Maria Мэтр
Репутация: 44
Пол: Гороскоп: Китайский: Зарегистрирован: 05.03.2006 Сообщения: 8165
Награды: 1 (Детали)
|
Добавлено: Пн Авг 4 12:50:30 2014 Заголовок сообщения: |
|
Выкладываю копию очерка Игоря Мангазеева о аэроклубах Тверской области, города Ржева в том числе ...
"Эра полетов над Верхневолжьем
автор: Игорь Мангазеев
7 сентября 1934 года начались первые занятия в школе Калининского аэроклуба. К учебе приступили группы мотористов и летчиков. Город Калинин тогда был райцентром Московской области, и аэроклуб находился в ведении районного совета Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). Однако энтузиасты авиации начали осваивать небо Верхневолжья задолго до Осоавиахима.
Императорский аэроклуб
Еще в июле 1911 года состоялся рекордный перелет из Питера в Москву. В течение нескольких месяцев его готовили Императорский Всероссийский аэроклуб совместно с Императорскими Автомобильным и Техническими обществами. Победил в нем авиатор Александр Васильев, пилотировавший «Блерио-Х1». Участники перелета должны были приземлиться в контрольных точках маршрута, в том числе в Вышнем Волочке, Торжке и Твери. Любопытно, что в перелете участвовал знаменитый Сергей Уточкин, но его аэроплан дважды потерпел аварию - около Новгорода и под Крестцами. Уточкин получил переломы ног, ключицы.
В Торжке место старта (где садятся и взлетают летательные аппараты) подготовили на берегу Тверцы. Но там приземлился лишь «летун» Г.В.Янковский. Васильев же, достигший Торжка первым, «пересек реку Тверцу и на поле за городом, в верстах трех от старта, благополучно приземлился».
В 1912 году сверхдальние перелеты на «Ньюпоре-4» из Севастополя через Москву и Тверскую губернию в Петербург совершили по отдельности лейтенант Виктор Дыбовский и штабс-капитан Дмитрий Андреади. Первый летчик потратил на это 41 день, второй – 37. Крейсерская скорость «Ньюпора» составляла всего 89 км/час, а продолжительность полета - три часа, поэтому посадки в Тверской губернии были просто неизбежны. Именно во время рекордных перелетов 1911-1912 годов подыскивались удобные посадочные площадки. Некоторые из них до сих пор служат аэродромами.
К сожалению, вместе с именами этих отважных королей воздуха надолго оказались забытыми и имена Владимира и Дмитрия Рябушинских - сыновей текстильного магната Павла Михайловича Рябушинского. Оба они входили в оргкомитет 2-го Всероссийского Воздухоплавательного съезда, проходившего в Москве весной 1912 года. Вполне вероятно, братья были причастны к рекордным перелетам и к появлению аэродрома в Вышнем Волочке, ведь именно там находилось Товарищество мануфактур П.М.Рябушинского с сыновьями. Дмитрий окончил физфак Московского университета и в 1904 году основал в подмосковном семейном имении Кучино Аэродинамический институт. Владимир же вместе с братом Сергеем, А.А.Бенуа и И.Я.Билибиным в 1925 г. стоял у истоков созданного в Париже общества «Икона», призванного сохранить традиции русского иконописания.
Хутор Бунякова
По мнению директора Центральной библиотеки Торжокского района Ольги Митиной Васильев приземлился на хуторе Бунякова, или просто Буняке. О происхождении этого названия рассказал почетный гражданин Торжка Иван Арсентьевич Бондаренко. В письме ко мне он с ссылкой на племянницу владельца этого хутора - Л.В.Гудкову (в девичестве Бунякова) сообщил: «В бедной многодетной (5 детей) семье Николая Бунякова деревни Голенищево Новоторжского уезда в 1880 (?) году родился сын Алексей (дядя Лидии Васильевны). Семья жила бедно. Алексей до женитьбы жил и работал в хозяйстве родителей. После женитьбы отделился и, на какие деньги – не знает, купил участок земли примерно в 3-4 км северо-восточнее городской черты и в 1-1,5 км ближе деревни Жабкино (ныне ул. Маяковского) справа от Бежецкого тракта. Не помнит, было это до революции или после, но, скорее всего, после революции. Построил небольшой деревянный дом, хозяйственные постройки. Затем купил трактор, косилку. В хозяйстве имел лошадь и две коровы. Так, на купленном участке земли возник хутор. Семья: жена и четверо детей. Жили на хуторе до начала коллективизации. В 1929-м или 1930 году все хозяйство и имущество Буняков безвозмездно передал советской власти и уехал с семьей в Ленинград. После отъезда Буняковых на хуторе был образован военный аэродром и аэроклуб...»
Сегодня на Буняке находится Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации.
Друзья воздушного флота
С осени 1926 года на аэродроме Общества друзей воздушного флота (на месте нынешнего микрорайона «Южный») базировался авиаотряд, оснащенный самолетами «Юнкерс» разных модификаций. На следующий год отряд получил самолеты Р-2 (АНТ-3 конструкции А.Н.Туполева), а в 1928-м отряд перебазировался в Подмосковье.
В 1929 году в Твери (тоже на месте «Южного») появился многоцелевой авиаотряд. Летчики возили почту, опыляли льняные поля, перевозили больных в Тверь (Калинин) и Москву. Тверские летчики стали пионерами аэрофотосъемки, работая по заданиям Института гражданской авиации.
В том же году там расположилась и летная школа Осоавиахима, начальником которой был участник гражданской войны Линдель Янович Мауно (в 30-е годы – арктический летчик). Курсанты летали на небольших деревянных бипланах У-1 «Авро» с мотором РОН, который вращался вокруг вала вместе с винтом. За летный день «Аврушка» потребляла 30 кг касторки. Школа выпустила только один выпуск летчиков, после чего в 1931 году перебазировалась в Витебск. На аэродроме, переданном райкому Осоавиахима, остались ангар для 3-4 самолетов, служебный домик, сигнальная вышка с конусом и три планера.
Начиная с 4 июня 1931 года в Харьков, а затем в Ленинград на самолетах П-5 (почтовая модификация биплана Р-5) стали отправлять матрицы газеты «Правда». Аэродромам Верхневолжья на ленинградском маршруте предназначалась роль запасных.
Интересно, что в летном отряде «Правды» с 1931 года работал Михаил Водопьянов, впоследствии – знаменитый полярный летчик.
Летчики, пилоты, бомбы, самолеты
Содействовать авиации на деле можно только там, разумеется, где она реально действует. Лучшими из лучших до середины 30-х годов были тяжелые бомбардировщики ТБ-3. А его предшественник ТБ-1 поступал на вооружение еще с 1929 года. Бомбовоз ТБ-1 стал основой парка тяжелобомбардировочной авиации – «длинной руки Сталина», как порой называли авиацию дальнего действия. Обе машины, к слову, конструировал Андрей Туполев. В Ржеве базировалась 30-я авиабригада, и с конца 1932 года ее эскадрильи стали пополняться супербомбовозами ТБ-3.
А с 1936 года началось строительство военного аэродрома в Мигалове. Пока там велись земляные работы, на аэродроме аэроклуба целое лето базировался отряд самолетов Р-5 под командованием Полины Осипенко.
К началу войны в нашей области появились пять постоянных военных аэродромов - в Калинине (Мигалово), Ржеве, Выползове (Бологовский район), Великих Луках и Торжке. Три первых имели бетонную (гравийную) взлетно-посадочную полосу. На них, а также в Великих Луках, до 1942 года дислоцировались полки тяжелобомбардировочной авиации ВВС, не считая, конечно, периода оккупации. Именно в этих городах деятельность аэроклубов и была наиболее эффективной.
Аэроклубы Осоавиахима
В ноябре 1934 года в Калинине по инициативе комсомольцев вагонзавода открылся аэроклуб. Первый выпуск курсантов состоялся 70 лет назад. Начальником назначили Василия Иванова. Помещение аэроклуба находилось на улице Вольного Новгорода, на месте зданий Госбанка. Летать учились на «этажерке» У-2. Вскоре аэроклубу присвоили имя первого Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского.
А в момент образования Калининской области в 1935 году врио руководителя областного Оргбюро Осоавиахима являлся Слепнев. Его имя в документах не приводится, но возможно, это был Маврикий Трофимович Слепнев, один из первых Героев Советского Союза.
Аэроклубы Калинина, Торжка и Ржева имели филиалы в Бежецком, Бологовском, Великолукском, Вышневолоцком, Калязинском, Кашинском, Кимрском, Осташковском и Старицком районах. В ведении областного совета Осоавиахиама находились аэродромы в Кимрах, Ржеве, Торжке, Вышнем Волочке. А в 1939 году облисполком выделил аэроклубу земельный участок и в Змеёво. В первые годы войны летное поле в Змеёве использовалось как оперативный аэродром. Таковых вокруг Калинина в 1942 г. было четыре: Змеёво, Васильевское, Каблуково и Лисицы. В виду неполного просыхания они предназначались только для бипланов типа У-2 и Р-5.
Сложности наземной жизни
В 1935 году в аэроклубах области обучалось 844 человека, из которых 88 стали летчиками, 400 - планеристами и 170 - парашютистами («прыгавших с самолета»). К марту 1936 года аэроклубы приобрели 7 самолетов и 10 планеров. А потом начался Большой террор. В годы, когда в руководстве Осоавиахима преследовались «враги народа» (Эйдельман и его окружение), на местах тоже стали бороться с «вредительством». Так, в 1937 году на 2-й областной конференции ВЛКСМ представители Старицкого райсовета Осоавиахима жаловались на начальство: «Куда делись деньги Старицкого райсовета ОСО – 125 тысяч рублей, собранные на самолет и ангар? Построить ангар заставили, а самолет не дали». Жалобщикам разъяснили: «Это дело Калининского аэроклуба. Он получил деньги на то, чтобы дать самолет Старицкому райсовету... Когда выяснилось, что на самолете работать нельзя, ангар построен неправильно, было решено людей, которые там учились, доучить в Калининском аэроклубе. На пилотов обучены 9 человек колхозников и другой молодежи Старицы».
Но на 3-й областной конференции ВЛКСМ опять отмечались «безобразия в отдельных организациях Осоавиахима, в том числе пьянки в Новоторжском аэроклубе». Это безобразие вскрыла газета «Сталинская молодежь». Между тем в Торжке к открытию конференции уже было подготовлено 202 парашютиста и 50 планеристов.
К началу Отечественной войны сотни курсантов Калининского аэроклуба обучились летному делу и прыжкам с парашютом. Пятеро из них стали Героями, а Алексей Смирнов – дважды Героем Советского Союза. В августе 1941 года аэроклуб был эвакуирован в город Мелекесс Ульяновской области и преобразован там в Мелекесскую летную школу. А в 1948 году в Калинине вновь появился аэроклуб, он был переведен из Оренбурга.
(Статья опубликована в областной ежедневной газете "Вече Твери" 9.09.2005 г., стр. 6).
© Игорь Мангазеев, г. Тверь, сентябрь 2005 г."
http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/publ/11.dat |