Rzevityanka писал(а):
В городе был костел и синагога (в единичных экземплярах), это официальные данные.
Про кирху (церковь евангелистов-лютеран) я где-то слышала, вероятно от Лютеранина. Но он не знал, где она располагалась. Так как в городе жили обрусевшие, к тому же предприниматели и состоятельные, немцы, то я была бы сильно удивлена, если бы кирхи не было. Кстати, на зов Петра I и Екатерины II приезжать в Россию на службу или же осваивать пустующие земли, откликались, как правило, немцы евангелической веры. Они терпели в то время притеснения со стороны католиков, верующих римско-католической церкви. Ну, а костёл был нужен именно католикам, покинувшим Украину, Белоруссию и Польшу. Синагога - вещь понятная, для лиц еврейского происхождения. Всё-таки интересно, как терпимо относились в то время в различным вероисповеданиям во Ржеве!
Elena писал(а):
О какой второй часовне идет речь? Или это ошибка при прочтении старых источников.
К сожалению, не могу ничем помочь,
Elena. Книга "История Ржева" и очерки в ней вышли из-под пера коллектива сотрудников Тверского архива и областного музея, который сейчас называется Тверской государственный объединённый историко-архитектурный и литературный музей. Попробуйте постучаться туда...
Прогулка по старому Ржеву
Александровское шоссе (Ленинградское шоссе)
(Продолжение)
"За пределами шоссе шли промышленные предприятия. Ближе к центру - шёлкокрутильная фабрика, созданная в 1911 году, до Великой Отечественной войны поддерживающая связи со Средней Азией и эвакуированная в те края, чтобы там и остаться.
Ржевитяне помнят ещё, как остановка "ДК РМЗ" носила более "звучное" название "Винзавод". Оно появилось уже на маршруте первого городского автобуса, соединившем 12 декабря 1936 года оба городских вокзала.
С 1903 года от Александровского шоссе к товарной станции протянулись многочисленные постройки Казённого винного склада. Адресная книга губернии за 1914 год перечисляет руководство этого учреждения, в немалых чинах. (Как не относись к моральной стороне водочной монополии, она всегда давала солидную прибыль казне и являлась серьёзным государственным делом). Название "склад" в годы НЭПа было уточнено на "ликёро-водочный" , а с осени 1925 года - "спирто-водочный завод". В эти годы на участках с названиями "стол" и "корыто" трудятся около сотни ржевитян. В управленческом аппарате встречаем знакомые по истории нынешнего века имена:
Коллар, Эссенгаузен. Механик завода -
Эрнст Николаевич Клейн, немец по национальности, сын хозяина дореволюционного пивного завода (находился, где и нынешний). Закончил нашу гимназию и 3 курса университета в Москве.
Интересны документы о завоевании заводом рынка сбыта в 1920-е годы. Рекламные агенты радуют сообщениями: Лихославль - "недостаток русской горькой", Старица - "сбыт русской горькой можно ожидать большой". В окрестных городах и сёлах, от Зубцова и Сычёвки до Торжка и Степурина, было много арендованных "фирменных" точек.
В 1936 году на шоссе, уже Лениниградском, появляются дома управления железной дороги, знаменитые "Калининские". Растут они на месте домишек - из них некоторые переезжают на рядом образовавшуюся Крестьянскую улицу. В Великую Отечественную войну Калининские дома разрушены, стена одного из них треснула едва ли не при первой летней бомбардировке Ржева; сейчас восстановлены в прежнем виде. Мемориальная доска на угловом здании напоминает о подвиге сержанта
Никиты Головни, закрывшего здесь амбразуру дзота в августовских боях 1942 года. Неподалеку, в помещении железнодорожной школы № 5 (52), во времена финской кампании расположился тыловой госпиталь, а в оккупацию - немецкий. Здание, к сожалению, пришлось разобрать в недавние годы.
Ленинградское шоссе, конечно, во всём отличается от того, что звалось Александровским. Вместо деревянных домишек жилые массивы, асфальт, памятники на площади и у вокзала; старинные деревья спилены. Да и расположено оно теперь почти в центре широко раскинувшегося города".
(Продолжение следует)