На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 7, 8, 9, 10, 11, 12  След.

Тема: Прогулка по старому Ржеву
(Продолжение)

Ржевские мосты

"Помянув улицы, не вошедшие в план города 1908 года, мы возвратились на берег Волги к Старому мосту, чтобы, попрощавшись с Князь-Дмитриевской стороной, направиться на другую - Князь-Фёдоровскую (Советскую) сторону. Но прежде - ржевские мосты. Городские мосты - это целая эпопея, украсившая историю города, поэтому не напомнить о них практически невозможно. В записках писателя-публициста Ф. Глинки, побывавшего в Ржеве в 1808 - 1809 годах, видим, что переправа через Волгу в то время осуществлялась на пароме. И если учесть, что это документально зафиксировано в начале XIX века, то возможно предположение, что такая переправа существовала и ранее. Позднее, в XIX веке, для переправы стали использовать плашкоутный мост (настил на связанных баржах), но это не удовлетворяло нужды растущего города. Поэтому в 1887 году Ржевская земская управа с разрешения уездного собрания приняла решение о строительстве первого стационарного, а не возобновляющегося каждый год плашкоутного бревенчатого моста. Мост строился по проекту инженера В.Ф. Панкевича. Он был деревянным на каменном быке посередине. К сожалению, мост просуществовал недолго и в 1893 году обвалился. Целых 15 лет велась переписка между Ржевом, Тверью и Петербургом о строительстве нового моста, и только в 1909/10 годах началось его возведение. Все металлические части заказывались в Москве. Летом 1911 года мост был открыт для движения. Несколько лет назад, в Красногорском архиве кино-фотодокументов обнаружилась киноплёнка, отснятая в начале XX века, запечатлевшая этот волнующий момент. На открытие моста приезжал Тверской губернатор Н.Г. фон Бюнтинг. В марте 1917 года убит в Твери, антинемецки настроенной толпой.

Мост образца 1911 года простоял до Великой Отечественной войны и был взорван (упал один пролёт) при отступлении наших войск из города. После войны мост восстановили. В 1957 году на его месте, с использованием всё того же дореволюционного каменного быка, был сдан в эксплуатацию мост, служащий городу и сегодня. Жители называют его "Старым". Думается, что после проведённой реконструкции он ещё долго будет служить людям. К сожалению, "Новый" мост, соединивший более десяти лет назад улицы Коммуны и Ленина (Большую Спасскую и Ильинскую), уже нуждается в некотором ремонте.

Кроме мостов, расположенных в черте города, с введением сообщения по Николаевской железной дороге был возведён железнодорожный мост за городом (в районе нынешних льнозавода и мебельного комбината). В годы Великой Отечественной мост уничтожили, а после победы восстановили заново, и сейчас по нему. постукивая колёсами на рельсовых стыках, идут поезда.

... По "Старому" мосту мы перешли на Князь-Фёдоровскую сторону и начали подниматься к Соборной горе, где некогда, сменяя друг друга в веках, стояли попеременно Ржевский кремль, Успенский собор, а ныне Обелиск Славы - вехи нашей памяти. Остановимся, оглянемся, бросим прощальный взгляд за Волгу на Князь-Дмитриевскую сторону, названную так в честь князя Дмитрия (по прозвищу Жилка) одного из сыновей Великого Князя Московского Ивана III, брата Великого Князя Василия III и дяди первого русского царя Ивана IV Грозного. Полюбуемся её красотой..."

(Продолжение следует)

Тема: Прогулка по старому Ржеву
(Продолжение)

Купеческая Волга

"В те времена на дорогах гремели ещё дилижансы..." О железной дороге и таком же "коне" говорили чудаки и сумашедшие. Жизнь использовала то, что под рукой, и в Ржеве это была Волга.

Из старого документа:
"Смотрителя Верхневолжских и Гжатских пристаней коллежского ассесора и кавалера фон Гуна 5-ого марта 1831 года № 39-й
Ржевскому господину градскому голове Василью Михайлову Абрасцову
Благоволите градской ржевской думе составить приказать ведомость, сколько нынешней зимою выстроено разного рода судов, как-то барок, полубарок и лодок, заготавливаемых на сплав вниз по реке Волге к Санкт-Петербургскому порту и в прочие губернии, с каким именно грузом, какие же суда и товар имеют на месте здесь цены. Доставить мне в квартиру мою новоторжской мещанской жены Анны Степановой Дедовой. Таковую ведомость завтрашнего числа донести, возможность позволит, то и раньшее.
Верхневолжским и Гжатским пристаням смотритель фон Гун".

Копия представленной смотрителю ведомости позволяет судить о волжском транспорте того времени. Всего на приколе свыше 130 судов, принадлежавших девятнадцати первой и второй гильдии купцам Ржева. Товар однотипный: пенька, пеньковыя пряжа и "чёска", верёвки, семя льняное, масло конопляное, сало, зерно. Всё в пудах (16.4 килограмма), берковцах (десять пудов). Сыпучий товар в четвертях (8 пудов); причём эта мера веса вышла из практического употребления с середины XVIII века, но старообрядческий Ржев и здесь "держится отцов".

У купца 2-й гильдии Акима Немилова судов больше, чем у кого-либо - 40. Числится груза в берковцах и четвертях, как говорится, немерено (цифры все с тремя нулями). Род Немиловых оказался в ряду знаменитого российского купечества (фамилия встречается в торговых документах XVII века).

Сам городской глава купец 1-й гильдии Василий Михайлович Образцов владеет четырнадцатью зимующими барками. Стоят они от греха и льдов подальше "ниже город пристань Васильевская в канаве нагруженные". На плане Ржева 1908 года на берегу Волги напротив нынешних "Кранов" была пристань. Рядом - сельцо князя Васильевского, дорога на Зубцов с гужевым транспортом. От пристани обозначена длинная канава для отвода судов.

Отметим, что среди товаров нет льна. В начале XIX века ржевская земля с её суглинком включена в систему северного зернового хозяйства. Вывозится местное зерно: рожь, овёс. Южный хлеб хлынет в Москву, Петербург, Центр с появлением железных дорог, в 70-90-е годы. Лён вынужденно вытеснит рожь, и к началу века Ржев займёт первое место внутри России по его отправке. А до того десятки барж, барок, "унжаков" приходили по полноводной Волге в наш город с низовья, гружённые рожью, пшеницей, овсом. Берега заставлены судами, как улицы нынче авто.

Видны огромные барки - плоскодонные суда с отвесными бортами и тупыми оконечностями. Имели они небольшую прочность и строились обычно на одну навигацию. Впереди - шест не в один метр длиной. На небольших весельных грузовых лодках стояли мачты для парусов.

Действуют определённые правила вождения, своя инспекция. За очерёдностью разгрузки-погрузки у пристаней, за расстановкой судов на зимовку в затоны (их несколько по берегам) следили лоцманы, причисленные к Волжско-Гжатскому водному хозяйству. Старый ржевитянин Николай Левтеев вспоминал, как носился с поручениями отца - лоцмана Алексея Левтеева в 10-е годы: "В восемь лет уже всех купцов знал. Это не телефонная связь".

Отходники-бурлаки, в наших краях многочисленные из-за ничтожности крестьянских наделов, находились в ведении "бичевника" (местное написание), дом которого стоял у Волги в районе нынешнего музея. Тянули тяжёлые (видна низкая осадка) суда до Рыбинска и назад, порожних явно не было.

- То бурлаки идут бечевой...
Как вытоптаны наверное были босыми крестьянскими ногами нынешние мини-пляжи у крутых местных берегов".

(Продолжение следует)

Тема: Прогулка по старому Ржеву
(Продолжение)

Заключительная глава

"Начиная путешествие по ржевским улицам мы пригласили нашего читателя "прогуляться" по плану города, составленному в 1908 году ржевским топографом А.М.Лосевым. Извлекли из архива, высвятили в памяти, чаще фрагментарно, достопримечательные места города. Вспомнили прежние названия улиц, канувшие ныне в лету; старые здания по снимкам дореволюционных мастеров, людей, их населявших; подробно описывали ржевские храмы, как важную часть истории и жизни нашего города.

Многого не удалось даже коснуться. Старинные документы, говоря о промышленных, торговых заведениях, дворянских и купеческих семьях, редко указывают на их местонахождение, местожительство. Сами улицы буквально пронизаны историей города. Те немногие строения на старинных фотографиях, что уцелели в потоке времени, достойны (каждое) отдельных страниц: земская больница и богадельни, дом для подброшенных младенцев и детский приют с ремесленной школой, маслозаводы и цех пивзавода XIX века.

План Лосева интересен обозначениями ушедших городских реалий. Это кладбища, храмы, часовни. В двух местах казармы 1-го Уланского Санкт-Петербургского полка (за тюрьмой и на берегу Волги). А вот обозначение канатной электрической железной дороги через реку с писчебумажной фабрики Образцова. На плане видим ямские слободы с двумя сотнями домовых участков, вошедшие в состав Ржева лишь в 1920-е годы. Фамилии ямщиков, живших здесь и приписанных ещё в XVIII веке к Спасскому храму (в районе старого рынка), исконно ржевские: Струнины, Березниковы, Ожогины..."

На этом заканчиваю и я цитирование из книги "История Ржева", часть 2 "Путешествие по старому Ржеву". Хочется пожелать, чтобы эта ветка стала отправной вехой для всех, посещающих наш сайт и интересующихся историей города, и надеяться, что на этом исследование истории Ржева в государственных и домашних архивах любителями-историками и профессиональными журналистами, архивариусами и научными сотрудниками не закончится, а, скорее наоборот, разрастётся с новой силой. Коллектив авторов выше упомянутой книги создал для этого наилучшие предпосылки, выпустив в свет систематизированные очерки по истории города Ржева.

Тема:
Maria, искренне Вам спасибо.
Эти прогулки для меня были особенными.

Тема:
Марии большое спасибо за терпение и умение подать материал.
Ржевитянке огромное спасибо за иллюстрации, подчеркивающие тезисы Марии.
Ну а нам всем болшое спасибо, что проявили заинтересованность к этому проекту :D

Тема:
Elena писал(а):
Maria, искренне Вам спасибо.
Эти прогулки для меня были особенными.

Basile писал(а):
Марии большое спасибо за терпение и умение подать материал.
Ржевитянке огромное спасибо за иллюстрации, подчеркивающие тезисы Марии.
Ну а нам всем болшое спасибо, что проявили заинтересованность к этому проекту


П О Ж А Л У Й С Т А!

Тема:
Стоило ненадолго отлучиться, как закончилась самая интереснейшая тема. Несмотря на это, огромное Вам спасибо, Maria, Вы отличный экскурсовод! :D

Постараюсь выполнить недельную норму по иллюстрации прогулок, чтобы подвести черту. Жаль только, что многие снимки оказались невостребованными, а так хотелось неспешно пройтись по кн.-Дмитриевской стороне...

Мосты Ржева, новый старый и старый новый:



Покровская церковь на ул. Калинина 48:



Во дворе Покровской церкви:



Типичный дворик в центре города, пл. Коммуны, 4:



Деревянные улочки Ржева:



Казанское клабдище на берегу Волги:



А в этом месте бла мельница Болоболина:


Тема:
Ну вот, а я переживала, что не будет обещанных снимков, раз прогулка закончилась..
Rzevityanka, вот спасибо, так спасибо!! :о)))))

Тема: Прогулка по старому Ржеву
Уважаемые форумчане!
Прогулку по Ржеву мы закончили, но относительно истории города у нас ещё много неотработанного материала. Поэтому предлагаю свою услугу и сотрудничество при работе над новой темой. Время для этого буду иметь с начала нового 2007 года. А тему можно выбрать до этого голосованием или простым пожеланием :D

Тема:
Здравствуйте! В рассказе упонминается кремль на Соборной горе. Верно ли, что сейчас на соборной горе стоит памятник героям ВОВ? Что-то осталось от древнего городища? Может быть ров или валы?

Тема:
1lia писал(а):
Здравствуйте! В рассказе упонминается кремль на Соборной горе. Верно ли, что сейчас на соборной горе стоит памятник героям ВОВ? Что-то осталось от древнего городища? Может быть ров или валы?

Остатки рва сохранились с северной стороны городища. и больше ничего :(

Тема: Прогулка по старому Ржеву
1lia писал(а):
Что-то осталось от древнего городища? Может быть ров или валы?
Уважаемый 1lia! Модератором по теме "История Ржева" у нас является Basile. Ваш вопрос адресован в принципе ему. Basile написал несколько статей по истории города, которые Вы сможете прочитать слева под рубрикой "Статьи" на главном сайте портала. Обращаю Ваше внимание на статью "История Ржевского края. Истоки" от 09.10.2005 г. и "Так когда же родился Ржев" от 13.08.2005. Если в этих статьях Вы не найдёте ответа на Ваш вопрос, то обратитесь, пожалуйста, непосредственно к Basile.

От себя, как бывшей ржевитянке, могу Вам сказать, что подобия вала и рва у Соборной горы ещё заметны. Мне, к сожалению, неизвестно, когда и кем проводились археологические раскопки на горе, и проводились ли они вообще?

Тема:
Спасибо! Статьи очень интересные.

Тема: Прогулка по старому Ржеву
В книге Н.М.Вишнякова "Ржев", год издания 1969, нашла интересное объяснение выражению "наша сторона" и "та сторона". Этим выражением пользовались купцы-старообрядцы и никонианцы, причём "наша сторона" была правой стороной Волги, Князь-Дмитриевская, а "той стороной" - Князь-Фёдоровская. Соперничество, деление и всяческое поношение между старообрядцами и никонианцами существовало очень долго. Странно, что оно отложилось в моей памяти. Значит, в детстве я общалась с исконными ржевитянами. А жила я на "нашей стороне".

Тема:
Maria писал(а):
А жила я на "нашей стороне".

Каждый считает, что сторона на которой он живет "наша". Так что, для меня Вы жили на "той". :lol:

На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 7, 8, 9, 10, 11, 12  След.

Страница 8 из 12


Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы

Полная версия
Powered by phpBB © phpBB Group
Design by phpBBXS.Com | Lo-Fi Mod.
Adapted for RUNCMS by SVL © 2005 module info