Тема: Семнадцать мгновений весны
Семнадцать мгновений весны или кто был прототипом Штирлица?

Судьба московского агента, прототипа знаменитого Штирлица, была менее счастливой, чем у героя книги Юлиана Семёнова.

I. Генерал П.А.Судоплатов, один из руководителей советской разведки, так описывал в своих мемуарах этого агента:
5 августа 1942 года Разведупр забросил двух агентов-парашютистов в Германию – Артура Хесслера и Альберта Барта. Но немцы уже держали под наблюдением группу, на связь скоторой они были посланы, и их арестовали. Хесслер погиб в гестапо, а Барта немцы перевербовали. Во время допроса Барт раскрыл советского агента Вилли Лемана (Брайтенбах), который сотрудничал с Советским Союзом с 1935 года. Леман был сотрудником гестапо и снабжал Москву исключительно важной информацией, например передал в 1935-1941 гг. важнейшие материалы о разработках гестапо по внедрению агентуры в среду русских эмигрантов и коммунистическое подполье.
Лемана арестовали на улице и тайно, без суда, казнили. Гестапо сообщило жене, что её муж исчез и его усиленно разыскивают. После войны нашли лишь его регистрационную карточку в архивах тюрьмы Плетцензее в Берлине – других следов не осталось. Леман в годы войны был единственным офицером гестапо, сотрудничавшим с Советским Союзом.

II. Иначе излагается история Брайтенбаха в книге «Тайна Зои Воскресенской» в анонимном очерке «Как звали Штирлица?».
Здесь утверждается, что Леман был завербован ещё в 1929 году, причём до того момента, как весной 1939 года связь с ним прервалась, он успел передать большое количество подлинных документов и личных сообщений, освещающих структуру, кадры и деятельность политической полиции (гестапо), а также военной разведки Германии.
В справке, составленной летом 1940 года, начальник 1-го отделения разведки ГУГБ П.М.Журавлёв отмечал, что в отношении честности агента подозрений никогда не возникало и что работает он за деньги, а не из идейных соображений.
В этом очерке опубликована и биография Брайтенбаха. Он родился в 1884 году и был сыном преподавателя. Получил профессию столяра. 12 лет прослужил в императорском военно-морском флоте. В 1911 году поступил в берлинскую полицию и попал в контрразведотдел берлинского полицай-президиума, с 1920 года стал начальником канцелярии отдела. В его обязанности входила слежка за иностранными посольствами, в том числе и за советским. Осторожно через своего друга в 1929 году Брайтенбах (Вилли Леман) предложил свои услуги русским, что было зафиксировано 7 сентября того же года на Лубянке. В мае 1934 года Брайтенбах был принят в СС с правом ношения значка.
Приехавший в 1934 году в Берлин Василий Зарубин (сотрудник Иностранного отдела НКВД, с конца года – нелегальный резидент в Берлине, в будущем – легальный резидент в США, работавший под дипломатическим прикрытием) хорошо сработался с Брайтенбахом, причём на совершенно деловой основе: не идеология, а ежемесячная сумма в 580 марок. В архиве Лубянки не имеющие цены сведения (внутренняя контрразведка) этого агента составили 14 томов.
Обстоятельства провала Лемана в анонимном очерке описываются примерно так, как и в мемуарах Судоплатова, а именно то, что заброшенный агент-парашютист Барт по старому паролю разговаривал по телефону с Брайтенбахом и договорился с ним о встрече. Брайтенбах на встречу не пришёл и когда Барт ещё раз позвонил, то к телефону подошла жена и сказала, что её мужа нет дома. Барт был через несколько дней арестован и при допросе выдал свою явку к Брайтенбаху. Когда же после войны советские офицеры пришли в дом № 21 по Кармен-Сильванштрассе, то госпожа Леман рассказала следующее: в декабре 1942 года муж был срочно вызван на службу и домой не вернулся. Чуть позже сослуживцы под секретом ей сообщили: Вилли Леман был расстрелян.

III. В 1956 году в Германии вышли в свет мемуары Вальтера Шелленберга, непосредственного шефа Вилли Лемана. Он сообщает, что у пожилого и добродушного Лемана, тяжелобольного сахарным диабетом, была страсть к лошадям, а именно к лошадиным бегам. В 1936 году он стал играть на ипподроме и проигрывал при этом часто месячный заработок. Знакомые давали ему советы, как выигрывать. И когда–то стали давать взаймы. Долги Леман отдавать не смог и согласился на условия одного своего знакомого работать на русских. Дядюшка Вилли, которого так называли сотрудники за его характер, мог теперь удовлетворить свою страсть к игре на скачках, но при этом тщательно следил, чтобы его образ жизни остался прежним. Его растущий банковский счёт был так тонко устроен, что не могло возникнуть никаких подозрений. Ценные материалы Лемана передавались в Москву из расположенного в глубине двора дома, где советские агенты оборудовали свою радиостанцию. Сам радист был коммунистом, обучавшимся в Москве. Он состоял не только в КПГ, но и в НСДАП и других нацистских организациях. Соседи и сослуживцы знали его как ревностного национал-социалиста. Но как-то он заболел и вынужден был лечь на операцию. Под наркозом он начал говорить о необходимости сменить шифр и несколько раз вскрикивал: «Почему Москва не отвечает?». Врач, оперировавший его, сообщил начальству о случившемся. Обнаруженная таким образом сеть агентов включала в себя шестнадцать человек, к которым относился и дядюшка Вилли. Вместе с другими восемью обвиняемыми он был расстрелян.

Вот это три версии о прототипе Штирлица. Кто и как завербовал агента, кто и как его выдал и был ли он действительно расстрелян? – это пока неясно. Вероятно, окончательные ответы на эти вопросы можно будет найти в архивах ФСБ и СВР, когда они станут доступными для исследователей.

Что касается книги Юлиана Семёнова и фильма «Семнадцать мгновений весны», то надо думать, что Ю.Семёнов очень внимательно читал мемуары Шелленберга. В результате появился роман, где пожилой немец инспектор Леман превратился в русского красавца средних лет – штандартенфюрера Штирлица-Исаева, а добродушие дядюшки Вилли – в добродушие папаши Мюллера. Но ещё более существенную трансформацию претерпел немец-радист, предавший Лемана. В «Семнадцати мгновениях весны» он стал русской радисткой Кэт. Правда, в романе и фильме Кэт выдаёт себя не во время операции, а при родах, начиная по-русски звать маму. Вопреки расхожему мнению, архивы советской разведки Юлиану Семёнову не понадобились. Для создания замечательного, почти гениального образа Штирлица и других героев хватило знакомства с мемуарами бывшего шефа нацистской зарубежной разведки.


По книге «Разведка. Тайны Второй мировой войны» из серии «Историческое расследование, издательство «АСТ-ПРЕСС Книга», 2001 г. Автор Соколов Борис Вадимович, доктор филологических и исторических наук.

Тема:
"почти гениального образа Штирлица" - странное определение...
Обожаю этот фильм! А вот популярные книжки по истории редко читаю, не люблю язык, которым они обычно написаны.

Тема:
Может и был Леманн или Зарубин. Но Штирлиц, точнее агент уровня Штирлица, соответствующий его должности в СД - это конечно фантастика.

Тема: Вилли Леманом руководил Артур Фраучи
Примечательно, что "Штирлицем", скорее всего, руководил уроженец Тверской губернии Артур Фраучи.
***

Прототип Штирлица не дожил до победы

4 декабря в Москве скончался один из популярнейших российских актеров Вячеслав Тихонов. Актера госпитализировали в субботу 28 ноября — по имеющимся данным, с повторным многоочаговым инфарктом миокарда.
Вячеслав Васильевич родился 8 февраля 1928 года в подмосковном городке Павловский Посад. Во ВГИК будущего Штирлица взяли не сразу: 17-летний абитуриент Тихонов провалился на экзамене по актерскому мастерству.
Он сыграл в десятках картин, хорошо знакомых советскому зрителю: «Дело было в Пенькове», «Война и мир», «Оптимистическая трагедия», «Семнадцать мгновений весны», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо», «ТАСС уполномочен заявить». Тихонов не был заложником одной роли, хотя для миллионов телезрителей актер неотделим от Исаева-Штирлица. Сам Тихонов говорил, что стремился «убрать из-под Штирлица пьедестал, котурны, суперменство, которое так и лезло изо всех фильмов про разведчиков». А вообще-то, настоящий Штирлиц не дожил даже до парада Победы.
Служба внешней разведки в 90-х годах рассекретила одного из прототипов Максима Исаева. Им оказался сын учителя Вилли Леман, агент А/201 Брайтенбах, 1884 года рождения. Леман поступил в контрразведывательный отдел Берлинской криминальной полиции в 1911 году, а после прихода Гитлера к власти перешел работать в контрразведывательный отдел гестапо к Мюллеру. В 1939 году Лемана назначили начальником отдела.
К тому времени он сотрудничал с Иностранным отделом ОГПУ уже десять лет. Кто был тем гроссмейстером разведки, который так толково руководил Максом Отто фон Штирлицем?
Ответ всегда лежал на поверхности, но, заколдованные Тихоновым, мы и подумать не могли, что за связь с Леманом отвечал сын сыровара, выросший в глубинке Тверской губернии и с именем которого связаны крупнейшие операции чекистов в 20-х — 30-х годах.
Это был Артур Христианович Фраучи - сын швейцарского эмигранта итальянского происхождения, попавшего волею судеб в Кашинский уезд, и латышки из Вологды. Как и его папа, Артур являлся швейцарским подданным, благодаря чему не служил в царской армии. Впрочем, это не помешало ему в Петрограде выучиться на инженера-металлурга.
Артур Фраучи взял себе псевдоним Артузов, когда начал работать в военном отделе ВЧК. В 20-х годах он начальник контрразведывательного отдела ОГПУ СССР. Выполнял ряд секретных операций за границей. Великий мастер политической провокации, он был одним из руководителей операций «Трест», «Синдикат» и других, когда с помощью создаваемых ГПУ «антисоветских» организаций шла игра с эмигрантскими кругами. Так в Россию заманили и арестовали Бориса Савинкова.
Фраучи считается едва ли не родоначальником советской разведки. С 13 июля 1927 года он второй помощник начальника Секретно-оперативного управления ОГПУ. С 1 января 1931 года - заместитель начальника, с 31 июля 1931 года - начальник Иностранного отдела ОГПУ.
При создании 10 июля 1934 НКВД СССР Фраучи остался во главе зарубежной разведки, а 21 мая 1935 года его перевели в Разведывательное управление штаба РККА. Примечательно, что в 1935 году Вилли Леман отправил первое сообщение о начале разработок в Германии первых ракет. Под началом Артура Фраучи работали такие знаменитые разведчики, как Шандор Радо, Рихард Зорге, Ян Черняк, Рудольф Гернштадт, Хаджи-Умар Мамсуров.
11 января 1937 года Артузова освободили от работы в Разведупре РККА, а 13 мая он был арестован.
…В 1942 году Центр послал на связь с Юстасом своего агента Бека. Гестапо его арестовало и добилось признания, что Бек шел на контакт с Леманом. Того вызвали на службу и арестовали. По некоторым опубликованным данным, к 1943 году НКВД и ГРУ лишились всех источников в госаппарате нацистской Германии.
Игорь МАНГАЗЕЕВ
8 декабря 2009 года.
http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=19595


Страница 1 из 1


Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы

Полная версия
Powered by phpBB © phpBB Group
Design by phpBBXS.Com | Lo-Fi Mod.
Adapted for RUNCMS by SVL © 2005 module info