В 50-х годах прошлого века на этой улице в деревянных домах под номерами 32-34-36 жили рабочие и служащие маслозавода им. В.И.Ленина. На этом заводе работали мои родители и наши родственники. С этой улицей связаны мои детские воспоминания, которые мне иногда даже снились. В этот приезд я всё же выбрала время и съездила на улицу, чтобы сверить её с воспоминаниями. При этом испытала разочарование. То есть улица была на месте. И дома тоже. Но всё выглядело запущенным и совсем другим. Думаю, что улица моего детства мне больше сниться не будет.
Выставляю пару фотографий, на которых 2-я Ново-Ямская, расположенная рядом с вокзалом Ржев-II и улицей Мира, выглядит совсем деревенской, а не городской улицей.
Это дом и двор, где я жила с 1952 по 1961 гг., в сегодняшнем состоянии:
Здесь видно окно нашей бывшей кухни:
Перед домом № 34, также как и перед двумя другими домами маслозавода, были разбиты в своё время палисадники. Гордостью моей мамы был её палисадник, где росли георгины разных сортов и окрасок. К 1 сентября я всегда получала от неё и брала с собой букет георгинов, чтобы подарить учительнице. Палисадников теперь и след простыл...
Это - 2-я Ново-Ямская, которая шла до ул. Полевой (сейчас ул. Паши Савельевой), вниз к Волге.
По воскресеньям летом мы ходили с родителями отдыхать и купаться на Волгу. Я не умела плавать и долгое время боялась входить в быструю Волгу.
Маленький домик с новой светлой крышей - это бывший домик моей подруги Лизы Львовой. Дом и участок уже давно проданы. Сама Лиза жила долгое время с семьёй в другом городе Сов. Союза. Сейчас живёт, кажется, в Ржеве, но не знаю, где.
Это - 2-я Ново-Ямская, которая шла до ул. Полевой (сейчас ул. Паши Савельевой), вниз к Волге.
2-я НовоЯмская ул. заканчивается на ул Паши Савельевой. Далее идет ул. Кривощапова, вот та, действительно "впадает" в Волгу
Да... Беспристрастный механизм фотоаппарата со всей наглядность демонстрирует сегодняшний дух Ржева: Запустение и умирание одних и чванливую спесь других
_________________ "Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон."
Через 15 лет моего активного присутствия в ржевском сегменте Интернета выяснилось, что улица 2-я Ново-Ямская своей территорией и жилыми застройками обязана когда-то существовавшей на этом месте Ямской слободе под городом, а затем и в черте города Ржева.
Внизу мои заметки от 11 декабря 2021 года, опубликованные на личной страничке социальной сети "В контакте"
ИЗ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ УЕЗДНОГО ГОРОДА РЖЕВА
В одном из последних номеров Ржевского «Справочного листка» за декабрь 1901 года главным редактором и издателем первой ржевской газеты А.М.Лосевым был опубликован «Перечень вопросов, назначенных к рассмотрению в очередном собрании Ржевской Городской Думы 28 января 1902 года», а в нём среди 10 пунктов повестки собрания, посвящённого «Прочтению и подписанию журнала очередного собрания Думы от 28 декабря 1901 года», было названо также обсуждение сообщения присяжного поверенного С.Н.Шаманина о положении судебного дела города Ржева с ямщиками о земле. Понятным образом меня заинтересовала ямщицкая тема, так как провела детство в бывшей ржевской ямской слободе. Что же означает понятие «ямщик» для современного жителя города?
*** В XVI веке на Руси для управления почтовой службой страны была создана централизованная государственная администрация «Ямской приказ». Эта служба упоминается в рукописных документах с 1516 года в связи с тем, что Ямской приказ был переименован в 1723 году в Ямскую канцелярию. Само слово «ям» происходит от татарского «дзям» — «дорога» или от чагатайского «jаm» — «почтовая станция, почтовые лошади» и использовалось также в словах, обозначавших тягловую повинность населения России XVI века и исполнителя этой повинности (ямщик, ямщицкая гоньба).
Официальное именование людей, занимавшихся ямским делом, было «ямские служилые люди». Они входили в состав сословной группы "служилых по прибору", т.е. по собственному желанию, и занимались обслуживанием регулярных почтовых и транзитных перевозок. Жили они, как правило, недалеко от черты границ городов из-за частых пожаров деревянных сооружений и домов в так называемых "ямских слободах". Возле Ржева, как и в др. русских городах, были образованы одна или две ямские слободы, в которых проживали ямщики и их семьи. В 1650 г. они получили важную льготу - освобождение от тягла (тягло = государственная денежная или натуральная повинность крестьян). Форумчанин с ником «Сергей Дед» писал в 2019 году в социальной сети о ржевских ямщиках, что их Ямская слобода была приписана к Толстиковской волости, жители которой принадлежали к крестьянскому сословию. До 1861 года ржевские ямщики считались государственными крестьянами и были к тому времени уже в территориально разросшемся Ржеве прихожанами Преображенской церкви, которая стояла на Спасской площади Князь-Дмитриевской стороны.
*** Необходимо отметить, что ямщики жили значительно лучше другого тяглого населения России. В свободное от гоньбы время они занимались всякими промыслами, извозом, торговлей. Поэтому в целом крестьяне стремились попасть в число гонщиков. Но благополучие в ямских слободах было видимое. Гоньба изматывала, да и нехватка людей на станах увеличивала разгоны. И ещё. Став государственным человеком, ямщик полностью зависел от правительства. А оно обращалось с ямщиками подчас хуже, чем помещик со своими крепостными. По своим качествам в ямщики выбирались люди молодые, которые отличались дисциплиной, не судившиеся и не наказанные за кражу или мошенничество, не одержимые недугом и не имеющие физические недостатки, которые могли бы препятствовать управлению лошадью. Также не могли выполнять эту работу женщины. К эпохе Екатерины II "казённые ямщики" оставались единственной привилегированной категорией среди казённого крестьянства. Указом 7 июня 1826 г. сословная категория ямщиков упразднялась по всей стране. С 1830-х годов в стране началось развитие железных дорог, и ямщицкая внутрисословная категория оказалась не у дела. После 1826 года термин «ямщик» начал всё больше применяться к обыкновенным извозчикам, хотя ямщики не имели ничего общего с извозчиками. Впрочем, с другой стороны, многие мелкие представители ямщицкой категории переходили в городской извоз. Практически все зажиточные ямщики имели прочие статьи дохода от содержания почтовых станций до торговых лавок, чем они с успехом и занимались в послереформенное время. Несмотря на упразднение ямщицкой категории в 1826 года ямщицких званий у людей не отнимали, и поэтому в ревизиях они имели право указывать свой статус "ямщика", хотя такой категории уже не существовало.
*** В городе Ржеве бывших ямщиков было около одной тысячи и около 200 дворов. Их продолжали называть ямщиками. В этих 200 дворах умещались примерно 13 хорошо известных в Ржеве фамилий: Дунаевские, Куричковы, Струнины, Смольковы, Березниковы, Иовлевы, Колесниковы, Рюмины, Пеховы, Ожогины, Рязановы, Ящерицыны, Рукавишниковы, как сообщал "Сергей Дед" в социальной сети в 2019 году. И в Ржеве ямщики освобождались от оброков, налогов, податей, им разрешалось иметь огороды и держать скот (единственным из горожан) и иные торговые лавки. Но запрещено было записываться в купечество. Ямская слобода Ржева, как, впрочем, и ямщицкие слободы других российских городов, были самоуправляющимися административными единицами. До первой четверти XVII века размер пахотной земли и угодий для ямщиков не был точно установлен. Норма определялась на глаз и зависела в основном от доброты стройщиков, которые старались не обижать ямщиков. Так что каждый ямщик получал столько земли, сколько хотел. Часто выделение надела гонщикам (слово происходит от понятия «ямщицкая гоньба») отражалось на материальном благосостоянии местного населения. И это порождало бесконечные споры. Ямщики, кроме гоньбы (то есть перевозки именитых пассажиров, почтальонов и почты), занимались дополнительно извозом — перевозкой товаров, а также дворничеством — содержанием постоялых дворов, где проезжающие получали пищу и ночлег, где можно было купить овса и сена для лошадей. Ямской промысел несомненно накладывал свой отпечаток на характер развития местных ремесел. В ямах появлялся спрос на кожи, хомуты, дуги, колеса, сено, овёс, распространялось кузнечное дело. Жители занимались обслуживанием проезжающих: продавали всё то, что было необходимо иметь в пути. Вдоль дороги открывались торговые лавки, постоялые дворы, винные погреба, склады для муки, фуража, соли. (Источник: https://forum.vgd.ru/post/42/20077/p2631527.htm)
В 1788 г. из ямщиков Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний был сформирован Ямской Казачий полк в 1000 человек.
*** Рано умерший краевед Владимир Рыбкин о названиях ржевских улиц писал 06.04.2011 г. в газете "Быль нового Ржева":
"… В старинные времена на месте площади Мира была кузнечная слобода. Кузнецы занимались в основном подковкой лошадей. Отсюда начинались две большие улицы, заселенные ямщиками. Которые, помимо городского извоза, перевозили товары и пассажиров в зубцовско-сычёвском и торопецком направлениях. Это улицы Ново-Ямская (ныне улица Мира) и 2-я Ново-Ямская. Параллельно Ново-Ямской шло Виндавское шоссе (ныне Московское). Названо так, потому что в свое время упиралось в вокзал Ржев-II Московско-Виндавской железной дороги.»
*** Для современников, интересующихся не только мифической стороной истории родины, но и конкретными историческими фактами и событиями, необходимо знать и различать, что понятия «ямщик» и «извозчик» означают разные категории. Разница заключается в том, что до реформы по отмене крепостничества ямщики были на государевой службе, ездили на дальние расстояния, имели за это какие-то льготы и в ревизских сказках учитывались отдельно. И только развитие транспорта, т.е. железной дороги, стало вытеснять ямщицко-почтовый промысел, который пошёл на убыль. Ну, а извозчики – это просто крестьяне (или изредка мещане), которые зарабатывали деньги обычным извозом как правило в пределах одного населенного пункта (города) и окрестностей. Можно сказать другими словами, что извозчики (т.е. НЕ ямщики) являлись частными предпринимателями (если работали одиночками сами на себя) или наёмными работниками, если извоз как "дело" держал более крупный хозяин. Крестьянский извоз на лошадях продержался в СССР вплоть до начала Второй мировой войны.
*** В нашей исторической памяти остались бывшие ржевские ямщики и их потомки с Князь-Дмитриевской (Красноармейской) стороны. Их след отпечатан в прошлом старинного Ржева мнимой защитой своих интересов с помощью кулачных боёв, мелких хулиганских выходок и кое-каких преступлений, а также судебными разбирательствами по земельным наделам, которые когда-то находились в их ямщицкой собственности, см. дореволюционные ржевские газеты.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы