Эпиграф
«Если тебе нет дела до общества, то обществу нет дела до тебя». Петр Вайль.
Вот один из примеров, который надолго врезался мне в память.
Однажды я с моей подругой стояла в очереди за рыбой на уличном рынке в Ваальсе, Голландия. Случайно к нам подошла свекровь подруги и в сторонке передала деньги, чтобы мы купили ей рыбу. Когда подошла наша очередь, и мы стали заказывать, одна из немок, а может голландок, закричала, что мы берем не только себе , а еще и тем, кто в очереди не стоял, таким образом нарушая права стоящим в очереди. К ней подключились и другие из очереди. Поскольку мы мало понимали, что они хотят, то рыбу купили.
Странно, работая с очень большим количеством людей, я не вижу подобной активности с их стороны. Может, поэтому у нас строгое следование правилам и законам рассматривается как проявление просто недалекости ума?
Просто если следовать нашим законам и правилам будешь выглядеть дураком,
поскольку правила и законы разработаны "умными" людьми. Этика же межличностных отношений была уничтожена большевиками, а то немногое что осталось после вселенского пожара рухнуло, когда на броневичок забрался Ельцин.
_________________ "Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон."
VIA
То что Вы покупали рыбу не только себе не есть неоспоримый факт. Факты говорят нам о том, что человек стоял в очереди наравне со всеми и совершил покупку согласно своей очереди, заплатив за неё требуемую продавцом сумму. Другие участники этого события не могли достоверно знать к кому перейдут права на владения этой рыбой после совершения покупки. Они руководствовались домыслами...
_________________ Говорите, говорите, я всегда зеваю, когда мне интересно!
Вот один из примеров, который надолго врезался мне в память.
Однажды я с моей подругой стояла в очереди за рыбой на уличном рынке в Ваальсе, Голландия. Случайно к нам подошла свекровь подруги и в сторонке передала деньги, чтобы мы купили ей рыбу. Когда подошла наша очередь, и мы стали заказывать, одна из немок, а может голландок, закричала, что мы берем не только себе , а еще и тем, кто в очереди не стоял, таким образом нарушая права стоящим в очереди. К ней подключились и другие из очереди. Поскольку мы мало понимали, что они хотят, то рыбу купили.
При всём уважении, не могу поверить в эту историю. в очередях настоялась и в Голландии тоже, видела миллион подобных историй. Обычно, если ко мне подходит подруга в очереди, всё мило улыбаются и пропускают. Если у меня предметов для оплаты меньше, чем у впереди стоящих, меня всегда пропускают. Если в большом супермаркете огромные очереди во все кассы, мы занимаем, если есть возможность, очередь в две кассы - платим там, где быстрее.
Ни разу подобных скандалов я не слышала. Возможно, Вы просто не поняли, о чём был скандал?
Не мы поняли все правильно. Просто рынок закрывался и немки побоялись что им рыбы не достанется.
Я все-таки о другом. Почему в нашем государстве на личностей, которые живут по правилам и законам, а не по понятиям, другие личности смотрят как на душевнобольных? Да и тех примеров, которые привела ОК, я лично в супермаркетах не наблюдаю.
Зато я наблюдаю, в Москве. В культурном питере может такого и нет.
Но в московское "быдло" иногда так делает, причем добровольно.
Случается сие чудо хоть и редко, но наблюдал неоднократно и испытывал на себе.
Говорю на примере АШАНа.
Может причины поведения российского человека, отличного от европейского, кроются в его психологии?
Вот что пишет о психологии великоросса историк В.О.Ключевский:
«Великоросс лучше работает один, когда на него никто не смотрит, и с трудом привыкает к дружному действию общими силами.
Он вообще замкнут и осторожен, даже робок,
вечно себе на уме,
необщителен,
лучше сам с собой, чем на людях,
лучше в начале дела, когда еще не уверен в себе и в успехе, и хуже в конце, когда уже добьется некоторого успеха и привлечет внимание: неуверенность в себе возбуждает его силы, а успех роняет их.
Ему легче одолеть препятствие, опасность, неудачу, чем с тактом и достоинством выдержать успех;
легче сделать великое, чем освоиться в мыслью о своем величии.
Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед…Поговорка русский человек задним умом крепок вполне принадлежит великороссу…
Своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось.
Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такое непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии».
Под последним тезисом я всеми лапами готова подписаться. Что Вы на это скажете?
Добавлено: Вс Ноя 26 21:25:59 2006 Заголовок сообщения: Гражданская позиция: обязанность или право
VIA писал(а):
Может причины поведения российского человека, отличного от европейского, кроются в его психологии?
Моя точка зрения по вопросу, поставленному VIA: По моим наблюдениям психология русского человека иная, чем у европейского, но она непреодолимо приближается к европейской. Это особенно заметно в европейской части России и, естественно, в таких крупных городах, как Москва и Петербург. Сибирь, на мой взгляд, это - разговор особый. И психология там отличается от психологии жителей европейской части России. Поведение российского человека зависит таким образом и от того, в какой части России он проживает.
Попробую обосновать свою точку зрения.
1. История Европы в корне отличается от российской. Славяне ещё обитались в сумрачных лесах, а европейцы уже занимались "строительством" своих государств, опираясь на религию. В этом ходе исторических событий никто не виноват, так как он объективен. А в результате сего первое славянское государство образовалось примерно на 300 лет позже, чем европейское. То есть европейцы опередили нас, русских, в развитии таких понятий и "конструкций", как религия, культура, государство, общество, вид собственности, законы. В этом "воспитании" надо искать причины разности русского/российского характера от европейского.
А вот как понимал В.И.Ленин отличие западного человека от русского.
Цитата: "Западный человек слишком верит в ценность человеческой личности, чувствует избыточное уважение к своему труду и ощущает собственное достоинство. Словом - индивидуалист. Это породило безграничный эгоизм. Тем временем великие, небывало великие дела, будут совершены механическими массами, движимыми властным, жёстким интеллектом руководства, понимающего общечеловеческие, общие цели!"
К чему привело следование этому утверждению, россияне ощутили уже на себе: оно не выдержало испытания временем.
2. Между русскими и сибирскими жителями есть как сходство, так и разница, наблюдаемая уже давно и до нашего времени.
Цитата: "Разница заключалась в том, что у сибирского крестьянина отсутствовала жадность к земле. Он мог её иметь столько, сколько душа пожелает. Там не было территорий, принадлежавших дворянам или переданных царским декретом за верную государственную службу чиновникам и военным.
Совершенно иначе чувствовал себя русский мужик. Он точно помнил и никогда не забывал о том, что когда-то, то ли при монгольских ханах, то ли при московских царях, вся земля принадлежала властителю, а обрабатывали и использовали её люди от сохи. Только начиная с Петра Великого, а особенно со времён цариц Елизаветы и Екатерины II, которые одаривали своих любовников земельными состояниями, у крестьян начали отнимать землю.
Сибирский мужик - потомок криминальных преступников, ссылаемых в азиатские провинции империи, или метис с монголами разных племён - мечтал об отделении от России, которую не любил и боялся из-за навязываемой чуждой ему системы, сложной и требующей больших затрат.
Однако сходство обоих типов крестьян было поразительным.
Оба они были в основе своей анархичны и пассивны. Привычные, согласно старым традициям, управляться собственным умом крестьянской коммуны в границах своего округа, они жили поддерживаемые в этом навыке правительством."
Мне думается, что эти исторические штрихи наиболее ясно подчёркивают психологии "европейского" и "сибирского" россиян, до сегодняшнего времени наблюдаемые в наших современниках.
И ещё одна цитата из книги "Ленин. Шокирующая история", написанная на польском языке в 1928 году писателем, русским и польским революционером и общественным деятелем Фердинандом Антонием Оссендовским (1878 -1945):
"Ленин... постепенно осознавал сущность русской души - максимализм стремлений: или всё, или ничего; мистическая вера в возможность основания на земле "Небесного Иерусалима"; таинственная убеждённость о мессианстве народа и вечная тоска, ощущение ответственности и страданий за судьбы всего человечества от края до края земли, без самолюбия, без любви к собственной отчизне, приносимой, как жертвенного ягнёнка, на алтарь Божественной Правды во имя всех - всех, во всём мире, а может и дальше, до границ самых далёких, едва различаемых на небе звёзд и светящихся туманностей".
3. Сто лет назад Российская империя состояла примерно на 90 процентов из крестьян и лишь из 10 процентов с натяжкой (данные мои и на точность не претендуют) из жителей дворянского сословия и зарождающегося рабочего класса. Другими словами, два-три поколения назад почти у всех россиян предками были традиционно отсталые и малограмотные крестьяне с определяющими их чертами характера, передающимися из поколения в поколение и отстающими от европейского развития примерно на 300 лет. Это и есть причина того, почему мы, россияне, психологически, по признакам поведения иногда отличаемся от европейцев. А также наш общий исторический опыт, сделавший из русских людей "подопытных мышек" с соответствующими рефлексами на внешние раздражители, сыграл свою как хорошую, так и плохую роль в формировании нашей психологии.
Maria, Вы верно заметили разницу между русскими европейцами и русскими сибиряками. Мне приходится по работе иногда общаться с жителями Сибири. Они – другие. Более основательные, зажиточные, здоровые. Не помню точно, кто сказал, что Россия будет прирастать Сибирью. Но если Китай нас не задавит, то может быть так и будет.
Эпиграф
«Если тебе нет дела до общества, то обществу нет дела до тебя». Петр Вайль.
Вот один из примеров, который надолго врезался мне в память.
Однажды я с моей подругой стояла в очереди за рыбой на уличном рынке в Ваальсе, Голландия. Случайно к нам подошла свекровь подруги и в сторонке передала деньги, чтобы мы купили ей рыбу. Когда подошла наша очередь, и мы стали заказывать, одна из немок, а может голландок, закричала, что мы берем не только себе , а еще и тем, кто в очереди не стоял, таким образом нарушая права стоящим в очереди. К ней подключились и другие из очереди. Поскольку мы мало понимали, что они хотят, то рыбу купили.
Странно, работая с очень большим количеством людей, я не вижу подобной активности с их стороны. Может, поэтому у нас строгое следование правилам и законам рассматривается как проявление просто недалекости ума?
Если в описанном случае понимать, что женщины в очереди проявили гражданскую позицию, то думаю, это не совсем так. Что такое гражданская позиция? В английском языке "гражданское общество" - "civil society", то есть речь идет о цивилизованном обществе, а не о гражданском. Считается, что гражданское общество - цивилизованное общество, гражданин - это цивилизованный человек. А тот, кто не осознает своей активной позиции, в том числе по отношению к власти, - не гражданин. Исходя из этимологии, гражданин - это человек, который осознает свою идентичность с тем местом, где он живет - в национальном, культурном смысле, в экономическом. В Великом Новгороде считалось, что граждане - это те, кого жители города признавали своими (гражданин - наш). Валерия Новодворская в 90-х годах пропагандировала свою точку зрения, что в любом обществе есть граждане и неграждане. Граждане - это те, кто выступает против власти, против режима. А вот те, кто не выступает, кто просто живет, - не граждане, а стадо, если они не борются с режимом, значит, они вообще не достойны быть гражданами. Но это не так. Конечно, понятие гражданская позиция неотделима от отношения человека к законам общества, в котором он живет. Ко всему, что его окружает. В описанном случае если и считать, что женщины проявили гражданскую позицию, то на бытовом уровне да. Хотя, возможно, из таких мелочей и складывается цивилизованное общество. Человек – его продукт и обязан соблюдать его законы. В России законы существуют сами по себе, такое впечатление, что их издают ради самого процесса, но никто, в том числе и пишущие их не соблюдают. Возможно, из таких кирпичиков и складывается цивилизованное общество – нельзя кинуть бумажку, нельзя превысить скорость. На Западе соседи «стучат» друг на друга властям и это считается нормой. Для нашей страны – это нонсенс, для меня тоже. У нас другой менталитет. С законами все ясно – человек должен их выполнять. Но человек существо разумное, бог изгнал его из рая и дал ему дар различать добро и зло. И поэтому считаю, что гражданская позиция – это не бездумное выполнение законов, а прежде всего умение отличать добро и зло и выбирать одно из двух, что ближе по духу. Умеешь ли ты сострадать, не оставаться равнодушным – значит, имеешь гражданскую позицию. Перед каждым человеком нашей страны стоит проблема выбора своей гражданской позиции, в частности отношения к событиям последнего десятилетия, к тем законам, что сейчас принимаются. Добро они несут или зло? Раньше нашу гражданскую позицию формировала коммунистическая партия, сейчас через средства массовой информации у нас тоже пытаются ее сформировать. Но гражданская позиция неотделима от политики, экономики, а политика и экономика всегда служит чьим-то интересам. Человек рожден для жизни в обществе. Главное – это семья и работа. И гражданская позиция. Кто-то борется с властью, кто-то исправно исполняет законы, т.е. является законопослушным гражданином, кто-то приносит пользу на политическом, театральном поприще. Но все, чтобы не делалось, делается для людей. Во благо или во вред. Поэтому если ты умеешь сострадать, способен протянуть руку ближнему, не оставаться равнодушным – значит, имеешь гражданскую позицию. Библия противоречива, особенно Ветхий и Новый завет. Но в ней можно найти ответ, что значит гражданская позиция. Бог сказал: люби ближнего твоего как самого себя. Мы лишь гости на этой земле. Как говорится, в гробу карманов нет, а душа у человека должна быть. Поэтому иметь гражданскую позицию не много говорить, а помогать людям, делать добро людям.
Судя по последним новостям, представленным на сайте Basile, гражданское общество только начинает складываться. Мне показалась, весьма грамотно составленной вынесенная резолюция, где четко указано, что хочет народ и каких действий от властей он ожидает.
Конечно, будет трудно заставить власть считаться с народной волей. Общество не знает, как цивилизованно можно постоять за себя, не строя баррикады и не беря булыжники и вилы в руки. Нет организаторов, нет лидеров. Но этот митинг о многом говорит. Если бы еще люди из других городов присоединились…
Basile, а кто был организатором этого митинга? Какая-то партия?
Вот и думайте, что получается, где же новые свежие силы, ратующие на главную роль демократических лидеров? Опять КПРФ и Совет ветеранов? А когда ветераны вымрут с помощью такой политики. Хотя насчет пожилых лидей у меня свое мнение. Они - самые активные избиратели. И Харченко избрали в последний раз они, и Зеленина - тоже, извините, за подачки. Любят они подачки. Хотя митинг - проявленная гражданская позиция, а может просто уже идет инстинкт самосохранения, просто борьба за выживание, потому что если оставить все как есть - извините, но это просто уже голодная смерь в демократическом государстве, где люди стали жить лучше и веселей.
При все моем критическом отношении к КПРФ, на сегодняшний день это единственная крупная партия выражающая интересы определенной группы людей. Пусть эти интересы она использует в своих корыстных целях. Но Это факт.
Других партий в России в правильном понимании этого слова, к сожалению в России нет. Как нет и самого российского общества. Есть Богатые и бедные, есть чиновники и простые обыватели (народ). Классов в ленинской интерпретации в России нет, хотя даже при коммунистах они были, а нет классов нет и партий идеологически обеспечивающих существование оных
Добавлено спустя 17 минут 38 секунд:
ANIA1819 писал(а):
Вот и думайте, что получается, где же новые свежие силы, ратующие на главную роль демократических лидеров? Опять КПРФ и Совет ветеранов? А когда ветераны вымрут с помощью такой политики. Хотя насчет пожилых лидей у меня свое мнение. Они - самые активные избиратели. И Харченко избрали в последний раз они, и Зеленина - тоже, извините, за подачки. Любят они подачки. Хотя митинг - проявленная гражданская позиция, а может просто уже идет инстинкт самосохранения, просто борьба за выживание, потому что если оставить все как есть - извините, но это просто уже голодная смерь в демократическом государстве, где люди стали жить лучше и веселей.
Подачки старики "любят" не от хорошей жизни, а от нищеты и беспросветности борьбы за выживание. Власть интуитивно, не могу написать сознательно, так как само слова подразумевает наличие извилин, низводит положение народа до скотского существования, отнимания у стариков воззможность жить достойно, а молодежи подсовывая эрзацы культуры, навязывая определенный стиль жизни, "тупой и беспощадный" когда высшим мерилом преуспевания становится тусовочная компания с бутылочкой пресловутого "Клинского".
А то что старики голосуют за нынешних правителей, это мудрость, которой нет у молодых. Ветераны знают, что в России со сменой власти становиится только хуже.
_________________ "Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон."
Получается, что это так, про КПРФ. И никаких программ у партий нет. Есть одна идеология на все партии – обогащение под прикрытием лозунгов заботы о благе народа.
Насчет стариков, я вообще то тоже уже такая же. И потом я в свое время тоже была членом партии, дома у меня партбилет, была секретарем комсомольской организации и членом партбюро крупной организации. И не все старики ведутся на подачки, голова для того, чтобы думать, а не только, чтобы ею кушать. Нужно иногда думать своей головой, а не доверять всему тому что тебе пытаются внушить. И не мудрость это, это тянется из прошлого: плыть по течению и хлопать в ладоши.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы