Добавлено: Вс Мар 18 14:32:26 2007 Заголовок сообщения: Наши традиции
Из книги автора-составительницы Н.А. Юдиной "Русские обряды и обычаи", 2005
19 марта
По церковному календарю. Отмечается праздник священника Иоанна, получившего при постриге имя Иов.
Мудрый и ласковый, он в любое время дня и ночи готов был кормить, лечить, согревать, приносить утешение страждующим. Люди тянулись к нему, и не было человека, которому отказал бы святой отец.
Однажды услышал об Иоанне великий царь Пётр Алексеевич и захотел, чтобы священник стал царским духовником. На новом посту батюшка не только не оставил служения ближним, но, использовав своё высокое положение, помогал большему числу несчастных. Он посещал тюрьмы, платил чужие долги, учил кротости и усмирению безвинно страждующих.
В 1701 году по ложному доносу отца Иоанна сослали в Соловецкий монастырь и "насильно постригли с наречением имени Иов".
В монастыре он продолжал помогать всем нуждающимся. А через год "за доброту и силу духовную" был избран настоятелем Свято-Троицкого скита на острове Анзер.
По народному календарю. Этот день называли также Константиновыми кругами. Бабы и мужики обходили колодцы кругами. Чтобы колодцы горькими стоками не полнились, чтобы подземную воду подпустили добрую.
На 20-е и 21-е марта записей в книге нет.
22 марта
Сороки. Сорок мучеников
По церковному календарю. Святые сорок мучеников пострадали в 320 году, когда особенно жестоки были гонения Лициния за христианскую веру.
В Севастии Армянской "за непреклонное исповедование новой веры" сорок христиан сначала мучили, затем осудили простоять целую ночь в ледяной воде при пронизывающем северном ветре. Утрои их, полумёртвых, вытащили из озера и подвергли новым истязаниям. В конце концов мучеников сожгли на костре, а пепел развеяли.
Память сорока великомучеников Православная церковь чтит особо. В этот день, приходящийся на время четыредесятницы, совершается литургия и облегчается пост.
По народному календарю. Весеннее равноденствие. Зима кончается, весна начинается, Вторая встреча весны.
Дент сорока мучеников севастийских носит в народе название "сорок", а иногда "куликов". В этот день, по воззрению крестьян, прилетают из тёплых стран сорок птиц и первая из них - жаворонок.
Ещё накануне женщины месили из ржаной муки тесто и пекли "жаворонков" (в большинстве случае с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с холками)б а утром, в день праздника, раздавали их детям.
В Пензенской губернии жаворонков пекли и для взрослых, которые по этим птичкам гадали. Прежде чем посадить жаворонков в печь, в каждую клали какую-нибудь вещицу с символическим значением: кольцо, щепку, копейку. Кольцо, например, означало свадьбу, щепка - гроб, копейка - деньги и т.д.
Приметы. С 22 марта до Зосимы-пчельника (30 апреля) считают сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет тёплое.
Гречу нужно сеять спустя сорок морозов после сорока мучеников.
Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. Те, что прилетели раньше, считались "непутящими".
Чайка прилетела - скоро лёд пойдёт; весна начинается; жаворонок - к теплу, зяблик - к стуже.
Добавлено спустя 18 минут 7 секунд:
Уважаемые пользователи форума и читатели темы "Наши традиции..."!
25 марта прошлого года я начала цитировать отрывки из книги автора-составительницы Н.А. Юдиной "Русские обычаи и обряды. Семейные обычаи. Календарные обряды. Подвижные праздники", изданную московским издательством "Вече" в 2005 году. К сожалению, из-за недостатка времени мне не удалось перенести в форум все страницы книги. Поэтому я сосредоточилась на записях автора к календарным обычаям, обрядам и праздникам и переносила их ежедневно в тему.
Сегодня круг замкнулся, последние записи сделаны, я оставляю тему, не закрывая её. Может быть, кто-нибудь добавит к имеющимся записям другие познания, интересные для форумчам, или откроет дискуссию по "Нашим традициям". В этом случае всегда пожалуйста!
Всего хорошего и спокойного воскресенья желает всем,
Maria
Добавлено: Вт Мар 20 13:14:42 2007 Заголовок сообщения: 20 марта
Именины: Евгений, Емельян, Николай, Павел, Антонина, Евдокия, Мария, Надежда
Имя Емельян – древнегреческое. На Руси имя Емельян появилось после становления христианства.
Святым покровителем имени считается Емилиан Кизический, епископ, исповедник, посвятивший свою жизнь распространению христианской веры среди людей.
Имя Евдокия появилось в Византии, образовалось оно от слова «эудокиа», что в переводе с древнегреческого языка означает «благоволение».
На Руси имя Евдокия получило свое распространение вместе с христианством. Простые люди переиначили имя, оно стало звучать иначе - Авдотья. Святая - покровительница этого имени - преподобная мученица Евдокия, великая княгиня Московская. Она приняла крещение, затем отказалась от богатства, посвятила себя Богу и получила дар чудотворения.
Значение: «Благовоние», «добрая слава»
Добавлено спустя 1 минуту 12 секунд:
22 марта
Начало астрономической весны и пробуждения природы
22 марта
Солнце переходит из южного полушария в северное. Начало астрономической весны и пробуждения природы.
В этот день лучше всего удаются присушки и поправки для семейного счастья.
Наладить мир в семье
Чтобы наладить мир в семье, нужно наговорить на чай, на воду и дать выпить мужу: «Мати Пресвятая Богородица, Никола Чудотворец и сам Иисус Христос, я не воду беру, а жизнь возвращаю. Чтоб такая чистая жизнь была, как у раба (имя мужа) с рабой (имя жены). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь»
Добавлено: Чт Мар 29 10:45:34 2007 Заголовок сообщения: 30 марта
30 марта
Ладодение Праздник посвящен Ладе. Славяне продолжают чествовать приход весны и начало полевых работ. Девушками и молодыми людьми проводятся первые хороводы, посвященные Богине Ладе, покровительнице любви и брака.
Праздник Ладодения традиционно сопровождающегося у славян особыми обрядами. Все воспевают пробуждающуюся природу. Женщины залезают на крыши домов, на горки, на высокие стога сена и, воздев руки к небу, призывают весну. Из теста опять изготавливаются журавлики. Обычно эти журавлики-обереги кладут на высокое место – над дверью, чтобы сохранять пространство.
С Ладодением связано поверье, согласно которому птицы возвращаются из Ирия – славянского рая, и потому принято подражать танцам птиц – кобениться (вспомните выражение: ты что выкобениваешься?). Эти старинные обряды связаны с возвращением на землю солнечной силы Жизни.
Добавлено: Пн Апр 2 11:00:44 2007 Заголовок сообщения: 3 апреля
3 апреля - Водопол (День Водяного) В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку
Просыпается Водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть.
В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного, утапливая чужую лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь.
Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.
В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
Добавлено: Вт Апр 3 10:52:23 2007 Заголовок сообщения: 4 апреля
4 апреля - День святого Исидора (покровителя Интернета)
Cвятой Исидор Севильский
Католический Cвятой Исидор Севильский (Isidore of Seville), епископ Севильский (560-636), получил известность не только благодаря своему благочестию, но и любви к наукам. Он автор одной из первых книг по этимологии, первым представил работы Аристотеля в Испании, был реформатором и человеком широких взглядов.
Святой Исидор считается покровителем учеников и студентов, а в 1999 году папа Иоанн Павел II официально назвал святого Исидора покровителем пользователей компьютеров и Интернета.
Исидор Севильский является автором 20-томного труда «Этимология». Это была по существу первая в мире энциклопедия. В ней, с целью объяснения смысла и происхождения слов, собран огромный материал, охватывающий всю сумму знаний эпохи. Католическая церковь избрала его покровителем Интернета, основываясь, прежде всего на том, что Всемирная сеть — это огромная сокровищница человеческого знания.
Карна - Богиня печали и скорби у древних славян, сестра Жели.
Если воин погиб вдали от дома, первой оплакивает его Карна. Небесная Богиня-Покровительница всех новых рождений и человеческих перевоплощений. От имени Богини появились слова, сохранившиеся до наших дней: инкарнация, реинкарнация. Она дарует право каждому человеку избавиться от совершенных в своей жизни ошибок, неблаговидных поступков и выполнить свое предназначение, уготованное Высшим Богом Родом.
Сегодня - второе обращение к предкам, в день богини похорон, плача, горя и слез (упоминается в «Слове о Полку Игореве»).
В своем плаче по Игорю княжна Ярославна взывает к Карне
О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить! По нем кликнула Карна, и Желя проскакала по Русской земле, огонь сея из пламенного рога. Жены русские восплакались, говоря: «Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами приворожить, а золота и серебра и в руках не подержать!».
На столе в ночь Карны оставляют кутью заупокойную (каша пшеничная с изюмом или медом), а во дворах домов жгут костры, возле которых греются души предков.
Также приносится треба Карне-Кручине - цветы, особенно - гвоздики. С языческих времен действует старая славянская традиция приносить на могилы гвоздики - символ скорби и печали.
Что-то я не догоняю, это всё тоже к нашим традициям относится?
Он покровитель интернета, а мы все пользователи этой паутины. Поэтому мне и показалась это интересным и связаным с новой традицией - просмотром электронной почты.
Он покровитель интернета, а мы все пользователи этой паутины. Поэтому мне и показалась это интересным и связаным с новой традицией - просмотром электронной почты.
То есть, неважно, какой он, собственно, веры придерживался. Так недолго и в язычество обратиться.
_________________ Если не везёт в жизни, играйте в какую-нибудь другую игру.
С недавнего времени стало считаться, что иконописец-Алимпий, чьи мощи в Киеве-Печерской Лавре, покровитель дизайнеров, до этого был только покровителем художников. У всех водил висит либо складень либо образок св. Николая. И тд. Все это новые традиции... Но, наверно Вы правы, уважаемая Ржевитянка, - пора прекращать, больше не буду.
Извините, обижать Вас вовсе не входило в мои планы. Мне было просто интересно, про какие традиции Вы пишете.
И сказал домовенок Кузька девочке: "
– Жердяй. Сухой, длинный, на крыше у трубы дымом греется. Завистник, ненавистник и пакостник, лучше сюда его не звать – всех перессорит. Пусть себе торчит на крыше, как сухая ветка."
Бесенок где то сидит, всех всбаламутил.
Мне было просто интересно, про какие традиции Вы пишете.
Мне очень нравились старые календари (у меня были за 1910 и 1905) и подобные календари - "календарь охотника", "женский календарь", где расказывалось о праздниках и именинниках. Мария начала нечто подобное, и мне он очень нравился. А дни рождения домовых и леших, - часть нашего сознания (язычниками были тысячи лет, а христианами - только 1000. Ну и новые традиции. Ведь программеры, дизайнеры, журналисты, следователи, менеджеры должны же иметь своего покровителя? без него грустно... и помощь может будет...
Добавлено: Пт Апр 6 15:47:13 2007 Заголовок сообщения: 10 февраля Велесичи (Кудесы – день домового)
Надо было отметить 10 фераля и теплую кашку поставть на Велесичи (Кудесы – день домового)
10 февраля Кудесы - день угощения домового. Домовой-запечник, прибаутник, сверчковый заступник.
Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать. Название праздника - кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:
«Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!»
В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу - главе небесных воинств. Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес – стал лешим, кто в воду – водяным, кто в поле – полевым, а кто в дом – домовым.
Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Приговаривают:
«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!».
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы