Ржевщина
Выбрать сообщения с
# по # FAQ
[/[Печать]\]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.  :| |:
Городской интернет-портал Ржев -> Книги о Ржеве

#16:  Автор: Lis СообщениеДобавлено: Пн Фев 5 19:04:48 2007
    —
Спасибо за ответ, Мария, Безиль и Диана! Только ничего, что я влезла с своеми вопросами? Сайт очень интересный.... А я тут с личными вопросами...
Диана, спасибо за помощь
Шарапов был из купцов. Его отец, тоже Василий сначала был бурлаком, но скопил денег на купеческое состояние. Специализация: сидение в долговой яме за кого-то. По легенде построил дом, очень хороший который и отобрали в революцию. Работал на скорняком и варил мыло на скотобойне. Старообрядец. Его дочь, моя бабушка, Мария Васильевна Шарапова была одной из 10 (?) детей. Знаю, что двоюродный дед (из Шараповых) был иконописцем. Про своего деда, Василия Степанова вообще ничего не знаю. Семьи враждовали настолько, что не общались с внуками. Его мать, сответвенно, моя прабабка Евдокия Степанова якобы имела дар предсказывания и была толи Цыганкова, толи из цыган. Фотографии есть. Но, могу предположить, что дед был из православной семьи (иконы в доме, вторая жена деда тоже верующая, знание дедом нескольких языков, поддержка и защита верующих в техникуме в Киеве) и бежал из Ржева.
Спасибо за интерес, поддерку и помощь. Прошу извинить, если я нарушаю правила.

#17: Ржевщина Автор: Maria СообщениеДобавлено: Пн Фев 5 21:56:48 2007
    —
Здравствуйте, Lis!
Эпоха раскидало ржевитян по всем концам мира. Very Happy Поэтому так интересно общаться на сайте с такими людьми как Вы! Правил портала Вы, насколько я знаю, не нарушаете. Скорее наоборот, привносите свою долю нового и интересного по теме "История города". Так как я сама - иногородняя, то, к сожалению, не могу Вам помочь. Подождём ответа Дианы, надеясь на её квалифицированную помощь. А может быть, и Basile подсобит..?

#18:  Автор: Lis СообщениеДобавлено: Вт Фев 6 11:50:52 2007
    —
В дополнение других страниц про Казанскую церковь - вспомнила, что прадед, Василий Шарапов, был старостой церкви (какой?) и прабабушка (его жена, знаю только что Анна) то же работала при церкви (кем?), дома лежат альбомы с старыми фотографиями... Но там лица, которых я не знаю... Помню где-то читала воспоминания немецкого летчика бомбишего Ржев и потом приехавшего после войны в конце 80-х (точно Союз еще был) и это не приветствовалось, и рассказ мамы как она пряталась (с очень многими) в церкви... (по-моему она вспоминала про Казанскую церковь)...

#19: Ржевщина Автор: Maria СообщениеДобавлено: Вт Фев 6 16:11:32 2007
    —
Дорогая Lis!
К 3-му марта 1943 года, когда немецкие оккупанты покидали Ржев, они согнали почти всё оставшееся население города -248 человек- женщин, стариков и детей в Покровскую церковь, что на улице Калинина, и заперли железные двери церкви, заминировав саму церковь. Т.е согнали всех уже 1-ого марта, и люди просидели до 3-его марта в голоде и холоде, каждую минуту ожидая смерти. Так написано в книге "История Ржева" ,выпуск 2000 года. А так как город был похож на лунный кратер, и из церквей осталась неповреждённой лишь эта Покровская старообрядческая, полагаю, что Ваша мама находилась в числе этих 248 человек.

Про немецкого лётчика, прежде бомбившего Ржев, и приезжавшего в конце 80-х годов посмотреть на город, мне кто-то что-то рассказывал. К сожалению, я ничего не сохранила в памяти. Интересно, кто это был?

Добавлено спустя 29 минут 26 секунд:

(Продолжение "Село Клепенино")

Его старший родной брат Афанасий Александрович честно тянул военную лямку, учавствовал в войне, названной Крымской, но на Кавказском фронте, был ранен при взятии турецкой крепости Карс.

Судьбу свою семейную офицер нашёл в родовом гнезде Клепенино. Полина Карловна Гертнер, дочь лютеранского пастора из Ревеля служила гувернанткой у младшей дочери хозяев имения. Скромная девушка, сирота, знавшая языки и музыку, сама зарабатывала свой хлеб. Будучи в отпуске, Афанасий Обручев влюбился в новую жительницу своего дома. Поженились и трое детей родились в имении под Ржевом (об одном из них, Владимире Афанасьевиче Обручеве, разговор особый). Затем -постоянное кочевье строевого офицера, служба в Вильно, неизлечимая болезнь...

Сестра, Мария Александровна Обручева, вошла в историю под двумя фамилиями: Бокова и Сеченова. Под влиянием времени и брата Владимира она вырвалась в Петербург, чтобы получить высшее образование (среди первых женщин России!). Такое не было принято даже в высших кругах - ходить на занятия вместе с мужчиами. Необходимо разрешение отца и, конечно, его нет. Тогда сделан решительный шаг - фиктивный брак с доктором Петром Боковым. Теперь для учёбы требуется уже согласие мужа; оно дано, и Маша Бокова учится в Медицинско-хирургической академии Петербурга. Не раз приезжает в Клепенино с мужем, а потом и с учителем своим физиологом Иваном Сеченовым. Как складывались отношения незаурядных людей, как стала Мария Александровна женой учёного, как получила она диплом врача по глазным болезням, описано на страницах книг, журналов. Для ценителей местной истории интересно, что часто приезжала она на Ржевщину к матери, а после её смерти получила Клепенино в своё владение. И крошечная точка на карте уезда оказалась связанной с человеком, вошедшим в историю мировой науки, имя которого присвоено институтам, труды переиздаются почти полтора столетия. Сам Иван Михайлович Сеченов не раз бывал на родине жены, и в конце 80-х прожил в Клепенине целый год.

(Продолжение следует)

#20: Ржевщина Автор: DianaОткуда: Тверь СообщениеДобавлено: Вт Фев 6 21:42:45 2007
    —
Здравствуйте, Lis!
Проверила Шараповых по своей базе данных ржевских фамилий за 1850 год.
Есть один Василий Шарапов, приблизительно 1844 года рождения. Подходит ли по возрасту? Для уточнения хотелось бы знать его отчество, имя жены. Тогда бы существенную помощь могли бы оказать переписные листы I Всеобщей переписи населения 1897 года, сохранившиеся по городу Ржеву.
В общем, в Вашем рассказе есть несколько интересных «зацепок» для специального генеалогического исследования (по записям купеческих капиталов, если он записывался в сословие; судебным делам, возможно, спискам арестантов). Однако, ответы скорее всего сможет дать только доскональное изучение архивных источников.

В основном, в середине XIX века Шараповы входили в приходы двух православных церквей: Преображенской и Преображения Господня (так эти церкви называются в источниках). Значит, они и жили неподалеку от них. Среди Шараповых были как старообрядцы, так и православные. Известно о нескольких купцах Шараповых, живших до 1917 года в селе Молодой Туд.
О Цыганковых в Ржеве, к сожалению, мне ничего неизвестно.
Очень интересно было бы взглянуть на Ваши фотографии.

Если мне встретится что-либо, касающееся Шараповых или Цыганковых, обязательно напишу на форуме.

#21:  Автор: RzevityankaОткуда: Из эмиграции СообщениеДобавлено: Ср Фев 7 1:16:09 2007
    —
Lis писал(а):
В дополнение других страниц про Казанскую церковь - вспомнила, что прадед, Василий Шарапов, был старостой церкви (какой?)

Lis, доброго времени суток!

По состоянию на 1900 г. в Ржевских церквях не было старосты по фамилии Шарапов. Но вот интересная деталь, было Шарапова в должностях старосты в Ржевском уезде:
1) Спасская церковь на Дмитриевском погосте, в 35 верстах от Ржева (ст. Сытьковская), старостой при церкви служил крестьянин Яков Федорович Шарапов. Полагаю, просто однофамилец, но все-таки...
2) Преображенская церковь в с. Молодой Туд в 50 верстах от Ржева (ст. Васильевская), староста - купец Иван Васильевич Шарапов, в должности с 1887 года. Очевидно, И.В. Шарапов был из той купеческой семьи, о которой написала ранее Diana, а также, возможно, он был братом Вашего прадеда.

Цыганковых в Ржеве я не знаю, но одна семья по этой фамилии проживает в дер. Шопорово (ныне городской микрорайон) по крайней мере с послевоенного времени.

#22: Ржевщина Автор: Maria СообщениеДобавлено: Ср Фев 7 14:34:52 2007
    —
(Продолжение "Село Клепенино")

Причудливо овражистый склон - левый берег Волги в поместье до последней Отечественной войны был украшен старинными липами, вязами, клёнами, рябиной, огромными дубами.

Посадки в парке связаны с семьёй Сеченовых. В имении стояли несколько домов. Главный - старинный двухэтажный деревянный особняк, помнящий всех этих генералов, врачей, журналистов, учёных и их милых женщин, облики которых сохранили, по счастью, пожелтевшие фотографии.

Кроме земли, сдаваемой крестьянам в аренду, Мария Александровна владела маленьким маслозаводом. И, конечно, семья Сеченовых была связана с земскими делами Ржевщины. В протоколах уездного земского собрания есть запись о пожертвовании Марией Сеченовой флигеля Кокошинской школе для проживания учащихся неимущих девочек (типа интерната). Старожилы вспоминали это каменное здание напротив церкви погоста Кокош, по другую сторону протекающей здесь речонки.

После смерти мужа в 1905 году последняя из хозяек Клепенина продала имение ржевским помещикам Лутковским, проживавшим неподалеку. У новых владельцев оно и было национализировано после октябрьских событий.

В описи имущества 1918 года числятся вещи и здания, помнившие первых владельцев: мельница, люстры, две исторические картины. Дом, связанный со славными именами, по свидетельству одного из Лутковских, был перевезён в Ржев купцом Немировым (владельцем гостиницы и театра?). Он стоял до войны в начале улицы Карла Маркса и имел деталь, говорившую о живучести легенд, особенно во времена "малого информационного поля". Фиктивный брак Марии Обручевой с Боковым, переросший в искреннюю любовь, и чувства её к Сеченову, побудившие к новому браку - гражданскому, оказались схожи с ситуацией в знаменитом в конце века романе "Что делать?" Чернышевского. Молва прочно соединила имена Марии Александровны и Веры Павловны в одно; а ржевская интеллигенция приняла на веру приезд писателя в Клепенино. (Ныне доказаны хронологическое несоответствие и легендарность этих версий). До гибели в войну перевезённого из имения дома на стене висела памятная доска о пребывании в нём известнейшего человека России XIX века. От себя добавим, что бывало их здесь немало.

#23:  Автор: Lis СообщениеДобавлено: Ср Фев 7 15:03:37 2007
    —
Cпасибо всем, кто отвечает!!! Для Марии, про летчика: долго вспоминала, это было точно после 1500-летия, где-то в райне Чернобыля и полета Сесны. Сначала помню была небольшая заметка в "Правде" на четной странице на столбец о посещении несколькими бывшими летчиками Калининграда, бла-бла, Киева, бла-бла и Ржева, которые они бомбили (из ФРГ), одного звали Людвиг (?), потом было пол подвала в либо Вечернем Киеве либо в Прапоре Комунизма о посещении несколькими бывшими летчиками Киева и была сталья в Молоди Украины (главный редактор тогда был Авдеенко?). Скорее всего это в районе мая. Потом в Прапоре Комунизма появилась очень критичекая статья на эту тему. (Чуть позже в Правде). Тогда (да и сейчас) это была очень тяжелая тема. мыло вечерного Кыева kievvest@mail.ru Это то что вспомнила. Наверное какая-то дивизия или эскадрилья посетила места боевой славы. Попытаюсь найти контакты с советом ветеранов, но это очень неоднозначно, тем более у нас сейчас страсти с палицаями, бандеровцами и РОА.
Моя мама вспоминала именно Казанский храм (который потом разбомбили) они рядом жили, но их тогда уже угнали в Германию (по иронии судьбы работаю сейчас на француза из этого города, который в шоке что мы оплачиваем коммунальные услуги, тк во в Франции подобная категория освобождена от оплаты.
Еще спасибо всем, кто помогает узнать моих корнях. Вспоминаю, что-то было связано с Белой (Малой?) Колтью (надеюсь не перевираю)

#24: Ржевщина Автор: Maria СообщениеДобавлено: Чт Фев 8 19:11:48 2007
    —
Михирево

От Бахмутово Селижаровский тракт поведёт нас дальше, к богатому Сытькову. Но вначале свернём мы на просёлочную дорогу влево. Здесь, в излучине реки Волги, от которой уклонился большой тракт, лежит с десяток деревенек, поместий, раскинулся старинный погост. Видны кирпичные строения солидной усадьбы. Это Михирево.

Местные помещики были, в основном, из одного рода старинных ржевских землевладельцев Лутковских. Документы говорят, как расселялась по округе дробившаяся со временем семья. Приобретались окрестные деревеньки, строились небольшие поместья. Михирево, по-видимому, родовое гнездо, полученное в былые времена за службу государю. Принадлежало оно Лутковским ещё в XVII веке, так как указаны они владельцами этого сельца в "Алфавитном списке помещиков и вотчинников городов Ржева Володимирова и Зубцова и их уездов.., составленным по переписи Якова Иванова Загряжского да подъячего Василия Толкачёва" 1646 года. Переписывали тогда, после "литовского разорения" Смутного времени, сохранившиеся деревни с двумя-тремя домами, а чаще пустоши на месте бывших владений (подтверждает это косвенно и наличие рукотворных прудов). Историк Н. Квашнин-Самарин, исследуя Ржевский край 100 лет назад, установил закономерность: пруды в усадьбе говорили о родовом поместном владении. На вновь приобретённых землях, даже застроенных, новые хозяева очень редко копали пруд, (да и дорого было, наверное, такое трудоёмкое дело для мелкого дворянина после лишения его крепостных рук в прошлом веке).

Сто лет назад Михирево представляло собой крепкое поместье с тремя кирпичными жилыми строениями. Жили здесь около тридцати человек - семьи хозяина и управляющих. В помощь им нанимались девять рабочих. Земли немного, но 35 коров, которых сдавали в аренду и чьим молоком снабжали маслозаводик в недалёком Клепенине, приносили неплохой доход.

Само Клепенино к этому времени приобретено Лутковскими в собственность у Марии Александровны Сеченовой. Им перешло и сельцо Горки, принадлежавшее ранее Шишмарёвым. "Тверские губернские ведомости" в 1852 году доводят до сведения: имение Горки продают помещица капитанша Анна Шишмарёва и девица Мария из той же семьи, сильно задолжавшие дальней родственнице. К дому и земле приложены 10 мужских и 5 женских душ с их скарбом. Тогда, по-видимому, эти "души" и поменяли своих барынь на Лутковских.

В веках теряется обретение сельца Никулина (Микулина в некоторых документах). Между тем, отсюда вышел в большой мир человек, принёсший известность своему роду - Феопемт Степанович Лутковский.

(Продолжение следует)

#25: Ржевщина Автор: Maria СообщениеДобавлено: Пт Фев 9 14:29:39 2007
    —
(Продолжение "Михирево")

В конце XIX века в сельце Никулино живут 6 человек, принадлежит оно П.С.Лутковскому, одному из братьев, осевших в те годы на ржевской земле. Последние Лутковские - отставные офицеры в небольших чинах. В округе и уезде пользуются уважением, погружены в общественную деятельность. Старший из братьев, Сергей Сергеевич, - уездный предводитель ржевского дворянства перед Октябрём. Поместье не чуждалось нововведений. При появлении телеграфного сообщения в губернии Лутковские предложили одно из своих помещений под почтово-телеграфное отделение. И оно просуществовало здесь десятки лет, заменив бывшую ранее в Бахмутове почту.

У погоста Подборовья посещали Лутковские храм Воскресения Господня. В XIX веке уже каменный, с колоннами, имел он 11 окон с железными решётками на них. Церковная ограда также была каменной с железными решётками. Конечно, были здесь и зимний придел, 4 колокола, главный под 20 пудов. Евангелия большого размера с бархатными крышками, фарфоровыми и серебряными украшениями печатаны в 1677 и 1796 годах. Кем вложены они в храм - Лутковскими, разбогатевшими ли местными крестьянами, перешедшими в купеческое сословие?

Метрические книги для записи рождения и смертей существовали здесь с 1781 года, но сама церковь (деревянная ещё) и кладбище при ней - их история теряется в веках.

А погост заполнили ушедшие дворяне, крестьяне, церковнослужители. Кресты на могилах истлевали, сменялись новыми. Гранитные плиты, на которых значились имена здешних "бар", склепы с гробами оказались совсем в недалёкие времена разграблены, разломаны современными недоумками, далёкими как от Бога, так и от совести...

#26: Ржевщина Автор: Maria СообщениеДобавлено: Сб Фев 10 19:07:04 2007
    —
Село Итомля

В итомлинскую церковь стекаются жители окрестных селений. Уездная глубинка эта населена плотно, и церковь имеет двух священников со своими прихожанами. К началу XX века приписаны к ней будут более пятисот дворов и свыше трёх с половиной тысяч мужчин и женщин. А потому неудивительно, что сельские храмы размерами (и красотой) не уступают городским.

Итомлинская церковь, выстроенная в 1836 году, имеет три пристола. Центральный, по имени храма, - Покрова Пресвятой Богородицы; боковые - святителя Николая и святого Митрофана Воронежского (крайне редкое явление в наших краях - престол в честь малоизвестного русского православного подвижника). Церковь стоит при кладбище; на него не столь давно выделены 2.200 квадратные сажени (сажень равна 213 см). Сельская община нарезала землю и для нужд церковного притча. В него входят два священника, дьякон и два псаломщика, все с семьями - здесь не обойтись одними приношениями прихожан и платой за церковные требы. Бедность уездного священства признана правительством; с 1860-х годов на его нужды отпускает средства государство, храмам разрешено иметь землю для личного пользования. Итомлинской церкви принадлежит пустошь Бухвастово (какое старинное название) в 60 десятин земли.

Жители ходят поминать родственников и на "старое кладбище" с "бывшей церковью". Время основания той, ещё деревянной, теряется в веках; как в веках не найти теперь, наверное, и даты основания этих окрестных сёл - Сытькова, Итомли, Ильи Гор...

В 30-е годы уже XX столетия церковь будет использоваться как клуб, но недолго. Война завершила жизнь и этого храма.

(Продолжение следует)

#27: Ржевщина Автор: Maria СообщениеДобавлено: Вс Фев 11 18:55:28 2007
    —
(Продолжение "Село Итомля")

И ещё достопримечательность села - земская школа, первая в Ржевском уезде, открыта в 1969 году. Здание пока небольшое, деревянное, нанимается у частного лица за 100 рублей в год. Учитель школы - Лебедев, за плечами Тверская семинария, аттестат богослова. Духовное сословие, по недавним реформам, может нести теперь и гражданскую службу; поэтому земские (общественные) школы наполнены бывшими семинаристами. Немного позже в сёла поедут и выпускницы епархиальных училищ, в том числе Ржевского... В 1883 году в Итомле учились 42 мальчика и три девочки. Совместное, демократичное обучение в России XIX века. как видим, существует лишь в народных начальгых школах (в гимназии ни-ни). Земская школа за четыре года обучения давала грамотность, знание русской литературы и окружающей природы, на уроках Закона Божиего (вели приходские священники) приобщала к христианской морали. Дальше для продолжения учёбы - тупик; крестьянским детям, как и "кухаркиным", образования хватит. Благо тем, кто стараниями трудолюбивых родителей, помощью ли соседей-помещиков, иными путями преодолевал барьеры (плату за учёбу, экзамены на аттестат при самоподготовке) и находил выход своим способностям. Вспомним ещё раз Тертия Филиппова и Василия Покровского - законы их времени сулили нашим землякам лишь начальное образование. Сколько же несостоявшихся судеб лишь на Ржевщине...

Земская школа в Итомле доживёт до Октября, станет неполной средней школой 2-й ступени, а в конце 30-х будут уже выпуски десятиклассников. Несомненно, учебное заведение с историей в 125 лет создало свой микроклимат в отдалённом от больших дорог селе. Династии учительские и ученические, традиции, воспоминания о школе и память, гордость за известных её учеников. Василий Кубарев - Герой Советского Союза, генерал-полковник авиции, Владимир Олисов, доктор медицинских наук Ленинградской медицинской академии, Иван Марков -полковник Советской Армии. Только трое из выпускников довоенной Итомлинской школы.

В центре села в конце XX века встал памятник Народному учителю с крестьянским мальчиком, входящим в жизнь...

(Продолжение следует)

#28: Ржевщина Автор: Maria СообщениеДобавлено: Пн Фев 12 20:48:08 2007
    —
(Продолжение "Село Итомля")

Продолжим путь по большаку к Селижарову - Осташкову. Где-то справа остаётся старинное село Ильи Горы. Название говорит за себя: на высоком холме улицы, и много вёрст слышатся колокола недавно, в 1869 году построенной церкви Святого пророка Ильи. С её колокольни виден в ясную погоду сверкающий на солнце крест Успенского собора в Ржеве. Рядом с каменной Ильинской деревянная, тёплая (для зимних служб) церковь Богоявления Господня. Устроена она при кладбище в 1875 году на месте престола прежнего, древнего храма, с тем же названием.

В праздник Ильи-пророка в селе собирается ярмарка. В иные дни частные магазины обеспечивают население теми товарами и продуктами, которые не производятся в здешних краях.

А тракт ведёт по местам, насыщенным историей давно прошедшей. Минуем сельцо Шолохово на речке Суходол, владение князя Дмитрия Путятина, любителя археологических изысканий. Да и трудно устоять, когда твоя земля полна курганов, когда бердыши (без древка истлевшего, конечно) - оружие XIV века - находят под лопатами в самой усадьбе. Князь передал ценную старину в Тверской музей.

#29: Ржевщина Автор: Maria СообщениеДобавлено: Вт Фев 13 21:52:49 2007
    —
(Продолжение "Село Итомля")

Через две версты на крутом волжском берегу, на насыпном кургане стоит часовня во имя Рождества Богородицы, по преданиям, на месте прежней церкви с тем же названием при погосте Осечен. Историк тверских земель и наш земляк Владимир Успенский, основываясь на описаниях писцовых книг и показаниях старожилов, предложил: погост Осечен принадлежит древней давно не существующей волости Осечна. А волость сохранила название прежде бывшего здесь литовского города-крепости Осечен, стоявшего среди других в этих краях, у границ русских земель, и сожжённого в 1335 году по распоряжению Ивана Калиты. Так пишет Успенский в своей книге "Литовские пограничные городки" в конце XIX века. Дело будущих историков уточнить правоту этой версии.

Здесь же видны купола Пятницкой церкви погоста Орча (или, как его называют, Пятницкий на Ворчи, небольшой речушке). По другую сторону Волги ещё одно кладбище - погост не столь давний, Тихвинский (Новый Торг). Второе название появилось, наверное, в связи с ярмарками в этих краях в дни праздника Иконы Тихвинской Божией Матери, считавшейся в Ржеве чудотворной.

Погосты, храмы, часовни... Сколько же людей жило здесь, на лесистых и не слишком плодородных землях. Ведь и сейчас, путешествуя по уезду с картой 1885 года, мы слышим о нескольких тысячах прихожан у каждого деревенского храма. Не удержало следующее столетие это корневое русское крестьянство...

(Конец)


Уважаемые форумчане! На этом месте я прерываю повествование и приступлю к следующим очеркам по истории Ржевщины (Байгорово, Оковцы, Мологинский тракт, Раменские, Знаменское...), по всей вероятности, после 23 февраля с.г.

#30:  Автор: Elena СообщениеДобавлено: Ср Фев 14 14:38:40 2007
    —
Будем ждать Вас, Мария.



Городской интернет-портал Ржев -> Книги о Ржеве


output generated using printer-friendly topic mod. Часовой пояс: GMT + 4

На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.  :| |:
Страница 2 из 4

Powered by phpBB © 2001, 2006 phpBB Group
Adapted for RUNCMS by SVL © 2006 more info