятали, что было благородно.
Возникают новые линии раздела между людьми. Немаловажно деление на тех, кто знает Россию, и тех, кто её не знает: разнится их глубинное, порой трудно определимое отношение к одним и тем же явлениям жизни. Знание это вовсе не обязательно осознанное. Поразительно, до какой степени дух той или иной страны может проникнуть в ребёнка. Сильнее мысли зрительный образ: например, сухие листья на дорожках, сумерки, тяжёлое небо. В парке пересвистывались революционные патрули. Волга была свинцово-чёрной. Я навечно впитывал ощущение подспудной опасности., непостижимых диалогов – шёпот, перемигивания. Дворец покорно ждал обещанной расправы с его обитателями – этой печальной участи вряд ли избежали бы случайные приживальщики-беженцы, - и в воздухе был разлит страх. Я впитывал в себя и церковные луковки на фоне сине-красного неба, испятнанного тучами галок, булыжные мостовые Ржева, на которых за проезжающей телегой тянулся ручеёк семечек из распоротого мешка, детей в ушанках, с криком запускающих змея. По неизвестным мне причинам – вероятно, из-за переездов конторы, где служил отец, или по соображениям безопасности – мы вскоре снова отправились в путь и поселились в Дерпте – городе на западном рубеже бывшей империи. Деревянная лестница в доме была грязная, двор унылый. Вокруг не стихали разговоры о голоде. Не хватало сахара, мяса, был хлеб, больше чем наполовину состоящий из опилок, сахарин и картошка. Ночью меня будил громкий стук в дверь, шаги и грубые голоса. При свете коптилки люди в кожанках и высоких сапогах высыпали на пол содержимое ящиков и шкафов. Отец мой был «спецом», утверждённым рабочим советом предприятия, и в списке подозрительных лиц не значился. Обыски во всех домах города были, по-видимому, делом обычным. Ужас на лицах женщин, крик брата в колыбели, перевёрнутый вверх дном убогий семейный очаг, то бишь нора, - всё это ранит детскую душу.
Добавлено: Чт Май 5 10:37:22 2011 Заголовок сообщения:
У меня вопрос из-за любопытства. Что это за барский особняк в полутора вёрстах от Ржева с аллеей к берегу Волги, который описан в эссе Милоша? Не в Шопорово ли он стоял когда-то..? Кто знает или предполагает?
Добавлено: Чт Май 5 20:32:12 2011 Заголовок сообщения:
Basile писал(а):
Возможно это имение Ермоловых, располагавшееся в Шопорово. Имение Шульца - бывший пионерлагерь им Семашко, находиолось дальше от города.
Да, похоже. Спасибо, Basile!
А нет ли у Вас случайно сведений о судьбе последней владелицы имения старой Ольги Губиной? Или, может быть, Вы знаете, где можно разжиться информацией о ней?
Староверкой она, видимо, не была, поскольку дворянских кровей.
Добавлено: Пт Май 6 7:08:52 2011 Заголовок сообщения:
Особняков не сохранилось. Сейчас это район города с унылой "частной" застройкой. Из известных мне зданий "дворянских гнезд" имеются развалины в д.Знаменское - бывшее имение графов Есиповых, особняк в Зайцево имение графов Игнатьевых, здание усадьбы в пос. Успенское. про знаменское я написал, в Зайцево последнее время стоял пустой, в Успенском значительно перестроен.
_________________ "Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон."
Зарегистрирован: 14.07.2005 Сообщения: 3518 Откуда: СПб Награды: Нет
Добавлено: Пт Май 6 21:46:32 2011 Заголовок сообщения:
Basile, спасибо. Какой большой спектр восстанов. работ у ржевитян !!!!
Basile писал(а):
Из известных мне зданий "дворянских гнезд" имеются развалины в д.Знаменское - бывшее имение графов Есиповых, особняк в Зайцево имение графов Игнатьевых, здание усадьбы в пос. Успенское. про знаменское я написал, в Зайцево последнее время стоял пустой, в Успенском значительно перестроен.
Добавлено: Сб Май 7 10:19:40 2011 Заголовок сообщения:
Да. Спектр восстановительных работ большой. И это при том, что ржевитяне живут в аврийных домах. Похоже, что бывшим дворянским гнёздам придётся ещё подождать. Или же придут бывшие владельцы барских усадьб и инвестируют свои капиталы, если они у них есть.
Возвращаясь к Ч.Милошу, хотелось бы узнать, что сталось с Ольгой Губиной, старушкой, которая жила в ермоловском имении? Умерла и похоронена она в Ржеве или переехала из Ржева после революции в другой город или заграницу?
А что сталось с надменной особой Леной? Кто она вообще?
Добавлено: Пт Май 13 20:39:02 2011 Заголовок сообщения:
Ищу информацию о Ермоловых, которым принадлежало имение Иваньково возле Шопорово под Ржевом.
Из книги "История Ржева. Очерки по истории ржевской земли" издания 2000 года мы знаем, что барином поместья был генерал-лейтенант Виктор Алексеевич Ермолов, сын известного российского военного и героя Отечественной войны 1812 года Алексея Петровича Ермолова.
Виктор Алексеевич Ермолов был сыном А.П.Ермолова от черкешенки Сюйда, которого назвали Бахтиаром. При крещении он получил имя Виктор.
Виктор воспитывался в пансионате, а затем в Артиллерийском училище.
Цитата из статьи о. Сергия:
"Виктор (Бахтияр) Алексеевич начал службу в армейской артиллерии, дослужился до генерал-лейтенанта, что по "Табели о рангах" соответствует гражданскому чину тайного советника и дает титул "превосходительства". Чин генерал-лейтенанта присваивался не за выслугу лет, а по личному распоряжению Государя.
Женат он был на дворянке Анне Ивановне Демьяновой и за ней взял имение в Смоленской губернии. У них было четыре дочери: Варвара, Елена, Анна и Ольга, а также сын Владимир, который дослужился до чина генерал-майора, служил Начальником канцелярии управления по ремонтированию армии. Ему же досталась завещанная знаменитым дедом родовая Тихвинская икона Божией Матери.
В "Русском провинциальном некрополе" говорится, что похоронен Виктор Алексеевич Ермолов в январе 1892 года на Смоленском кладбище Ржева. Рядом с ним упокоилась в 1900 году жена Анна Ивановна, а в 1910 году — дочь Варвара Викторовна. И к концу 1917 года — времени крушения дворянских гнёзд — в имении из семейства проживала лишь Ольга Викторовна Губина, вторая дочь генерал-лейтенанта Ермолова, бывшая замужем за Губиным — штабс-ротмистром Сибирского драгунского полка.
После Октября имение в Иваньково было национализировано. Ржевский городской архив хранит "Дело о конфискации имущества бывшего имения Ермоловых Тимофеевской волости".
.
.
.
Все дети Ермолова получили дворянство, но, однако, они считались воспитанниками и не являлись наследниками древнего рода Ермоловых, ведущего от татарского музы Арсалан-Мурза-Ермолы, который еще при Великом Князе Василии Иоанновиче (1506) приехал из Золотой Орды и не имел своего герба. Алексей Петрович сочинил детям новый герб: Скрещенные русская шашка и кавказская сабля с надписью Sobиs ermиs.
Впоследствии Александр ии повелел признать сыновей Ермолова, в уважение его заслуг перед Отечеством, потомственными дворянами и его законными детьми.
Многие потомки Ермолова живут и в наше время. Это Ермоловы, Капицы, Бобринские, Галицыны и др. Они продолжают и умножают славу древнего рода Арсалан-Мурзы-Ермолы, рода, украшенного блеском славы Алексея Петровича."
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы