Добавлено: Вт Сен 20 18:45:05 2016 Заголовок сообщения: О старообрядчестве
Заинтересовалась ржевским старообрядчеством.
Но чтобы его осмыслить, необходимы общие познания о нём. Поэтому начну как любитель истории с малого и общего.
Из российской Википедии:
"По некоторым оценкам, в настоящее время около миллиона человек окормляется Русской Православной Старообрядческой Церковью. Из них только полмиллиона живёт в России. Традиционно старообрядческими регионами считаются Поволжье, Центральная Россия, Урал, Поморье и Сибирь, в меньшей степени Дальний Восток, Кавказ и Дон. Ещё 300 тысяч человек — в СНГ, 200 тысяч — в Румынии, 15 тысяч — во всем остальном мире. На 2005 год насчитывалось 260 зарегистрированных общин.
Русской православной старообрядческой церкви в настоящее время принадлежит женский Николо-Улейминский монастырь близ Углича.
В начале XX века в Москве действовал Старообрядческий богословский институт, возобновленный в 1990-е годы как Духовное училище.
Планировавшаяся Правительством Москвы на 2005—2014 годы программа полномасштабной реконструкции исторического комплекса Рогожской слободы в Москве, в 2011 году отменена и минимизирована."
"Зарубежные старообрядцы
Автор Фёдор Мельников
"За рубежом" - значит вне России, за ее пределами. В наше время трудно указать хотя бы одно царство или страну, где бы совсем не было старообрядцев: рассеяны они по всему земному шару. Бегство русских благочестивых людей началось вскоре же после Собора 1667 г., который догматически установил и закрепил в применении к ним всякое насилие и гонения, самые жестокие казни и убийства.
Особенно же усилилось бегство за границу в Софьино правление, во время Иоакимова патриаршества, когда в России не было возможности русским людям хранить свою православную веру не только в городах и селениях, но даже в лесах и в пустынях. "Раскол, - так называет древнее православие церковный историк Макарий, митрополит Московский, - решительно был запрещен в России, и никто ни в городах, ни в селениях не смел открыто держаться его. Потому раскольники или таили веру свою, или убегали в пустыни и леса, где заводили для себя приюты. Но и там их отыскивали, жилища их разоряли, а самих приводили к духовным властям для убеждений, а в случае нераскаянности предавали градскому суду и часто смерти."
Такое безвыходное положение принудило многих христиан того времени спасать свою святую веру и душу посредством самосожжений. Но другие находили иной выход, они бежали в соседние государства: в Польшу, Литву, Швецию, Пруссию, в Турцию, даже в Китай и в Японию, где пользовались полной свободой веры, за которую их никто здесь не преследовал. Каково было количество бежавших, можно судить по сообщению Сената уже при Петре I: по сенатским сведениям, в то время русских людей находилось в побегах более 900 тысяч душ. В отношении к общему числу тогдашнего населения России это составляло десять процентов, а в отношении к исключительно русскому населению это количество бежавших составляло гораздо больший процент. Ни поляки, ни немцы, ни татары, ни другие инородцы, ни даже евреи не бежали тогда из России, ибо их тут никто и ни за что не преследовал и не притеснял. Преследовались и истреблялись исключительно только русские люди - самые преданные святой Руси, соль и твердыня Русской Земли.
Через два столетия, при большевистском разгроме России, повторилось это бегство за границу русских граждан. Но теперь количество бежавших составляло лишь один процент в отношении ко всему населению России, причем бежали не одни лишь русские люди и бежали при других совершенно условиях: с военной силой, сражаясь с врагом, пользуясь железными дорогами, военными судами, пассажирскими пароходами и т.п., с большими передышками, нередко с победами над настигающим их врагом. Тогда же, при Софье, при Петре I, при Анне, при Николае I, было иное бегство, воистину христианское и подлинно евангельское, по примеру самого Христа и святых Его апостолов. Можно себе представить, какой это был страшный разгром России.
В чужих государствах старообрядцы оседали сплошными миссиями. Редко они пользовались готовыми городами, они преимущественно строили собственные селения, жили особняком, своим бытом и укладом, со своими порядками, обычаями и одеждой. И теперь, спустя двести лет, их легко отличить здесь от других народностей, так они типичны как русские люди прошлых веков. В наше время старообрядцы живут сплошными массами в Румынии, в Молдавии и в Добрудже, а также и в Буковине. Много их находится в Бессарабии. В свое время все это было турецким владением, именно в Турцию тогда бежали старообрядцы. Турецкая власть разрешила им строить церкви, монастыри, скиты, совершать богослужение открыто и свободно, иметь церковный звон, на храмах ставить кресты, что не разрешалось им в России до 1905 г. По реке Дунай старообрядцы заселяют города Измаил, Вилков, Новую Килию, Муравлевку, Жебрианю, такие большие селения, как Некрасовки - Старую и Новую, особенно большое село Куничи. Большие приходы имеют они в Кишиневе, Бендерах, Бельцах, Хотине, в Грубном - Старом и Новом и в других местах. Но в июне 1940 г. вся Бессарабия отошла к советской России. Отошла к ней и северная Буковина, где находится знаменигая старообрядческая митрополия Белая Криница, до 1918 г. находившаяся в пределах Австрии, потом Румынии и, наконец, попавшая под иго большевистской власти.
По Дунаю (в Добрудже) - сплошные старообрядческие селения: Камень, Сарикон, Журиловка; и дальше: Слава Русская, Слава Черкесская, Новенькое; есть старообрядцы в городках Тульче и Сулине. Близ Славы Русской, Тульчинского уезда, находятся два старообрядческих монастыря - мужской и женский, в трех верстах друг от друга. В Молдавии старообрядческие общины находятся в Яссах, в столице Молдавии, в Васлуе, в Романе, Пятрах-Нямц, Тыр-гу-Фрумос, Ботощанах, Мануйловке. Здесь тоже имеются два монастыря - мужской и женский. Существуют старообрядческие приходы и в таких городах по Дунаю, как Галац и Браила, около последнего города находится большое село, сплошь населенное старообрядцами, - Писк, с тремя приходами. Есть старообрядцы и в самом Бухаресте. Значительное количество находится и в Буковине, в Сучаве, Радауцах, Климоуцах, Соколинцах и в других местах. В самой Турции теперешней старообрядцы находятся лишь в одном селении, Майносах, в Анатолии, вблизи Черного моря. В прошлом столетии старообрядцы были даже в Африке, на берегу Нила, близ Каира: здесь существовал старообрядческий скит. Даже в далекой Манчжурии существуют старообрядческие приходы; в 1940 г. там устроена старообрядческая епархия, в состав которой входят старообрядцы, находящиеся в Китае, в Америке (Канаде) и в Австралии. Во Франции имеется старообрядческий приход лишь в Париже, хотя по другим городам Франции проживает немало старообрядцев единичными семействами. Все перечисленные пункты заселены старообрядцами - поповцами. Беспоповцы же "за рубежом" находятся главным образом в Польше, в той части, которая ныне отошла к советской России, а также в Литве, Латвии и Эстонии, тоже ныне осоветившихся, и в Пруссии (Германии). Очень незначительная часть беспоповцев находится и в Румынии."
Представляю Вашему вниманию Поморскую Знаменскую старообрядческую церковь на Тверской ул. 8
Предыстория
После манифеста о веротерпимости был возведён комплекс сооружений на участке земли в границах Шпалерной, Тверской и Таврической улиц: училище, дом престарелых, жилой дом, часовня и церковь. Части здания Церкви — звонница, галерея и основной объём — были пристроены к двухэтажному зданию более ранней постройки. Участок и строительство комплекса выполнялись на средства вдовы купца 1-й гильдии Веры Ивановны Кокоревой при содействии общества старообрядцев. Также на участке находился сад и место захоронения (кладбище).
Строительство храма
Храм был заложен в 19 августа 1906 года на праздник Преображения и освящен 10 декабря 1908 года на праздник Богородицы в честь иконы Знамения, бывшего в Великом Новгороде. Строительство Храма велось по плану и под наблюдением художника и архитектора Дмитрия Андреевича Крыжановского.
Храм имеет псковско-новгородские черты, а шашечка штукатурного слоя карниза и майолика характеризуют стилистику модерна.
Кресты: на фасаде восьмиконечный титлованый и на главках восьмиконечные (поклонные) — древние, имеющие огромное значение для старообрядчества (книга Поморские ответы).
Внутри интерьер аскетичный, строгий. Стены без росписи, дубовый паркет, уложенный елочкой, огромные двери со стеклянными фрамугами, темно-бронзовые светильники.
История храма
В 1930-е годы община активно участвовала в жизни города: содержала училище, дом престарелых, а впоследствии лазарет — медицинское учреждение.
В 1932 году здание церкви отдали под жилой фонд.
В 1933 году храм был закрыт властями. Иконы и другая церковная утварь при активном содействии председателя общины Павла Никандровича Кончаева была передана на хранение в Русский музей, а не разграблена и уничтожена, как это было с другими моленными.
В годы войны 1941—1945 гг. на территории церкви расположилось воинское подразделение. Остались следы от бомбежек Ленинграда и на здании церкви. Пострадала одна из бетонных главок на кровле и майолика северного фасада.
Позднее в советское время само здание церкви перешло в ведение завода «Автоарматура», который находился там до начала 90-х годов. В этот период основная часть храма была поделена на три этажа, разбиты сводчатые потолки и кровля северного фасада, добавлены лифтовая шахта и лестница, прорублены окна в восточной стене.
В начале 90-х по распоряжению властей здание было передано группе «Дизайн-стиль», занимавшейся проектированием, тюнингом и созданием автомобилей. С северного фасада храма созданы три въезда в ремонтные мастерские (боксы) и гараж со смотровой ямой на месте часовни.
В 1999 году здание получило статус памятника архитектуры федерального значения.
С 2005 года здание церкви переходит к своему законному преемнику — Невской Старообрядческой Поморской общине. С этого момента начинается подготовка к реставрации памятника архитектуры. За работу над проектом берется старовер, председатель союза архитекторов Дмитрий Александрович Бутырин. Самим ремонтом занимается строительная компания ООО «Пассим». Средства на воссоздание Церкви собраны староверами.
10 декабря 2007 года состоялось открытие Храма Знамения Пресвятой Богородицы.
Меня также заинтересовала личность вдовы купца 1-й гильдии Веры Ивановны Кокоревой. И нет ли здесь связи с тверскими старообрядцами ? И она нашлась.... в некоторой степени.
Васи́лий Алекса́ндрович Ко́корев (23 апреля [5 мая] 1817, Солигалич — 22 апреля [4 мая] 1889, Санкт-Петербург) — русский предприниматель и меценат, почётный член Академии художеств (1889).
Из старообрядческой семьи. По одним сведениям, он был из мещан, по другим — сыном купца средней руки, торговавшего солью — семья владела небольшим солеваренным заводом в городе Солигаличе на севере Костромской губернии.
В 1844 году Кокорев подал записку в правительство о преобразовании винных откупов. В записке В. А. Кокорев рассуждал о необходимости придать торговле вином более цивилизованный характер; для доказательства его системы «питейного дохода» он получил «неисправный» откуп в Орловской губернии, за которым числился долг в 300 тысяч рублей серебром.Орловский откуп в короткое время стал приносить доход.
В 1850 году В. А. Кокорев поселился в Москве; приобрёл дворянскую усадьбу бригадирши Д. Н. Лопухиной с домом в Большом Трёхсвятительском переулке. В 1851 году получил звание коммерции советника. В короткие сроки он приобрёл, огромное по тем временам, состояние: к началу 1860-х годов, по некоторым оценкам, оно доходило до 7—8 миллионов рублей.
Кокорев принимал участие в создании Волго-Донской железной дороги (1858); Товарищества Московско-Курской железной дороги (1871); Общества Уральской железной дороги (1874).
Он содействовал учреждению Русского общества пароходства и торговли (1856) и Волжско-Каспийского пароходства «Кавказ и Меркурий» (1859).
В 1865 году стал крупнейшим пайщиком учреждённого Московского купеческого банка. В 1870 году он стал инициатором создания Волжско-Камского коммерческого банка. Учредил «Северное общество страхования и склада товаров с выдачей варрантов» и сумел довести начатое дело до конца.
Собирать картины русских и иностранных художников В. А. Кокорев начал в середине 1850-х годов и к 1861 году, на месте гостиницы в Трёхсвятительском переулке, как утверждает ряд источников[16], им было построено, специально для размещения своей коллекции, здание (арх. И. Д. Черник), в котором 26 января 1862 года открылась первая Московская публичная картинная галерея, названная Кокоревской.
Собрание насчитывало по одним сведениям — 570 произведений, по другим — 430 картин и 35 скульптур, которые располагались по историческому и монографическому принципу. Только работ Карла Брюллова было больше сорока. Картин И. Айвазовского было в коллекции более двадцати, пейзажей А. Боголюбова — одиннадцать, картин В. Тропинина — шесть.
В 1870 году в связи с финансовыми затруднениями Кокорев продал основную часть коллекции Министерству Императорского дворца; ряд произведений живописи и скульптуры приобрёли П. М. Третьяков и Д. П. Боткин.
До самой смерти Кокорев оставался старообрядцем поморского толка. Немало помогал единоверцам. Благодаря его заступничеству в 1886 году в доме рубашечника Никифорова на Лиговке начал действовать новый поморский молитвенный дом.
Кокорев оказывал материальную поддержку таким изданиям, как «Русская беседа» и «Русский вестник», где иногда печатался. Одним из первых он начал выступать за отмену крепостного права.
22 июля 1884 года «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», под Вышним Волочком, на живописном полуострове, образованном истоком реки Мсты и озером Мстино, В. А. Кокорев открыл Владимиро-Марьинский приют, названный впоследствии «Академической дачей». Первоначально он предназначался для летней практики малоимущих студентов Академии художеств. В распоряжение молодых художников были предоставлены дом со столовой и библиотекой, хорошо оборудованная мастерская, помещения для занятий пением и музыкой. Здесь жили и работали И. Е. Репин, А. И. Куинджи, В. А. Серов, П. П. Чистяков, И. И. Бродский, А. М. Васнецов, Н. К. Рерих, И. И. Левитан, Н. П. Богданов-Бельский и др.
Умер В. А. Кокорев 23 апреля 1889 года от сердечного приступа. Похоронен на Малоохтинском старообрядческом кладбище Санкт-Петербурга. Когда его хоронили, поморцы в старорусском одеянии вынесли тело своего благодетеля из шикарного особняка и несли его дубовый гроб, сделанный без единого гвоздя, на полотенцах до самого кладбища. Фамильное захоронение Кокоревых до сих пор сохранилось в восточном углу кладбища.
Жена — Вера Ивановна. Жила с дочерью в Санкт-Петербурге на Тверской улице (современный адрес — дом ]. Когда в 1906 году был принят закон, позволявший беспрепятственно регистрировать старообрядческие общины, именно петербургские поморцы воспользовались им первыми в России. Участок на Тверской улице был пожертвован Верой Ивановной Кокоревой для постройки храма. В августе 1906 года, в день Преображения, здесь была заложена пятиглавая церковь в новгородском стиле. Проект выполнил архитектор Д. А. Крыжановский.
Интерьер храма
Так выглядел интерьер, в создании которого помимо самого Крыжановского участвовали С.И.Вашков (паникадила и хоругви) и мастерская Д.В.Дудакова (иконостас). Как обычно у старообрядцев, в храме было много древних икон.
Почти все, так называемые, местные иконы (первого яруса среднего иконостаса) представляют, по свидетельству членов общины, весьма редкие экземпляры древнего новгородского и псковского письма; среди прочих ярусов и на клиросах имеются образцы письма московского и корсунского.
Кроме иконостасов, в тех же серых тонах выполнены, в резном дубе, клиросы, киоты и пристенные скамьи. Хоругви и паникадила под старое серебро исполнены (фабрикой Оловянишникова) по рисункам в духе древних образцов, принадлежащим строителю и худ. С. И. Вашкову.
Естественно, ничего не сохранилось.
Пол храма паркетный; оконные переплеты железные; двери дубовые с грубым кованым прибором из железа. Одна из таких дверей, с северной внутренней стороны храма, обита красной медью древнего рисунка с врезанными в нее образами в серебряных ризах.
Отопление центральное водяное, с регулированием температуры помощью термостатов, устроено фирмой «Држевецкий и Езиоранский». Котел и камера для нагревания и увлажнения воздуха помещаются в подвале, откуда нагретый воздух подается в батареи по каналам. Вытяжки, устроенные в верхнем куполе среднего барабана, выведены наружу по сторонам венчающей его главки.
Posted after 32 minutes 11 seconds:
О поведении в старообрядческом храме
Тот, кто собирается посетить наш храм, должен помнить, что староверы свято чтут свои древние традиции и обряды, и что любое нарушение их в храме вызывает резкое неприятие. Надо знать, что к богослужению допускаются лишь лица, крещеные в Древлеправославной Поморской Церкви. Все прочие могут присутствовать в храме только как наблюдатели и ни в коем случае не осенять себя Крестным Знамением.
В храм не допускаются женщины простоволосые (т. е. с непокрытыми волосами). В храм женщины входят с платком на голове, причем платок следует закалываеть «по‑старообрядчески» булавкою под подбородком. Прихожане‑мужчины приходят в храм в русских косоворотках или рубахах на выпуск с обязательным «поясом». Все молящиеся держат в левой руке лестовку.
В отдельные моменты службы, когда молящиеся, преклонив голову, замирают в молитве, всякое движение, в том числе и вхождение в храм, запрещается (чтение Апостола, Евангелия и т. п.).
Войдя в храм, принято омыть руки, как бы очистившись от мирского, суетного, уличного. Для этого, в при входе, установлен специальный умывальник. Пришедшему в храм на богослужение подобает «поставить» свещи (не свечи!), являющие собой чистую жертву Богу.
Войдя в храм, принято поклонится в пояс рядом стоящим и тихо «попрощаться»: «Простите Христа ради». И вам поклонятся в ответ с почтением.
Храм условно разделен на две половины: правую – мужскую и левую – женскую. В связи с тем, что сегодня женщины составляют большую часть прихожан, их присутствие на мужской половине никого не удивит, но присутствие мужчин на левой недопустимо.
Земные поклоны в Древлеправославной Церкви «кладутся» в подручник – небольшой декоративный коврик, а не в пол, попираемый ногами.
Богослужения в нашем храмае достаточно продолжительные. Обычная утренняя служба длится 3‑4 часа, вечерняя 4‑6 часов. Уходить со службы до ее окончания не принято. Прихожане большую часть службы молятся стоя. Руки складываются на груди. Пожилым, больным и непривычным людям не возбраняется непродолжительный отдых сидя. Для этого в храме установлены скамейки. Сидеть полагается также при чтении «поучений».
У староверов Поморского согласия нет священников (отсюда и название «беспоповцы»). Службу проводят духовные наставники, выбранные прихожанами и благословленные старцами‑наставниками. В процессе службы наставники совершают крестообразное каждение икон и каждого молящихся в отдельности. Наставники облачены в кафтаны или азямы — в сущности это старинная одежда русских крестьян.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы