Rambler's Top100
Поиск  
Блок главного меню
  ГлавнаяРекламодателямНовостиСтатьиФорумЧаВо(FAQ)Каталог ссылокАнекдотыИгрыОбъявленияГостевая книгаФотогалерея  

Новое на сайте
 
 
 

Впервые в Ржеве? Путеводитель
  Общие сведенияДревний РжевРжев в ВОВЭкономикаКультураСпортСМИКарты РжеваТранспортСправочные телефоныРжев из космосаРедкие фото РжеваРжевская кинохроникаПанорамы Ржева
 

Кто сейчас на сайте
   3: Гости
 0: Пользователи
 4767: Пользователи с регистрацией

Вы гость здесь.
+ регистрация
 

Партнерская программа
   

Нас посещают
  Locations of visitors to this page  



2.3.08 16:33 | СВЕТОНОСНЫЕ ПЕЙЗАЖИ ЕФРЕМА ЗВЕРЬКОВА
Раздел: Жизнь города | Автор: Mangazeev | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 2454

Персональная выставка «С поклоном родной земле» вице-президента Российской академии художеств Ефрема Зверькова открылась в выставочном зале Ржева 3 февраля, в день 87-летия художника. Впервые ржевитянам выпал редкий шанс воочию видеть картины классика русского пейзажа. А в День защитника Отечества Ефрем Иванович побывал в Ржеве.

ТВЕРСКИЕ КОРНИ
Ефрем Зверьков родился недалеко от Старицы, в деревне Нестерово, и был шестым ребенком в семье инспектора по сбору лекарственных трав Ивана Сергеевича Зверькова. Раннее детство прошло в усадьбе деда по отцовской линии, в большом двухэтажном доме с двумя флигелями, окруженном яблоневым садом и живописным парком, спускающимся к извилистой речке Шостке. Ефрем много рисовал, но вряд ли кто мог предвидеть, что из мальчугана в результате его художеств вырастет вице-президент академии, народный художник СССР, почетный гражданин Тверской области!..
В 1926 году семья Зверьковых переехала в Тверь. Отец отвел Ефрема в мастерскую выпускника Императорской академии художеств Н.Я. Борисова, ученика великого Репина. Н.Я. Борисов знакомил своих воспитанников с творчеством А.К. Саврасова и И.И. Левитана, Джона Констебля и французских мастеров. Ефрема смолоду волновали проблемы пленэрной живописи и импрессионизма.
К слову, в стенах школы, в которую ходил Ефрем, некогда учились известный поэт Андрей Дементьев, крупный искусствовед академик В.В. Ванслов, посол СССР в Великобритании М.Н. Смирновский и другие будущие знаменитости.
В 1939 году Ефрема призвали в армию. Потом была Великая Отечественная. Сначала солдат воевал в стрелковой роте 301-й дивизии, а после ранения и излечения в госпитале стал военным водителем. Ефрем испытал все: отступление и потери, госпиталь и победный путь на запад.
Вернувшись в Калинин, он стал единственным, кто прошел отборочный конкурс в московскую студию большого художника Бориса Иогансона.

СТАНОВЛЕНИЕ
В этой студии Е.И. Зверьков приобщился к московской живописной традиции, а в 1947 году, выдержав большой конкурс, поступил в Московский государственный художественный институт имени Сурикова. С конца 40-х разгорелась кампания против «безродных космополитов», развернулась жесткая идеологическая борьба с импрессионистами, «формалистами» и т.д. Уволили с должности ректора Суриковского института знаменитого С.В. Герасимова, создателя запоминающихся портретов Сталина, Молотова, Ворошилова.
Для дипломной работы отличнику Зверькову предложили взять сюжет, посвященный Сталину. Но студент настаивал на предложенной ранее теме. Дипломную картину он написал в жанре бытовой сценки. Картина «Детская передача» (1953) получилась весьма интересной, ее отметили и маститые художники, и пресса.
Во времена хрущевской «оттепели» Е.И. Зверьков стал одним из лидеров русского импрессионизма. Его творчество отличалось гармоническим соединением реализма и романтизма. Он много экспериментировал и в совершенстве овладел искусством «светоносной» живописи. Критики назвали художника родоначальником «размышляющего пейзажа».
В творчестве Зверькова великое множество зимних мотивов, и только очень развитое чувство колорита позволило ему передать богатство их тонов. Послевоенное поколение советских художников вновь открывало суровую красоту Севера, в свое время потрясшую Рокуэлла Кента. Но Зверьков увидел «севера» не в их грандиозном и вызывающем великолепии -- северным пейзажам Зверькова присущи мягкость и лиризм, переданные в холодной серебристо-серой гамме.
Центральное место на выставке занимает картина «Розовые облака» (1993). На первый взгляд это сугубо кентовская тема. Но присмотришься -- и картина преображается. Исчезает космический холод, и как по волшебству проступает благодатная средняя полоса России.
Со временем в мироощущении Зверькова появилась тревога за судьбу быстро меняющегося родного края: на полотнах появилось бескрайнее небо с нависшими облаками, а под ним -- темные дома заброшенных деревень. Такой перед художником предстала, например, «Русская деревня Старое Городище» (1990).
А на рубеже веков мастера тянет уже к философскому пейзажу, к «планетарному» видению.

УНИКАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД
Как считает крупный тверской художник Николай Дочкин, вместе с которым мы осматриваем выставку, Ефрем Зверьков отличается от всех художников:
-- Самый мощный «взрыв» в пейзажном творчестве произошел в десять послевоенных лет. Тогда художники не имели ни мастерских, ни квартир, работали преимущественно на натуре, на пейзажах. Ефрем Зверьков -- яркий представитель этой плеяды. И вот смотрите!.. Обычно на пейзажах передний план всегда разработан в деталях, а в работах Зверькова он почти отсутствует. Точка зрения Зверькова где-то между небом и землей, будто бы на автомобиле или в полете. Единственные фигуры -- сарайчики, копны, лодки. А в основном поле, лес, река -- обобщающая, очищенная панорама! И все времена года, за что пейзаж, собственно, и любят. И по колориту его работы очень собранные, гармоничные -- все сидит в картине, ничего не вырывается. Но самое, пожалуй, важное, что все они с собственной мелодией. Многие художники с положением и статусом боятся отойти вправо-влево и используют только определенные замесы, которые у них путешествуют из холста в холст. У Зверькова такого не наблюдается. Пейзаж -- самое трудное в изобразительном искусстве, потому что среда, в которой мы живем, очень изменчива. Он под силу очень немногим, хотя пейзаж пишут все.

НОВЫЙ ПОВОРОТ
С 1957 года и до начала 60-х Ефрем Зверьков много работал в Доме творчества художников России имени Д.И. Кардовского в Переславле-Залесском. При этом он, как правило, был старостой творческих потоков художников.
-- Здесь кристаллизовался талант Эдуарда Браговского, Толстой, Юкина из Владимирской области, замечательного картинщика Иванова, -- продолжает Николай Дочкин. -- Каждый искал свою тропку. А Зверьков рано определился, он уже знал и задавал цель.
В 1963 году Ефрем Зверьков побывал на своей малой родине, где некогда стоял дедовский дом. Рассказывая о той поездке, он заметил:
-- Там я понял окончательно, что писать мне надо не то, что я вижу, а что рождается во мне под воздействием увиденного.
Лет шесть Ефрем Зверьков трудился над картиной «Кружевницы», напряженно и вдохновенно. Исполнил множество этюдов, сотни рисунков и лирических образов девушек-рукодельниц. Именно этой работой он завершил в 1964 году период создания жанровых сюжетных произведений на современные темы.
Художник вновь утверждал свое право образно осмысливать действительность и сосредоточился на пейзажной живописи. Его «Лесная речка» (1965) пополнила сокровищницу Государственной Третьяковской галереи.
Много картин живописец написал в Марьино, на родине матери в окрестности Торжка. Усадьба ее отца -- Тимофея Леонтьевича Посадского -- находилась рядом со знаменитой усадьбой Раек, построенной в ХVIII веке архитектором Н.А. Львовым. И по сей день в селе Марьине стоит каменная церковь, построенная дедом художника в 1902 году. В картинах марьинского цикла отразились душевные переживания Ефрема Зверькова: «Тает снег» (1972), «В лесном краю» (1974), «Зима в лесу» (1980), «Весенний паводок» (1985), «Сиреневая весна» (1988).

ПРИЗНАНИЕ
Супруга художника Любовь Васильевна рассказала о том, как к нему в 1975 году пришло признание:
-- На Кузнецком Мосту состоялась большая персональная выставка, после которой известность «зверьковского стиля» достигла мирового уровня. Президент Французской академии искусств заявил тогда: «Вы единственная страна, которая сохранила академическое направление в искусстве живописи. Академизм развивается в России уже третье столетие, и весь мир ездит сюда учиться».
Картины Е.И. Зверькова приобретала не только Третьяковка; сегодня они занимают достойное место в коллекциях более полусотни российских музеев и галерей, а также в государственных и частных собраниях Англии, Болгарии, Германии, Италии, Китая, США, Финляндии, Франции, Японии.

НА ВСТРЕЧЕ С ЗЕМЛЯКАМИ
Заместитель главы города Ржева Галина Мешкова пригласила художника в Ржев еще года два назад, во время знакомства с ним в Старицком Свято-Успенском монастыре, когда там проходили памятные торжества в честь святителя Иова. И ветеранам пришлось по душе, что фронтовик Ефрем Зверьков в День защитника Отечества приехал не куда-нибудь, а в Ржев.
-- Сегодня тройной праздник: 23 февраля, приближается 3 марта – 65-летняя годовщина освобождения Ржева, и мы вместе с Ефремом Ивановичем находимся на его выставке, -- приветствовала всех присутствующих директор ассоциации «Тверское землячество» Нина Гусева. Ефрем Иванович, кстати, входит в состав совета старейшин землячества.
Затем художника от лица губернатора Дмитрия Зеленина поздравила председатель областного комитета по делам культуры Елена Шевченко. Именитого гостя чествовала целая делегация художников из Твери: Евгений Антонов, Николай Дочкин, Вячеслав Столяров и Владимир Абрамович. А ржевский священник Константин, настоятель храма Оковецкой иконы Божьей Матери, преподнес в дар художнику образ Богородицы.
Директору выставочного зала Ирине Авакумовой весьма льстило то, что мэтр русского импрессионизма согласился устроить выставку в ее учреждении. Мэтр, несмотря на солидный возраст, на ногах держался стойко и без устали благодарил участников творческой встречи за честь, которую они ему оказали.
В эти дни в Ржеве проходил VI Международный конкурс молодых музыкантов «Играй, баян!». Музыкальные сувениры Ефрему Зверькову и ржевским ветеранам подарили Ксения Яковлева (Саратов), Алексей Шишкин (ЗАТО «Озерный»), Андрей Голоднюк (Киев), Мария Обухова (Балашиха) и другие. За исполнение фронтовых песен особенно громкие аплодисменты достались дуэту мальчиков из брянского ансамбля «Русский стиль» -- баянисту Андрею Карпову и балалаечнику Олегу Геселеву (художественный руководитель Лилия Малышева).

***
Почти полвека Ефрем Зверьков руководит масштабными выставочными проектами. Судьба распорядилась так, что он с 1995 года возглавлял работу по воссозданию живописного убранства национальной святыни -- храма Христа Спасителя.
Недаром одно из светил в созвездии Водолея названо «Ефрем Зверьков». Нина Гусева по секрету сказала мне, что есть задумка организовать в Твери постоянно действующую экспозицию работ художника.
Игорь МАНГАЗЕЕВ
(Опубликовано: областная ежедневная газета \"Вече Твери\", 27 февраля 2008, стр. 4-5; фото: Анатолий Семенов. На снимках: Ефрем Зверьков; Евгений Антонов, Николай Дочкин, Вячеслав Столяров и Владимир Абрамович поздравляют Е.И. Зверькова. В этом же номере газеты еще один снимок А.П. Семенова: брянский дуэт -- баянист Андрей Карпов и балалаечник Олег Геселев.)

 

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Жизнь города
» Эта статья от пользователя Mangazeev
» Самая читаемая статья из раздела Жизнь города: МАССОВАЯ ДРАКА ПОД РЖЕВОМ
» Последние статьи раздела Жизнь города: Всероссийский чемпионат по компьютерному многоборью.
¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу


MyArticles 0.5 Rev1 for RUNCMS: by RunCms.ru


  
ВВЕРХ RZEV.ru © 2005 Городской интернет-портал Ржева ВВЕРХ
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Power by AMD © rzev.ru RunCms.Org
- Генерация страницы: 0.06 секунд | 30 Запросов | 73 Файлов: 464.8 КБ | HTML: 47.41 КБ -