Жизнь - вещь очень сложная. Её трудно объяснить.
Какое отношение имеет известная немецкая художница-график и скульптор Кете Кольвиц к Ржеву..?
Предлагаю статью об этой женщине, её жизни и творчестве, связанном со смертью самых близких ей людей: младшего сына и старшего внука. Оба носили имя Петер. Сын погиб в Первой мировой войне 18-летним юношей в Бельгии, а внук в возрасте 21 года во Второй мировой войне недалеко от Ржева.
Биографические данные взяты мной из немецкой Википедии, немецких дневников К.Кольвиц и её писем, изданных родственниками в Германии.

Кете Кольвиц (Käthe Kollwitz), урождённая Шмидт, немецкая художница, график и скульптор, родилась 08.07.1867 г. в Кёнигсберге (сегодня: Калининград) в Пруссии. Умерла 22.04.1945 г. в Моритцбурге под Дрезденом. Она и её творчество являются известнейшими в Германии 20-го века. Своими серьёзными, иногда пугающе реалистичными литографиями, гравюрами, эстампами, ксилографическими клише и скульптурами, которые были созданы на основе личных переживаний, она развила свой особый творческий стиль.

Кете Кольвиц родилась в семье Катарины (1837-1925 гг.) и Карла (1825-1898 гг.) Шмидт.
Карл, её отец, изучал юриспруденцию, но из-за своих либеральных взглядов не нашёл работы в прусском государственном аппарате и был вынужден стать мастером штукатурных дел.
Мать Кете, Катарина, урождённая Рупп, являлась дочерью политика Юлиуса Рупп.
У Кете была родная сестра Лизбет и брат Конрад Шмидт, экономист и философ (1863-1932 гг.).

Детские годы с 1867 по 1885 годы Кете Шмидт провела в Кёнигсберге. Поощряемая своим отцом, в 1881 году она училась искусству ксилографического клише (изготовление медных эстампов) у Рудольфа Мауэра и брала уроки рисования у художника Густава Науйока. В 13 лет она создала своё первое ксилографическое клише. В 1885/1886 годах она посещала так называемую Дамскую академию общества берлинских художниц по классу Курта Штауффер Берна и была знакома с Герхардом Гауптманном и Арно Гольцем. Со временем она стала обращать внимание на работы Макса Клингера, чьи гравюрные циклы повлияли на её художественное восприятие. В 1886 году она возвратилась в Кёнигсберг и занималась в классе Эмиля Нейде в Художественной академии Кёнигсберга. Затем до 1889 года она училась в Мюнхене у Людвига Гертериха.

После обучения в Берлине в 1891 году она вышла замуж за врача Карла Кольвица, переехала с ним в один из рабочих предместий Берлина под названием «Пренцлауэр Берг» в угловой дом тогдашней улицы Вайссенбургерштрассе (сегодня: Кольвицштрассе, 56А) непосредственно у тогдашней Вёртерплац (улица и площадь названы с 1947 года её именем).

В 1892 году родился её старший сын Ганс, а 06.02.1896 году младший сын Петер, который погиб 23.10.1914 года добровольцем в первых днях Первой мировой войны во Фландрии и похоронен на солдатском кладбище Владстло (Vladstlo). Потеря 18-летнего сына привела её к пацифизму и одновременно соприкоснула с социалистами.
С 1898 по 1902/03 годы она работала преподавателем в Дамской академии общества берлинских художниц.

Всеобщее внимание Кете Кольвиц привлекла к себе впервые благодаря участию в Большой Берлинской выставке искусств в 1898 году, где она показала первые листы серии гравюр под названием «Восстание ткачей». Адольф Менцель был так восхищён её работами, что предложил молодую художницу в этом же году к награждению малой золотой медалью. Но награждение было отклонено кайзером Вильгельмом II; он назвал её социально-критические произведения «искусством сточных канав», они находились в полной противоположности к предпочитаемому тогда художественному стилю под названием «историзм» и буржуазному салонному художественному направлению, так как её стиль работ был родственен творчеству Эрнста Барлаха. Кете Кольвиц соединяла кроме того искренняя дружба с берлинским художником Отто Нагель.
Убийству Карла Либкнехта она посвятила серию гравюр на дереве (ксилографических клише). Согласно её пониманию искусство должно отображать социальные условия жизни. Кете Кольвиц была членом организации Берлинская Сесессион, работала в Международной организации по оказанию помощи рабочим (IAH), а в 1919 году ей присвоили учёную степень «профессор». И вместе с этой степенью Кете Кольвиц стала первой женщиной – членом Прусской академии искусств. 29 мая 1929 года она была принята в прусскую организацию «Orden Pure le Mérite» наук и искусств.
Кете Кольвиц никогда и нигде не состояла в партии, но была близка к социалистам и поддерживала возвание к сотрудничеству с коммунистической и с социалистической партиями Германии. В 1933 году её вынудили покинуть стены Прусской академии искусств и сдать пост руководительницы класса художников-графиков, так как она принадлежала к подписантам возвания по созданию единого рабочего фронта против национал-социализма. А в 1936 году экспонаты художницы были удалены из Берлинской академической выставки, что приравнивалось к всеобщему запрещению показа работ.

Её муж Карл Кольвиц умер в 1940 году и был похоронен в фамильном склепе на Центральном кладбище Фридрихсхейне в Берлине. Во время Второй мировой войны Кете Кольвиц жила одно время в замке Бишофштейн в Ленгенфельде унтерм Штерн, в 1943 году переехала в город Нордхаузен. В ноябре 1943 года её квартира на Вайссенбургерштрассе была разбомблена и при этом погибли многочисленные эстампы, клише и оттиски. В июле 1944 по приглашению принца Эрнста Гейнриха фон Саксен она приехала на жительство в местечко Рюденхоф под Дрезденом в комнаты с видом на замок Моритцбург. Кете Кольвиц умерла 22.04.1945 в Моритцбурге, незадолго до окончания Второй мировой войны, в которой погиб её старший внук Петер, названный так в честь своего погибшего в Первой мировой войне дяди Петера.

Внук Петер Кольвиц родился 10.07.1921 в Берлине в семье старшего сына Ганса и его жены Оттилии, был призван в вермахт в 1940 году. Он служил связистом под Смоленском, а затем возле п. Оленино. Посёлок Оленино находился в оккупации с 10.10.1941 по 04.03.1943 гг. Вермахт размещал там резерв командующего 9-ой армией Вальтера Моделя. С мая по декабрь 1942 года в резерве под Оленино находилась 110-я пехотная дивизия 4-ой армии. Кроме того, близ железнодорожной станции Оленино нбыл расположен крупный армейский склад боеприпасов, а также стоял 537-ой полк связистов. Где-то в этих войсковых соединениях нёс службу ефрейтор вермахта Петер Кольвиц. Он погиб 22.09.1942 года при исполнении служебных обязанностей связиста вероятнее всего возле деревни Савостино Западнодвинского района Тверской области. Его могила и останки ещё не найдены.
Смерти любимого сына Петера и старшего внука Петера лежали тяжёлым грузом на сердце у Кете Кольвиц и всю последующую жизнь служили ей ориентиром в творчестве.

Сверху вниз:
1. фото: младший сын Петер, род. 06.02.1896, погиб 23.10.1914, с матерью Кете Кольвиц
2. фото: старший внук Петер: род. 10.07.1921, погиб 22.09.1942 в России, возле п. Оленино
3. фото: Кете Кольвиц, род. 08.07.1867, умерла 22.04.1945 в Моритцбурге под г. Дрезденом