Rambler's Top100
Поиск  


Список форумов Городской интернет-портал Ржев Городской интернет-портал Ржев
Ржевский Форум
 
 Наблюдаемые темыНаблюдаемые темы   FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы  medals.phpНаграды  ИзбранноеИзбранное   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Духовная история Ржева
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Городской интернет-портал Ржев -> История Ржева
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Вс Янв 7 19:54:15 2007    Заголовок сообщения: Духовная история Ржева Ответить с цитатой

Уважаемые форумчане!

Рождество и наступивший год, как новый по грегорианскому календарю, так и старый по юлианскому, мы на ржевском форуме отпраздновали со всеми почестями. Наступают будни. Я открываю новую тему, которую, надеюсь, поддержат многие и привнесут в неё свою долю. И ещё я надеюсь, что Basile, как модератор этого раздела, ничего не будет иметь против моей инициативы, так как она напрямую связана с общей историей города. Признаюсь, что меня жгуче интересует история Второй мировой и Великой Отечественной войны на территории города и района Ржева. Но её нельзя познать, не зная прошлого нашего города. Поэтому я запасаюсь терпением и начинаю цитировать из книги "История Ржева. Очерки по истории Ржевской земли", часть 4 "Из духовной истории Ржева", авторского коллектива и составителя Е.И. Ожогина, издание 2000 г. Завтра старт новой темы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Спонсор
Basile
Модератор
Модератор
Репутация: 32

Возраст: 77
Пол: Пол:Муж
Гороскоп: Козерог
Китайский: Собака
Зарегистрирован: 17.06.2005
Сообщения: 2311
Откуда: Ржев
Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Вс Янв 7 21:56:15 2007    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну что ж, С почином Confused Very Happy
_________________
"Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Вс Янв 7 23:10:04 2007    Заголовок сообщения: Духовная история Ржева Ответить с цитатой

Basile писал(а):
Ну что ж, С почином
Спасибо, Высокоуважаемый!

Начну-ка я прямо сейчас, сегодня ...

Церкви Ржева

Первые письменные упоминания о ржевских церквях встречаются в документах XV столетия. В "Смиренного инока Фомы слове похвальном..." рассказывается о том, что тверской князь Борис Александрович после взятия Ржева в 1447 году, вошёл в город и слушал "... божественные литургии вЪ храме пречистыя Богородицы, но оттоль пойде на свой двор". В "Слове..." также рассказывается, что встречали великого князя архимандриты и попы с крестами. Наличие в городе духовенства столь высокого ранга свидетельствует не только об активной религиозной жизни Ржева, а также говорит о том, что в городе были монастыри.

Анализируя документы, можно сделать вывод, что церквей в это время в Ржеве было несколько. Об этом можем судить из духовной грамоты князя Дмитрия Углицкого - "ко всем церквям..." И можно достаточно уверенно сказать, что в их числе были церкви Пречистой (Пресвятой) Богородицы, Пятницкая, Оковецкая, Спасо-Преображенская. П.Ф. Симсон считал, что церковь Пречистой Богородицы находилась на Соборной горе, в которой, по преданию, и были похоронены Владимир и Агриппина. В пользу этого предположения говорят и строки из грамоты Фёдора Волоцкого "К Пречистой к соборной церкви..."

Интересные сведения о Спасо-Преображенском храме сообщает историк В.В.Седов в статье "Спасо-Преображенский собор в Ржеве - памятник новгородской архитектуры XVI в.". Исследователь отмечает, что впервые этот храм как каменный упоминается в начале XVII века в описи Фёдора Дурного, составленной по приказу патриарха Филарета. В то время храм входил в состав Патриаршей Спасской слободы и "стоял пуст".

В.В. Седов замечает, что собор неоднократно "подвергался значительным переделкам" в 1755, 1820, 1872 годах (хотя по сведениям Тверского Епархиального сборника 1901 года издания Преображенская церковь была построена в 1755 году), но анализирует его как памятник новгородской архитектуры XVI века, находя существенное сходство с новгородскими храмами первых десятилетий XVI века. Храм был разрушен в 1943 году.

И. Красницкий в своей книге о Ржеве называет пять древних городских кладбищ: Воздвиженское, Никитское, Тетеринское - на левой стороне, Никольское и Пятницкое на правой. Можно предположить, что в далёкие времена там тоже стояли церкви, возможно, их имена и сохранились в названиях отдельных кладбищ.

В Путеводителе по Московско-Виндавской железной дороге приводится цитата из описи Фёдора Дурного об обследовании им положения дел "в Ржеве-Володимерове Патриаршей Спасской слободы" после окончания "смуты", т.е. в двадцатых годах XVII века. Отмечается, что до "великого разорения" слобода имела пять храмов: Спасо-Преображенский каменный (о нём сказано выше), Пятницы на Всполье, Никольский, Воздвиженский и Никитский. Все они, кроме первого, видимо, были деревянными и были сожжены. Сообщается также, что на месте Никольского храма священник Рождественского храма (вероятно, этот храм не был в составе Патриаршей Спасской слободы и тоже сохранился) Алексей поставил часовню.

О том, что Ржев играл весьма значительную роль в духовной жизни средневековой России свидетельствует и факт, сообщённый Н.М. Карамзиным. Во время царствования Фёдора Иоанновича государь с двумя патриархами соборно уложил "быть в России четырём митрополитам..., шести архиепископам ... и осьми епископам".

В Тверской земле широко известно имя преподобного Нила Столбенского. В течение тринадцати лет Нил скрывался в ржевских лесах, и только увеличение населения в ржевском крае заставило его переселиться на озеро Селигер, на остров.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Спонсор
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Пн Янв 8 21:47:13 2007    Заголовок сообщения: Духовная история Ржева Ответить с цитатой

Старообрядцы или раскольники?

В 1652 году на московский патриарший престол вступил патриарх Никон. Он был близок к царю Алексею Михайловичу и пользовался поддержкой русского монарха.

На Соборе 1654 года было принято решение исправить богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, так как считалось, что во время переписок в них вкралось много ошибок. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения.

Наиболее значительными из них были: замена двоеперстного крестного знамения троеперстным, изменение имени Христа "Исус" на "Иисус", введение обхождения храма во время венчания, крещения, освящения против солнца (раньше было по солнцу) и т.д.

Реформа Никона вызвала достаточно широкий протест верующих против нововведений. Люди, выступившие за сохранение старых обрядов, не желавшие признавать эти изменения, подвергались жестоким гонениям. Многие предпочитали смерть, но не отказывались от многовековых традиций. И это не было импульсивной, одномоментной реакцией на реформу. Через многие годы и десятилетия преследований пронесли старообрядцы свою правду.

Так началось противостояние двух ветвей православия. История сохранила много интересных страниц.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Elena
Старожил
Старожил
610
Репутация: 6

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Телец
Китайский: Дракон
Зарегистрирован: 05.10.2006
Сообщения: 331

Награды: Нет



СообщениеДобавлено: Ср Янв 10 16:41:47 2007    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мария, Вы просто молодец, Ваш энтузиазм заслуживает награды!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Ср Янв 10 23:51:36 2007    Заголовок сообщения: Духовная история Ржева Ответить с цитатой

Спасибо, Elena. Меня заразил именно Ваш интерес к Ржеву Smile

Первые трудности

Постепенно позиции старообрядцев в Ржеве укреплялись. Но правительство стремилось пресекать это в самом начале. Так, в 1749 году священный Синод сообщал Сенату, что в Ржеве бургомистром избрали тайного старообрядца купца Чупятова, который "своих родственников и прочих злых раскольников всячески защищает и живущих у них пришлых учителей прикрывает".

Реакция властей была быстрой и решительной: Чупятов был отстранён от выборной должности. Однако это вызвало противоположную реакцию у людей: в Ржеве ещё 187 человек стали старообрядцами, в том числе и многие православные. И вновь Синод посылает жалобу, требуя разобраться с Ржевским магистратом, который потворствует купцам-старообрядцам. "Детей своих, крещёных православными священниками, учат своим ересям, в домах своих имеют потаённые мольбища и держат у себя учителей - раскольнических старцев", - сообщалось в донесениях Синода.

Подобные факты приводятся и в других документах, направленныз из Синода в Сенат. После того, как Чупятов был освобождён от должности бургомистра, Синод требует снятия с этого же поста Немилова и ратманов (выборных членов городского магистрата) Видонова и Волоскова "за содержание ими потаённого раскола и другие противности и прдерзости и отсылки их вместе с другими купцами и раскольниками для следствия по требованию Тверского архиепископа". Сенат передал дело новгородскому губернатору, т.к. Ржев в то время входил в состав Новгородской губернии.

Интересен и ещё один документ первой половины XVIII века. Ржевский архиепископ Митрофан, по свидетельству чиновников Синода, пытался воздействовать на "предводителей, старообрядцев Андрея Свешникова и купца Кудряева. Синод сообщил, что эти два ржевитянина вначале присоединились к православию, "однако опять возвратились в раскол и, ходя по другим городам и уездам, рассеивают лжеучения и развращают простой народ".

Попытки воздействовать на них через Главный магистрат не увенчались успехом. Причина этого, по мнению Синода, состояла в том, что "подъячие и канцеляристы Ржевской воеводской канцелярии держатся раскола, несмотря на то, что таким по указам у дел быть не велено".

Вот в таком положении находились старообрядцы. Им не только запрещалось проповедовать свои взгляды, более того, за приверженность "старой вере" им даже не позволяли занимать государственные должности.

В "Истории России с древнейших времён" С.М. Соловьёва рассказывается о том, как ржевские старообрядцы сумели рассчитаться с соборным протопопом, который по заданию Тверского епископа наблюдал за ними. Воспользовавшись тем, что священник в обход закона держал в доме вино, они устроили обыск и затем отправили попа в воеводскую канцелярию. Этот эпизод, изложенный представителями властей, должен был, по их мнению, служить примером бесчинств и беззаконий старообрядцев. Хотя, думается, он свидетельствует о прямо противоположном.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Спонсор
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Чт Янв 11 22:24:38 2007    Заголовок сообщения: Духовная история Ржева Ответить с цитатой

Граф Соллогуб проводит расследование

В известной книге Н.М. Вишнякова "Ржев", изданной в период расцвета антирелигиозной борьбы, можно встретить немало резких слов в адрес ржевских старообрядцев. Это они, по мнению Вишнякова, "своим консерватизмом ограничивали развитие общественной жизни и культуры". Для убедительности суждений автор приводит эпизод, изложенный писателем, графом В.А.Соллогубом в воспоминаниях, когда, якобы, ржевские старообрядцы при проведении "обряда изгнания ереси и соблазна нечистых духов" избивали плетьми молодую девушку.

На наш взгляд, это событие заслуживает более глубокого исследования и начать, по-видимому, нужно с того, кем был В.А. Соллогуб в 1835 году, то есть во время описываемого события. Сын графа, повеса 22 лет отроду, после окончания Дерптского университета служил, а вернее, числился по департаменту духовных дел министерства внутренних дел.

Соллогуб в воспоминаниях откровенно пишет о том, что в департаменте и не показывался. И вот изнывающий от скуки молодой человек стал проситься в командировку. Вскоре он был назначен секретарём следственной комиссии в Ржев для рассмотрения (как он пишет) "совершённого там раскольниками святотатства".

Прожив некоторое время в Твери и поучив законы, молодой Соллогуб отправился в Ржев. Правда, в воспоминаниях графа он назван город X., хотя другие города, в том числе Тверь, названы своими именами. Подобную информацию можно объяснить тем, что Соллогуб чувствовал свой непрофессионализм, беспомощность в ржевских событиях и не хотел уточнять место своего пребывания.

В Ржеве будущий писатель отправился к городничему, как отмечал Соллогуб - "чисто гоголевскому типу". Читаешь эти строки и сразу вспоминаешь городничего из "Ревизора"; церковь, сгоревшую, не будучи построенной; унтер-офицерскую вдову, которая "сама себя высекла". И становятся понятными дальнейшие события.

(Продолжение следует)


Последний раз редактировалось: Maria (Пт Янв 12 21:06:30 2007), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Пт Янв 12 21:02:28 2007    Заголовок сообщения: Духовная история Ржева Ответить с цитатой

(Продолжение)

А они развивались как в хорошем авантюрном романе. Ночь. Немой проводник-калмык (городничий предупредил, что язык ему вырезали раскольники). Маленькая комната. А потом идёт описание сцены "обряда" с обнажённой девушкой. Соллогуб хотел вмешаться, но городничий предостерёг: "Помилуйте! Живыми отсюда не выйдем".

На этом для секретаря следственной комиссии графа Соллогуба всё и закончилось. Он (несомненно, натерпевшийся страха) уехал в гостиницу. А городничий приступил к арестам.

В этом эпизоде, что ни строка, то эпизод, рассчитанный на романтического петербургского юношу, да ещё и ничего не понимающего в старообрядстве. Неужели городничий, хозяин Ржева, имевший в своём подчинении полицейских и солдат, испугался десятка безоружных старообрядцев? (Снова вспомним Гоголя, как перед городничим купцы стояли на коленях). Почему секретарь следственной комиссии уезжает, не дождавшись ареста участников "обряда", не получив, что называется, "момента истины"?

Ответ напрашивается один. Это был просто спектакль, поставленный по указанию властей из Твери пройдохой - городничим в Ржеве. Если бы Соллогуб знал хоть чуть-чуть старообрядчество, его обычаи и обряды (например, как его коллега П.И.Мельников (Андрей Печерский), он сразу бы понял, что его обманывают, что участвует в грязной игре.

Но возникает вопрос: а зачем всё это было нужно царским чиновникам? Человек, немного знакомый с историей старообрядчества, легко найдёт на него ответ. Дело в том, что после смерти императора Александра I (1825 г.), сменивший его Николай I ликвидировал послабления старообрядцам и вновь (вслед за многими коронованными предшественниками) начал против них репрессии.

Именно к середине 30-х годов XIX века относятся события настоящей войны, развёрнутой правительством против старообрядческих священников. В некоторых губерниях их высылка проводилась с таким усердием, что министр внутренних дел Блудов счёл нужным как-то приостановить явное беззаконие. Ржевский эпизод, по-видимому, - попытка подвести законный фундамент под противозаконные действия властей.

Добавлено спустя 26 минут 3 секунды:

Уважаемые форумчане!
Следующий очерк в разделе "Духовная история Ржева" называется "Единоверцы - кто они?". Весь текст этого очерка я уже печатала в форуме под оглавлением "Единоверцы в Ржеве" 24 октября 2006, 19:53. Для полноты содержания раздела просмотрите его, пожалуйста, индивидуально.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Сб Янв 13 21:34:52 2007    Заголовок сообщения: Духовная история Ржева Ответить с цитатой

Салтыков-Щедрин и Ржев


Как известно, имена многих русских писателей связаны с Ржевом. В этом списке и известный мастер сатиры - М.Е. Салтыков-Щедрин.

В должности вице-губернатора Салтыкову-Щедрину довелось служить в Твери. И здесь, на родной Тверской земле, он, как и в своих произведениях, стоял за честь и правду. Тверской историк В.Д. Чернышев в Тверском областном архиве обнаружил документы, повествующие о ржевской странице биографии Салтыкова-Щедрина. Вот короткая история из жизни старообрядческого Ржева.

В конце 1861 года М.Е. Салтыков замещал Тверского губернатора. В его руки попал документ. поступивший из Санкт-Петербурга. Министр внутренних дел П.А. Валуев давал разрешение на ссылку ржевского мещанина Я.И. Сурнина в отдалённые губернии России.

Салтыков решил разобраться в этом деле. Оказалось, что в 1860 году Сурнин был обвинён в раскольничестве и по требованию ржевского мещанского собрания, руководимого городским головою Е.В. Берсеневым, должен быть выслан из Ржева. Прежний (до Валуева) министр внутренних дел Ланской решил оставить Сурнина в городе, но потребовать от него расписку, что тот не будет "обнаруживать своих раскольничьих заблуждений".

Однако Берсенев не успокоился и послал губернатору новую записку, в которой обвинял Сурнина, что тот называет себя раскольничьим священником. Глава города потребовал сослать пожилого ржевитянина в Тобольскую или Тюменскую губернию.

Известно, что Салтыков-Щедрин относился к старообрядцам и расколу как к "загадочному явлению в русской жизни", но никогда не был гонителем староверов. И в этой истории, решив поступить по совести, Салтыков, не идя против официальной позиции самодержавия встал на защиту старообрядца. Поэтому он пишет губернатору и министру записки, где пытается остановить произвол в отношении Сурнина. В качестве аргумента Салтыков приводит такой факт: Е.В. Берсенев сам в недавнем прошлом принадлежал к старой вере и поэтому не может быть беспристрастен.

Ситуация с позиций сегодняшнего дня кажется просто нелепой: человек имеет другую веру и за это его - в Сибирь ... Но история нам напоминает, что на протяжении не десятилетий - веков - в России старообрядцы подвергались гонениям, утеснениям и унижениям. Ржевские староверы исключения не составляли.

Вице-губернатор Салтыков-Щедрин в своей записке министру писал и о том, что в последние годы власти России ослабили давление на староверов и поэтому ссылка Сурнина лишь повредит Ржеву, где религиозные распри между сторонниками различных вероучений поутихли.

И хотя Тверской губернатор Баранов не согласился с позицией своего заместителя, но всё же признал, что высылку Сурнина в Сибирь лучше отложить. Министр тоже не стал настаивать на ссылке. Стараниями М.Е. Салтыкова-Щедрина мещанин-старообрядец был спасён от тяжёлого наказания.

Добавлено спустя 21 минуту 19 секунд:

Примечание Maria: Уважаемые форумчане! Очерк о ржевских монастырях из книги авторского коллектива книги "История Ржева" был перепечатан мною 1-ого декабря 2006 года в 18:13. Пожалуйста, просмотрите его индивидуально под названием "Ржевские монастыри".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Спонсор
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Вс Янв 14 23:09:04 2007    Заголовок сообщения: Духовная история Ржева Ответить с цитатой

Преподобная Параскева, Игуменья Ржевская


В Ржеве в прежнее время был Христорождественский женский монастырь, впоследствии обращённый в приходскую церковь. Об этом монастыре упоминается у Строева *Списки настоятелей, стр. 483), у В. Зверинского (Материалы для истории монастырей в России, III т. № 2214), но не упоминается об игуменье Параскеве, и она остаётся совершенно неведомой миру, хотя о ней, как "святой" упоминает архимандрит Леонид: "Св. Параскева, игуменья Рождественского монастыря в городе Ржеве Тверской епархии не канонизирована, погребена близ церкви бывшего монастыря". Но никто в Ржеве не знает ни памятника, ни самой могилы игуменьи Параскевы.

Филимонов в Иконописном Подлиннике так описывает её изображение: "преподобная матерь наша Параскева. Ржевская игуменья; на главе клобук лазоревый со кресты, преподобнические ризы, исподняя санкир, в руке свиток, а другая (левая) у персей". В таком виде она изображена на иконе Собора Тверских Святых.

В Москве существовала церковь преподобной Параскевы Ржевской (!) в Чертольи у Пречистенских Ворот на Нарышкином дворе. Московская церковь преподобной Параскевы Ржевской с приделом св. Великомученицы Параскевы Пятницы построена была по следующему случаю. В 1531 году по велению великого князя Василия Ивановича принесены были из Ржева в Москву для обновления "две обветшавшия" многими леты чудотворные иконы преподобной Параскевы и великомученицы Параскевы Пятницы. Великий князь "с великою верою и желанием" велел обновить чудотворные иконы, украсить их "лепо сребром и златом", снять с них копии и также украсить оныя и поставить им церковь прекрасну на Новом, близ Покрова Пресвятой Богородицы. По обновлении чудотворных икон сам великий князь с крестным ходом проводил их до того места, где был построен храм в честь их, и "новопоставленную церковь велел свящат и молебная пети и божественную литургию в ней совершати" (что было 27 ноября 1531 года), а иконы (подлинные чудотворные) препровождены были в Ржев, где 29 ноября (вероятно в день пребытия икон) праздновалось в честь преподобной Параскевы Ржевской и святой Параскевы Пятницы. Это празднество (как видно из устава Успенского собора) совершалось и в Москве с крестным ходом к "Пятнице Ржевской" на Чертолье (Русская Историческая Библия). С 1685 года сведения о церкви преподобной Параскевы Ржевской в Москве прекращаются.

Не следует ли под именем преподобной Параскевы Ржевской разуметь преподобную Параскеву, чтимую в Молдавии, память о которой совершается 14 октября (а Ржевской Параскеве было празднование 13 октября). На эту мысль наводит замечание современника, описавшего освящение в Москве храма преподобной Параскевы Ржевской, а именно то, что при этом торжестве присутствовал великий князь с великой княгиней Еленой - супругой его сына (Иоанна) и боярами. Елена была дочерью молдавского господаря Стефана и в первые годы княжения Василия Ивановича имела на него сильное влияние (до того, что он, минуя своего сына Василия, возвёл на престол внука своего, сына Елены, Дмитрия Ивановича...). Вероятно, Елена и в Москве пожелала установить особое празднование в честь глубоко чтимой в Молдавии Параскевы Ясской. Этому предположению, по-видимому, противоречит то, что чудотворные иконы Параскевы были принесены "обветшавшия многими леты" из Ржева...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Вт Янв 16 0:54:41 2007    Заголовок сообщения: Духовная история Ржева Ответить с цитатой

Матвей Константиновский против старообрядцев

Активизация гонений против старообрядцев Ржева в середине XIX века связана с именем православного священника - отца Матвея Константиновского. В историю он вошёл как духовный наставник Н.В. Гоголя в последние годы жизни писателя. Есть мнение, что именно отец Матвей убедил Гоголя сжечь второй том "Мёртвых душ". Но вряд ли можно ошибиться, сказав, что лучшие годы жизни Матвей Константиновский потратил на борьбу с "расколом" в Ржеве.

Сын священника из Новоторжского уезда Матвей Константиновский служил дьяконом в Вышневолоцком уезде, затем священником в Бежецком уезде. В 1836 году по желанию и настоянию тверского губернатора графа А.П.Толстого (будущего обер-прокурора Синода), он был переведён в Ржев в Преображенскую церковь (она располагалась на Князь-Дмитриевской стороне - старообрядческой стороне). Как сообщал биограф Константиновского Ф.И. Образцов, перевод в Ржев произошел "в видах вразумления раскольников".

(Продолжение следует)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Ср Янв 17 0:53:38 2007    Заголовок сообщения: Духовная история Ржева Ответить с цитатой

(Продолжение...)

Известный ржевитянин, государственный контролёр Т.И.Филиппов отмечал, что это назначение дало дальнейшему ходу раскола во Ржеве совершенно иное, для православия весьма благоприятное направление.
Вывод об успехах о. Матвея, думается, был сделан Филипповым несколько преждевременно, но об этом речь пойдёт позднее. А вот об усердии священника Константиновского сказать следует. О том, какое значение он придавал борьбе со старообрядчеством, свидетельствует такой факт: у о. Матвея был специальный письмоводитель "по раскольничным делам".

В своих проповедях Констатиновский большое место уделял "разоблачению" старообрядчества. Когда в июне 1856 г. (в это время о. Матвей был уже настоятелем Успенского собора) в Ржев приехал известный драматург А.Н. Островский, он счёл своим долгом послушать проповеди Константиновского. Как отмечал Островский в своём дневнике 12 июня: "В середу был в соборе у вечерни и оттуда у о. Матвея. Говорил об усилиях дьявола против него и о раскольниках" (кстати, писатель и литературовед Р. Штильмарк, ссылаясь на размышления Мельникова-Печёрского о принадлежности героини "Грозы" Кабанихи к старообрядцам, делает вывод о том, что "именно в Ржеве Островский с такой силой ощутил дух старообрядчества в здешних богатых купеческих семействах".

Ф.И. Образцов писал, что старообрядцы предпринимали усилия, чтобы избавиться от М. Константиновского: "Проповеди о. Матвея не понравились раскольникам, и последовал донос владыке, что о. Матвей возмущает народ. В те времена эти слова имели страшное значение". И далее следует рассказ о том, что тверской архиепископ Григорий грозил Матвею острогом, и как ржевский священник отстаивал свои позиции. Думается, что этот эпизод выглядит достаточно неубедительным. Мы знаем, что в те годы по отношению к старообрядцам творились явные беззакония, и уж вряд ли "донос" старообрядцев привёл в такой гнев тверского владыку.

Не имеет документального подтверждения и рассказ о том, что старообрядцы, желая отомстить Матвею Константиновскому, сожгли его дом.

Отец Матвей был человек убеждений, но нередко проявлял горячность и фанатичное упорство в достижении своих целей. Эти черты характера протоирея или "головокружение от успехов (о. Матвей за свою активность в борьбе со староверами был награждён орденом святой Анны третьей степени) побудили ржевского священника подготовить целую программу искоренения "раскола" в Ржеве. В декабре 1856 года он пишет записку под названием "Обстоятельства жителей города Ржева в религиозном отношении, требующие исправления".

(Продолжение следует)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Спонсор
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Ср Янв 17 23:23:00 2007    Заголовок сообщения: Духовная история Ржева Ответить с цитатой

(Продолжение...)

Вот отрывки из этой записки:
"Между жителями Ржева, - писал М. Константиновский, - также есть немалая часть единоверцев. Церковь их находится вне города. Необходимо нужно дозволить освятить находящуюся внутри города раскольницкую молельню на церковь. Они сами сего просят: но медленность в исполнении священно-спасительного их желания весьма для них оскорбительна. Они недавно сами обратились из раскола, - ещё юны, им нужны подкрепления благодатные через молитвы и присутствия при священнодействии сообщаемые. Своя церковь далеко, не всякий и не во всякое время, по влечении своего духа, может быть в ней, по необходимости остаётся дома, немудрено, что и ослабеет.

И далее следует рекомендация о. Матвея о действиях властей по отношению к старообрядческим священникам и старообрядцам: "Для спасения столь многих погибающих от их развращения, нужно обратить внимание в духе истинной христианской любви на то, чтобы:

а) истребовать свидетельства, почему они сделались попами;
б) удалить из общества таких возмутителей церковного мира;
в) уничтожить явные соблазны;
г) изгнать из города Ржева всех иноков и инокинь, питающих раскол под видом лицемерной набожности и подлое своекорыстие;
д) далее всего при составлении ревизии иметь строгое и верное наблюдение, писать семейства законные и отделять незаконные".

Создаётся впечатление, что записку писал человек уставший, раздражённый. Перо буквально изливает на бумагу желчь, гнев, ярость. Уж какя тут "истинно христианская любовь", когда рекомендуется "удалить", "изгнать", "уничтожить". Но это ещё не всё.

Отец Матвей предлагает: "При взносе капиталов купцами нужно соблюдать порядок, как и прежде, т.е. с доставлением метрического свидетельства о бытии на исповеди и у святого причащения у православных священников (но звание временного купечества нужно совершенно уничтожить, как явный предлог укрыться в расколе и избежать лежащих на мещанах всяческих повинностей). Таковые наблюдения в обстоятельствах раскола нашего города, если бы были в точности исполняемые, тогда очень можно бы ручаться, что если бы и не было большого и быстрого успеха в пользу св. Церкви, по крайней мере раскол не мог бы более расти, а постепенно уменьшался бы и сам собою ослабевал".

(Продолжение следует)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Чт Янв 18 23:58:47 2007    Заголовок сообщения: Духовная история Ржева Ответить с цитатой

(Продолжение...)

"Записка" весьма показательна во многих отношениях. Во-первых, она хорошо отражает утеснённое положение ржевских старообрядцев, показывает формы и методы административного воздействия по отношению к ним. Во-вторых, из неё следует, что проповеди протоирея Константиновского результата не дали, число старообрядцев не только не уменьшилось, а даже выросло. И, наконец, мы видим, что исчерпав все пропагандистские приёмы, о. Матвей прямо призывает к открытому "походу" против ржевских староверов.

По-видимому, эти его предложения, а также участие в подготовке и изгнанию ржевских старообрядцев из молитвенного дома, дали основание Т.И.Филиппову внести критическую ноту в хвалебную "песнь" М. Константиновскому: "Победа о. Матвея была бы ещё плодотворнее, если бы в последнее время своей жизни он не принял прямого и усердного участия в преследовании раскола".

Матвей Константиновский умер в 1857 году. Многие пункты его плана борьбы со староверами так и остались на бумаге. Но предложение о передаче молитвенного дома старообрядцев единоверцам ещё при жизни священника стало действительностью. Вот как это происходило.

(Продолжение следует)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Maria
Мэтр
Мэтр
Репутация: 44

Пол: Пол:Жен
Гороскоп: Весы
Китайский: Тигр
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 8165

Награды: 1 (Детали)
Золотая медаль (Сумма: 1)



СообщениеДобавлено: Пт Янв 19 22:04:36 2007    Заголовок сообщения: Духовная история Ржева Ответить с цитатой

Изгнание из молитвенного дома

От Ржева до Лондона тысячи километров. Но очень быстро из тверской глуши дошла до А.И.Герцена весть о беззакониях властей против старообрядцев. И ударил в набат герценовский "Колокол", и прочли россияне гневное слово Искандера. Вот что писал А.И.Герцен в заметке "Правда ли?".

"Правда ли, что в Тверской губернии архиерей да человека два подученных им лавочников подали от имени всех раскольников города Ржева всеподданейшее прошение о присоединении всех старообрядцев к православной церкви; а когда дело дошло до миропомазания заблудших овец, то нужно было убеждать их с помощью батальона солдат под руководством флигель-адъютанта? Впрочем наш тверской корреспондент прибавляет, что присланный на следствие сатрап не взял поднесённых ему купечеством на блюде с пряниками ассигнаций. Правда ли это?"

К сожалению, тверской корреспондент "Колокола" был не совсем точен. Ржевские события в конце зимы - начале весны 1857 года не были связаны с поголовным возвращением старообрядцев в лоно никонианской церкви. Городские власти решили передать молельню староверов ржевским единоверцам. Есть в этой информации и другие неточности. К ним мы ещё вернёмся. А начиналась эта история так.

По инициативе городского головы Евграфа Васильевича Берсенева среди ржевитян начался сбор подписей. Причины назывались разные, одним говорили, что речь идёт о строительстве моста, другим - что это прошение о земле для ямщиков. А когда подписи были собраны, в столицу пошло письмо с просьбой передать старообрядческий молельный дом под единоверческую церковь.

Дело в том, что старообрядцы в ту пору не имели права возводить храмы, однако молитвенный дом (более похожий, по описанию очевидцев, не на церковь, а на светское здание с небольшим куполом) им как-то удалось возвести. Это способствовало росту активности и сплочённости ржевских староверов. Вероятно поэтому о. Матвей Константиновский (о чём шла речь выше) и предложил отобрать этот дом у старообрядцев.

В начале 1857 года император Александр II подписал прошение о передаче молитвенного дома единоверцам. В феврале 1857 года власти Ржева приступили к изъятию дома.

Узнав об этом, старообрядцы отправились к своей молельне. Туда уже прибыл городничий, он и зачитал указ императора. Однако верующие были полны решимости отстоять свой молитвенный дом. С иконами в руках они стояли во дворе и уходить не собирались, несмотря на угрозы со стороны властей.

Тогда привезли в пожарных бочках грязную воду и стали поливать ею верующих. Но они, промокшие, в замёршей одежде, продолжали стоять.

На другой день против старообрядцев направили гусарский полк, но и гусары, не применяя силы, не испугали своим присутствием ржевских старообрядцев.

Тогда власти вызвали из Старицы ещё один гусарский и пехотный полки, солдаты увели верующих со двора.

(Продолжение следует)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
Спонсор
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    вывод темы на печать    Список форумов Городской интернет-портал Ржев -> История Ржева Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Текстовая версия
Powered by phpBB © 2001, 2006 phpBB Group
Adapted for RUNCMS by SVL © 2006 module info


  
ВВЕРХ RZEV.ru © 2005 Городской интернет-портал Ржева ВВЕРХ
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Power by AMD © rzev.ru RunCms.Org
- Генерация страницы: 0.32 секунд | 67 Запросов | 69 Файлов: 911.41 КБ | HTML: 127.47 КБ -