Старый мост через Волгу
Выбрать сообщения с
# по # FAQ
[/[Печать]\]

Городской интернет-портал Ржев -> История Ржева

#1: Старый мост через Волгу Автор: Maria СообщениеДобавлено: Ср Сен 28 20:39:52 2011
    —
В сегодняшней электронной версии БнР (newrzhev.ru) выставлена статья Владимира Рыбкина о 100-летнем юбилее старого волжского моста, официально открытого и освящённого 15 сентября 1911 года.
Интересно, что левую сторону моста в октябре 1941 года взорвали отходящие части Красной армии.
Во время оккупации (октябрь 1941 г. - март 1943 г.) немцы восстановили мост для движения с одного берега на другой. Но отходя на позиции в ходе операции "Буйвол" ("Büffel") 1-го - 2-го марта вновь взорвали его, на этот раз правую часть.
Хотелось бы узнать больше об этом мосте. Он своего рода технический памятник города и уже относится к его истории.
Кто что о нём знает, пожалуйста, напишите в эту тему. Будем составлять информационную историческую и техническую карту моста. Smile

#2:  Автор: BasileОткуда: Ржев СообщениеДобавлено: Ср Сен 28 22:00:45 2011
    —
Вообще-то в ржевской традиции называть "львов", украшавших некогда старый мост - грифонами. Один из них изображен на картине Лангрена, который на нашей стороне.

#3:  Автор: Administrator СообщениеДобавлено: Ср Сен 28 23:38:32 2011
    —




Н. Г. Бюнтинг открывает новый мост через Волгу в городе Ржеве.


зы в кинохронике на нашем сайте есть открытие этого моста

#4:  Автор: BasileОткуда: Ржев СообщениеДобавлено: Чт Сен 29 12:19:50 2011
    —
Довоенный мост я не помню, но вот построеный после войны, временный -хорошо. Особенно в память врезались консольные пешеходные мостки. На фото 2 они видны отчетливо. Пешеходов отделял от бездны досчатый настил, сквозь щели которого далеко внизу была видна бурлящая вода. Этот временный мост снесли то ли в 1955 то ли 56 годах по осени. Запомнилось, как ломали арки, сделанные из деревянных брусьев скрепленных железными стяжками. В определенных местах их обили железными листами оставив между листами зазор примерно в 1,5 метра, и этот зазор выжигали до тех пор, пока арки не рухнули.

#5:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Пт Сен 30 12:31:25 2011
    —
Спасибо Basile и Админу за воспоминания и фотографии. Хорошо получилось!
Я вспоминаю лишь 60-е годы прошлого столетия. Мост тогда был уже покрыт бетонным настилом. Кое-где покрытие имело трещины и довольно большие отверстия, через которые проглядывали арматурные прутья и волжская вода. Было страшно ходить мимо таких дыр, я боялась застрять в них ногой.

#6:  Автор: BasileОткуда: Ржев СообщениеДобавлено: Пт Сен 30 14:39:29 2011
    —
Maria писал(а):
Спасибо Basile и Админу за воспоминания и фотографии. Хорошо получилось!
Я вспоминаю лишь 60-е годы прошлого столетия. Мост тогда был уже покрыт бетонным настилом. Кое-где покрытие имело трещины и довольно большие отверстия, через которые проглядывали арматурные прутья и волжская вода. Было страшно ходить мимо таких дыр, я боялась застрять в них ногой.

Вы помните уже Старый Новый мост, он был открыт к октябрьским праздникам 1957 года, тогда же появилась асфальтированная дорога от моста на ул Грацинского мимо здания ЦРБ. При открытии моста впереди праздничной колонны шел духовой оркестр, ну а мы ребятня, конечно, впереди оркестра. В том же году начали засаживать сквер у моста деревьями, там есть и мое деревце Smile

#7:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Пт Сен 30 23:28:14 2011
    —
Basile писал(а):
Вы помните уже Старый Новый мост, он был открыт к октябрьским праздникам 1957 года

Да, конечно. В 1957 году мне было 7 лет. Я только что пошла в первый класс Пушкинской школы, что было очень волнительно и интересно. А жили мы тогда на 2-ой Ново-Ямской возле вокзала станции Ржев-II. Поэтому открытие моста как-то прошло мимо меня.
В начале 1960-х годов мы переехали на улицу Калинина. И лишь тогда мост как бы вошёл в мою повседневную жизнь, потому что был недалеко расположен.
Я ещё помню, что в 60-х годах мальчишки прыгали с него в Волгу. Тогда было больше воды в реке.
В парке, в котором Basile содержит собственное дерево, у меня было после последнего заезда в пионерлагерь свидание с одним парнишкой из нашего отряда. Но из этого ничего не вышло. Он был стеснителен, а мне - несимпатичен.

Может быть, кто-нибудь вспомнит истории или слухи, связанные со "старым мостом"? Было бы невероятно интересно почитать.
А были, например, самоубийцы, бросавшиеся с этого моста..?

#8:  Автор: BasileОткуда: Ржев СообщениеДобавлено: Сб Окт 1 10:38:41 2011
    —
Самоубийц не помню. Этим славится Новый мост, Там высота внушительнее и внизу асфальт. На загнивающем западе, для предотвращения таких инцидентов, под мостом натягивают сетку. Суицидник покачается на ней глядишь и одумается. На моей памяти был только один подобный случай, связанный со Старым мостом: на день Железнодороников, а это был пожалуй основной праздников ржевитян того времени, подвыпившый гражданин решил показать свою удаль и сиганул с Моста, но по-пьяни не учел того, что Бейшлот был закрыт и вода в Волге была малая. Вылез бедалага весь в крови, но пошел своими ногами. История не сохранила реакции девушки на поступок этого храбреца. "Не зная дна, не прыгай в воду" Shame on you
Еще несколько случаев на моей памяти:
"День работников сельского хозяйства" год 1959 У автобуса "ЗИС" спускавшегося к мосту из под арки лопнул тормозной шланг, Водитель пытался затормозить притираясь к стенке справа, но все равно скорость погасить не удалось и при заезде на мост, а там поворот крутой градусов 90, корму автобуса занесло на пешеходную дорожку. И он сбил несколько пешеходов, идущих в это время по мосту. Некоторые упали с высоты в Волгу.
На этом же спуске к мосту, но уже значительно позже, дальномер ЗИЛ по той же причине "спрыгнул" с моста пробив огражение. Водителю удалось на повороте выскочить из кабины.
На этом же повороте, году в 1950, за дату не ручаюсь, в Волгу свалился служебный автобус с офицерами из Порта. На это было еще на деревянном временном мосту. Других подробностей по этому происшествию, за давность лет не помню.
Ну и последний на памяти случай. Старый новый мост только что открылся, год примерно 1958-1959. Полуторка на полной скорости "протаранила" ограждение моста, но в Волгу не упала: зацепилась задним мостом за столбик ограждения. Столбик устоял. Водитель сидел в кабине и ругался матом. Как его вытаскивали не помню.
Вот и все, что сохранила моя детская память о тех далеких событиях, связанных со старым мостом.
Еще добавлю, перила Старого моста сегодня украшают литые гербы старого Ржева, как перекличка с грифонами, уничтоженными войной. Грифоны держали в лапах щиты с этим гербом, не с пивным, который украшает зал заседаний администрации, а настоящим Ржевским. Так вот Возвращаясь к сегодняшнему дню. Эскизы гербов, ныне украшающих мост были выполнены замечательным человеком - Н.Н.Сафроновым

#9:  Автор: OLОткуда: Ржев СообщениеДобавлено: Сб Окт 1 18:01:52 2011
    —
Maria писал(а):
А были, например, самоубийцы, бросавшиеся с этого моста..?

Было дело. Между 1970-73 годами. Фамилию называть не буду, у него есть родные. Учился парнишка в школе, кажется в 8 классе, был сильно скромный, как сейчас сказали бы - лузер. Причины не знаю. Прыгал зимой.

#10:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Вт Окт 4 17:18:45 2011
    —
В воспоминаниях Л.А.Свирчевской из-за давности событий по-видимому закралась небольшая ошибка.
Согласно Владимиру Рыбкину, ржевскому историку и фотографу, левая сторона моста была при отходе Красной армии взорвана в октябре 1941 года.
Лидия Александровна пишет однако:
"Около наскоро сооружённого нашими сапёрами деревянного моста через Волгу лежали трое расстрелянных мужчин. Рядом висела табличка с грозным предупреждением:»Злостные поджигатели караются немецкими войсками». Ещё недалеко от моста я увидела у пулемёта нашего убитого солдатика, кругом валялось много стреляных гильз. Видимо ему был отдан приказ прикрывать отход частей."
Согласно логике наскоро сооружён был мост немецкими сапёрами для перехода и переезда на левую сторону Волги, потому что части Красной армии отходили с правого берега на левый и далее на запад.

#11:  Автор: BasileОткуда: Ржев СообщениеДобавлено: Вт Окт 4 17:52:26 2011
    —
Был сооружен немцами временный мост чуть ниже Тетерино. Если сегодняшних ориентиров придерживаться, то с правой стороны будет первый затон, вот немного выше него, метрах в 50 и был сооружен временный мост. От него подьем выходил как раз на конец нынешней улицы Декабристов. Даже есть на нашем сайте фото немецкого всаднига едущего по этому подьему.
А времянка на левой половине Старого моста была сделана немцами осенью 1941 года

#12:  Автор: AlekseiОткуда: Stalingrad - Волгоград СообщениеДобавлено: Вт Окт 4 23:45:26 2011
    —
Читал тему и всё вспоминал что где та видел про взорванный мост....И вот ......
Восстановленный немецкими инженерными частями пролет моста через Волгу в оккупированном Ржеве.
Левобережный пролет моста был взорван в октябре 1941 года частями Красной армии при отступлении.



Все снимки немецкие




#13:  Автор: Administrator СообщениеДобавлено: Вт Окт 4 23:46:35 2011
    —

#14:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Ср Окт 5 12:52:16 2011
    —
Ребята, спасибо за фото и воспоминания! Хороший архив по мосту получается... Applause

#15:  Автор: BasileОткуда: Ржев СообщениеДобавлено: Ср Окт 5 20:45:46 2011
    —
Публикую фото о котором я упоминал в предыдущем посте

Комментарии к фото.
Избражен подьем к устью улицы Декабристов. (ориентиры Дом Покрышкина). Фото взято из книги Гроссмана, изданой обществом ревнителей российской словесности г.Ржева. Снимок сделан ранее августа 1942 года. Тетерино еще живо (Дома на левоом берегу). Скоро его не будет - падет под ударами советской авиации

Добавлено спустя 5 минут 39 секунд:

Administrator писал(а):

На Фото 2 избражена панорама Князь-Федоровской стороны. Видны руины здания госбанка, правее Развалины Никольской Церкви, а вот краеведческого музея уже нет, только груда щебня

#16:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Ср Окт 5 21:38:58 2011
    —
У меня ещё вопрос к знатокам города. На Советской (Князь-Фёдоровской) стороне после старого моста в гору была арка. Её когда-то разобрали и сровняли с земляной насыпью, ведущей к памятнику Освобождения. Вероятно в 1980-1990 гг. Мне эта арка очень нравилась. Она была архитектурной особенностью города Ржева. Кто знает, почему и когда её убрали?
Может быть, известно даже, когда её строили? Или сколько лет она просуществовала?

#17:  Автор: MoryachokОткуда: город на Неве-Ржев СообщениеДобавлено: Чт Окт 6 20:54:55 2011
    —
Maria писал(а):
У меня ещё вопрос к знатокам города. На Советской (Князь-Фёдоровской) стороне после старого моста в гору была арка. Её когда-то разобрали и сровняли с земляной насыпью, ведущей к памятнику Освобождения. Вероятно в 1980-1990 гг. Мне эта арка очень нравилась. Она была архитектурной особенностью города Ржева. Кто знает, почему и когда её убрали?
Может быть, известно даже, когда её строили? Или сколько лет она просуществовала?

Не могу точно вспомнить,но по-моему в музее видел летом-что эту арку где-то в 70-х гг. 20 века разобрали.Опять же,если не ошибаюсь, из-за ветхости.
Похоже,надо посетить музей! Smile

#18:  Автор: BasileОткуда: Ржев СообщениеДобавлено: Чт Окт 6 21:12:45 2011
    —
Арку по некоторым сведениям построил Ржевский архитектор П.Ивановский см. ссылку http://rzev.ru/modules/phpBB2/viewtopic.php?t=346
мой пост от 15марта 206г. Взорвали ее при строительстве Нового моста вроде в 1982 году. Где-то на сайте выкладывал фото момента взрыва. Я тогда увлекался фоторгафией и привез из Москвы дальномер. Момент взрыва снимал со Старого моста и там же фото тогдашний председатель исполкома Н.Добротворский на обломках Арки.

#19:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Чт Окт 6 21:44:26 2011
    —
Basile писал(а):
Арку по некоторым сведениям построил Ржевский архитектор П.Ивановский см. ссылку http://rzev.ru/modules/phpBB2/viewtopic.php?t=346
Basile, нам кто-то сильно подгадил в указанной Вами ссылке. Зависть относительно успеха Городского интернет-портала превратила некоторых людей в бестолковые существа, а по-русски - в идиотов.

#20:  Автор: BasileОткуда: Ржев СообщениеДобавлено: Чт Окт 6 21:59:41 2011
    —
Maria писал(а):
Basile писал(а):
Арку по некоторым сведениям построил Ржевский архитектор П.Ивановский см. ссылку http://rzev.ru/modules/phpBB2/viewtopic.php?t=346
Basile, нам кто-то сильно подгадил в указанной Вами ссылке. Зависть относительно успеха Городского интернет-портала превратила некоторых людей в бестолковые существа, а по-русски - в идиотов.

Администратор предупреждал, что фото лучше выкладывать на нашем портале, но процедура очень сложная, даже для меня и все пользовались для скорости чужим ресурсом. Он видимо когда-то обвалился отсюда и "плохие" ссылки.

#21:  Автор: BasileОткуда: Ржев СообщениеДобавлено: Сб Окт 8 18:02:30 2011
    —
Выкладываю обещаные снимки арки до взрыва, момент взрыва и сразу после









#22:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Сб Окт 8 21:38:23 2011
    —
Большое спасибо, Basile!
Снимки мне абсолютно незнакомы.
Какая-то печаль появилась от фотодоказательств факта взрыва арки. Всё же была она своего рода символом ржевской жизни. Уничтожить что-то всегда легче, чем построить и содержать в порядке, целости и сохранности. Crying or Very sad

#23:  Автор: BasileОткуда: Ржев СообщениеДобавлено: Сб Окт 8 22:25:24 2011
    —
Да, это была одна из достопримечательностей Ржева. На многих старых видах Ржева и даже на картине немца Лангрена она присутствует. Если внимательно приглядеться к моему снимку еще "живой" Арки, то видно, что опоры ее удерживающие "ползут". Новый мостик к Обелиску никак не перекликается со старым сооружением. Ну что же старое должно уходить, это естественно. Sad

#24:  Автор: AlekseiОткуда: Stalingrad - Волгоград СообщениеДобавлено: Чт Мар 1 22:36:54 2012
    —
Ещё мостик всплыл малость....


Laughing

#25:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Пт Мар 2 0:07:07 2012
    —
Aleksei писал(а):
Ещё мостик всплыл малость....

Спасибо, Alexei!
Это фото мне уже приходилось видеть. На нём чётко изображено отсутствие левого пролёта старого моста и начатое оккупантами его восстановление.
Ратуша ещё стоит. Там был когда-то расположен краеведческий музей до октября 1941 года, если не ошибаюсь. Или музей располагался в здании рядом?
Ну, а на переднем плане немецкие солдаты, пользующиеся своей переправой для выхода на правый берег Волги. На правом берегу у немцев были расположены административные и военные управленческие части, а также используемая ими ж-д. станция Ржев-II с депо.
Снимок сделан вероятно весной 1942 года.

#26:  Автор: serz СообщениеДобавлено: Чт Апр 26 0:56:55 2012
    —
Уважаемая Мария,в Ваши рассуждения вкралась ошибка.. Обратите внимание, мая мама - Свирчевская ( Демьянова Л. А.) в своей книге "Мой Ржев в годину лихолетья " пишет о" наскоро сооруженном нашими саперами мосте", а Вы ошибочно считаете , что в ее повествовании речь идет о левом пролете капительного моста .Мост временный на деревянных сваях был сооружен еще в августе месяце 41-года нашими саперами, напротив подьема в" пожарную гору " и использовался исключительно как пешеходный для переправки на правостороний берег Волги маршевых подразделений, в октябре-же месяце этот-же мост исползовался нашими восками при отступлениина левый берег Волги после проигранного сражения под Вязьмой.Когда я здесь говорю о наших войсках речь идет о дивизиях , корпусах и более того армии , а это десятки тысяч человек , тысячи автомашин и тысячи различных обозов И что-ж Вы думаете , что вся эта армада в октябре 41-года устремилась на один единственный мост через р. Волгу в районе г . Ржева. У военных при расчете военных операций существуют такие постоянные величины как пропускная способность мостов , дорог и т.д. В то время направить всю эту армаду войск на один мост, было-бы безумием граничащим с преступлением.Здесь также нужно учитывать еще один немаловажный фактор: в это время уже активно действует и бомбит наши коммуникации авиация противника !ПРи отступлении ,наши этот пешеходный мост на сваях частично порушили, но как рассказывает мама, она смогла перебраться по нему на левый берег Волги используя натянутые тросы вместо перил, это когда она ходила на " разведку "( посмортреть цел-ли дом ) с дедом Фоканычем. Потом , когда они возвращались из Таблино в оккупированный Ржев -14-го октября , то немецкие саперы этот мост восстановили уже полностью. ПРодолжение следует.......

#27:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Чт Апр 26 11:03:59 2012
    —
Уважаемый serz!
Буду Вам благодарна, если мою ошибку можно будет исправить. Я также слышала о деревянном мосте, но конкретных данных и доказательств о нём у меня нет.
Basile также упоминал в своих постах о деревянном мосте к началу войны.

Вопрос к знатокам: Сколько же мостов всего было в Ржеве? Где и когда они были выстроены и/или разрушены?

#28:  Автор: serz СообщениеДобавлено: Чт Апр 26 19:46:45 2012
    —
Как хорошо , что эти воросы я еще могу задать маме. 18 марта ей исполнилось уже 86-ть лет .И так ее ответ. ПРи немцах, в период оккупации, в городской черте ими были задействованы три моста .Первый - временный, если отмерять от " Троицкого парка"был наведен выше по течению, там где подьем к пив.заводу, второй- капитальный , двух пролетный( всем известный " старый мост" ) и третий , тоже временный, он был сооружен примерно в том-же месте где сейчас находится " новый мост", влево от него уходил достаточно крутой подьем в "пожарную гору".Временные мосты в период весеннего паводка сносило, но когда лед сходил , немецкие саперы быстро их восстанавливали. Поскольку из трех этих мостов только " старый мост" представлял собой архитектурную ценность хотелось поговорить о нем отдельно. В 45-ом к его восстановлению привлекли пленных немцев, как они не старались, но восстановить его в первозданном виде уже не удалось.

#29:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Чт Апр 26 22:21:56 2012
    —
serz писал(а):
Как хорошо , что эти воросы я еще могу задать маме. 18 марта ей исполнилось уже 86-ть лет

Да, это замечательно! Моей маме исполнилось 85 лет. Она всё ещё подвижна, хотя казалось бы, что такие трудные военные годы, которые пришлось выдержать нашим родителям, оставят непременно отпечаток как на здоровье, так и на длительности жизни. К счастью, это не так.
serz, благодарю Вас за внесение ясности с волжскими мостами.
Вы пишите, что по воспоминаниям Вашей мамы немцы привлекались к восстановлению "старого" моста в 1945 году. Они работали, как я слышала в детстве, и на строительстве жилых домов в Ржеве, например, на ул. Карла Маркса. А где они, пленные немцы, в то время содержались? В каком лагере военнопленных? Вам или Вашей маме это случайно известно?

#30:  Автор: OLОткуда: Ржев СообщениеДобавлено: Пт Апр 27 18:18:21 2012
    —
Уважаемый serz, не знает ли Ваша мама что-нибудь о работе паровозного депо в годы оккупации?

#31: Старый мост через Волгу Автор: serz СообщениеДобавлено: Сб Июн 2 18:00:57 2012
    —
Уважаемый OL,о паровозно депо , к сожалению,мама никакой информацией не располагает.

Добавлено спустя 14 минут 29 секунд:

Старый мост через Волгу.

Уважаемая землячка Мария, ВАш вопрос я задавал маме. К сожалению, о пленных немцах ,которые трудились над восстановлением разрушенного города ей мало что известно. Она добавила, что много двухэтажных каменных домов по ул. Комунны так-же строили пленные немцы.Они сохранились и до наших дней.

#32:  Автор: OLОткуда: Ржев СообщениеДобавлено: Сб Июн 2 20:52:12 2012
    —
Уважаемый serz, я предполагал такой вариант, но надежда умирает последней...

#33:  Автор: Dassler СообщениеДобавлено: Чт Фев 13 12:10:15 2014
    —
Добрый день!
Фото D9


Фото D10


Фото D11


Фото D12


Фото D13

#34:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Чт Фев 13 14:18:55 2014
    —
г. Dassler, спасибо за фото!
На них Старый ржевский мост, которые восстанавливают солдаты вермахта весной 1942 года.
Когда они отходили 2 марта 1943 года в ходе операции "Бюффель", этот мост был взорван ещё раз.
По приказу Гитлера по телефонному кабелю взрыв передавался в Винницкий бункер-ставку.
P.S. С Гитлером и его якобы приказом надо ещё разбираться. Тут не всё ясно...


Последний раз редактировалось: Maria (Пн Янв 2 18:35:58 2017), всего редактировалось 1 раз

#35:  Автор: Dassler СообщениеДобавлено: Пт Фев 14 7:42:36 2014
    —
Maria писал(а):
г. Dassler, спасибо за фото!
На них Старый ржевский мост, которые восстанавливают солдаты вермахта весной 1942 года.
Когда они отходили 3 марта 1943 года в ходе операции "Бюффель", этот мост был взорван ещё раз.
По приказу Гитлера по телефонному кабелю взрыв передавался в Винницкий бункер-ставку.

Всегда пожалуйста! Спасибо за небольшой экскурс в историю! А восстанавливали мост только лишь солдаты вермахта? Пленные не привлекались к этим работам?

#36:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Ср Дек 14 19:55:15 2016
    —
Ржевская газета "Быль нового Ржева" (БнР) опубликовала 13.12.2016 г. интересную статью о рухнувшем в 1893 году Старом мосте.
Источник: http://newrzhev.ru/history/item/10254-o-rukhnuvshem-moste-1893-g
Автор: редакция БнР

"5 августа 1893 года состоялось чрезвычайное уездное Земское собрание. Речь шла, в том числе, о рухнувшем мосте. Предлагаем вниманию читателей выдержки из доклада земской управы.

Вам известно, милостивые государи, что созданный с такими усилиями по совокупности желания земства и города мост через Волгу рухнул 30 июля. Обвалился собственно правый пролет моста, причем, благодарение Богу, обошлось без человеческих жертв. Мостом пользовались только в течение пяти лет и четырех месяцев. О причинах крушения и виновности, если таковые окажутся, производится дознание через судебного следователя. Управа воздерживается высказывать мнение по этому предмету. Достоверно пока лишь выяснилось, что лес, употребленный на пояса и фермы, оказался загнившим.

Земская управа тотчас телеграфировала в Торжок доверенному владелицы моста госпожи Ганкевич — инженеру-технологу И. Цвылеву: как о событии, так и немедленном приезде. В то же время приступлено к устройству временной переправы через Волгу.

Цвылев приехал в Ржев 1 августа, просил управу признать на себя согласно пункту 17 контракта, устройство переправы через Волгу, уборку рухнувшей части и уехал. Застигнутая врасплох земская управа, что только могла устроить в отношении безостановочного перевоза людей и лошадей — устроила, и принялась извлекать из воды рухнувшие части пролета.

С того же дня посыпались в управу требования и телеграммы от различных мест и лиц о незамедлительном устройстве переправы и немедленной очистке русла реки; о немедленном устройстве заплава сначала по правую, а потом, по разборке фермы, по левую сторону, и, наконец, о немедленной сломке и левого пролета. В то же время наезжали в Ржев для личных осмотров лица, командированные своим начальством.

Управа посильно исполнила требования. В отношении сломки левого пролета приостановилась, так как мост не составляет собственности земства, а принадлежит вдове коллежского асессора Екатерине Степановне Ганкевич и ее малолетнему сыну Владимиру.

Ввиду того, что требования от тверского губернатора о сломке левого пролета было адресовано на имя управы, а последняя не считала себя вправе распоряжаться чужим имуществом, управа 11 августа через новоторжского нотариуса переслала Ганкевич в копиях требование губернатора и акт, составленный местной полицией с участием инженеров. Причем ей был назначен трехдневный срок на принятие в свое заведование временной переправы и уцелевшей части левой стороны фермы. С предупреждением, что неисполнение этого ставит управу в необходимость возложить на госпожу Ганкевич как материальную, так и моральную ответственность по могущим быть несчастиям и убыткам.

Госпожа Ганкевич прислала 14 августа отзыв, в котором отметила, что возложение на нее имущественной и нравственной ответственности лишено оснований, так как она не виновата в крушении моста. Для разрешения дела она разумеет мероприятия земства по устройству моста и прекращения действия договора между ней и земством на почве миролюбивого соглашения.

Управа считает не лишним пояснить, особенно в связи с циркулирующими в городе слухами о недосмотре, что, согласно договору, надзор управы заключался в отношении хозяйственной части. Чтобы мост был чист, освещался, имел беспрепятственный проезд. Что касается надзора за прочностью частей моста и его технического состояния, управа не имела в своем составе специалистов и не могла осуществлять подобное наблюдение. Тем более что со времени устройства до сентября прошлого года мост был под надзором инженера путей сообщения Ганкевича, а по смерти его доверенным лицом наследников являлся инженер-технолог И. Цвылев.

При устройстве моста земством выдано контрагенту на основании договора авансом 12000 рублей с условием погашения по 600 рублей в год. Из которых поступило за 5,5 лет 3300 рублей. За контрагентом остается не погашенного долга, выданного авансом, 8700 рублей. Управа испрашивает указания Собрания о способе взыскания этих денег, если контракт будет нарушен.

Ввиду того, что 8 июля выдана арендная плата за вторую половину текущего года в размере 1700 рублей, управа испрашивает разрешения Собрания на займ, за отсутствием наличных фондов, в размере 2000 рублей для устройства временной переправы. В настоящее время израсходовано: по разборке рухнувшей части 214 руб. 20 коп., за устройство заплава 224, 5 руб., за содержание переправы по 27 августа 500 руб.

В настоящее время тверской губернатор, недовольный состоянием переправы (два парома на 14 лошадей и четыре земских лодки, а впоследствии будет шесть), предлагает устроить большой паром под названием «самолет». Управа затрудняется исполнить это, так как подобное судно приготовляется специально по заказу и в зимнее время.

Если контракт с г. Ганкевич будет нарушен и Земское собрание пожелает в будущем иметь постоянное сообщение через Волгу в Ржеве, управа во избежание недоразумений по надзору и содержанию переправы предлагает передать все дела по устройству переправы в ведение города с платой от земства арендной платы, по соглашению, не более 3500 руб в год.

Б. Толмачев, председатель земской управы, А. Чураков, М. Преображенский, члены управы, А. Максин, секретарь."

#37:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Вс Янв 1 19:10:01 2017
    —
СТАРЫЙ МОСТ И ОСТАЛЬНЫЕ МОСТЫ РЖЕВА ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ

Выкладываю копию моей переписки (общения) с Н.Г. Драновой 30.12.2016 г. в социальной сети ВК, группа "Альтернативный Ржев", на тему фотоснимка со схемой транспортных дорог оккупационного Ржева. Это пригодится для дальнейших поисков и уточнений:

- Н.Г.Дранова писала:
... на этой схеме НЕТ так называемого "Старого моста", место, где он находился, я синей чертой отметила. Левый пролет этого моста взорвали наши, отступая из Ржева. Немцы восстановили пролет, но его смыло ледоходом, они построили его еще раз. Поскольку полноценно пользоваться им долго не могли, поэтому и не нанесли на данную схему. Отступающие из города немцы взорвали весь мост. В книге "Ржевский кошмар глазами немцев" (изд."Яуза-Пресс", Москва, 2010г.) Х. Гроссман пишет, что взрыв этого моста слышал Гитлер по телефону.
На Вашем фото-схеме указаны мосты в районе Подгореловки (ул.Кривощапова) - я его обозначила 1, и мост за Тетерино (где сейчас стадион Горизонт) - я его обозначила 2. Мост, обозначенный 2, стоили наши комсомольцы - строительный батальон ок.500 человек летом-осенью 1941 года для отхода Красной Армии, наши его не успели взорвать. Арьергардные отряды 9 немецкой армии ушли из города к 19 часам 2 марта 1943 года, а наши разведчики вошли в город ранним утром 3 марта, а уже потом в город вошли основные части. Что касается Е. Ржевской, то она в "Ближних подступах" о многом, происходившем во Ржеве, не пишет.

- Лариса Шейбе ответила:
Наталья, благодарю Вас за ответ и желание объяснить. Я поняла согласно прочитанной мной литературе (т.е. без приложенной карты на фото) так, что в Ржеве уже всегда был "Старый" мост (цифра № 1 по приложенной карте), который частично взорвали отходившие части КА и позже ремонтировали немцы.

- Наталья Дранова ответила:
Лариса, цифрой 1 я обозначила мост на Подгореловке - это не старый мост! Перед приходом оккупантов в городе было три моста: Первый - т.н. "Старый", который был построен в 1911 году. Его левый пролет взорвали наши войска, отступая из Ржева. Я его обозначила синей чертой. Второй - в районе Подгореловки - его обозначила цифрой 1, третий - в районе Тетерино - его я обозначила цифрой 2. Касательно железнодорожного моста, я бы сказала, находился за городом, поэтому его я не учитываю. Да, он странно взорвался, слышала такую версию - сдетонировала перевозимая взрывчатка, а не плановый взрыв. Гитлер слышал по телефону взрыв "Старого моста" - железного, на трех каменных опорах, он на всех открытках довоенного Ржева изображен. Мосты, указанные на карте - временные. Я читала воспоминания разведчиков, в них нет о взрыве моста, но, возможно, они этому не придали значение, кроме того, группа разведчиков, идущая в город 2 марта (когда немцы фактически уже ушли) со стороны городского леса, практически в полном составе подорвалась на минах - из 28 чел. только 2 остались в живых. И еще раз - грохота хватало и без взрыва моста, поэтому его отдельно и не выделили,

- Лариса Шейбе ответила Наталье:
Наталья, спасибо. Учту Ваши знания при дальнейших поисках. Хотелось бы узнать конкретную дату взрыва "Старого" железного моста на трёх быках. Мне непонятно, что этот взрыв не услышали разведгруппы (думаю, что их было несколько с разных сторон) и дозорные. Согласно воспоминаниям Е.Ржевской ВСЕ ждали от Сталина личного приказа наступать и были начеку. Думаю, что такое событие, как взрыв единственного, находящегося на тот момент в эксплуатации и очень важного моста для переброски военной техники с Ржева- I на Ржев-II, зарегистрировали бы многие военные. Кстати, немцы отходили организованно, бесшумно и скрытно, заперев оставшихся жителей (около 300) в Покровской церкви. В этом вся соль операции "Бюффель" и её преимущества. Свидетельством тому является удивление советских разведчиков, что в разрушенном городе к рассвету 3.3.1943 г. было тихо и он уже был свободен от оккупантов. И даже аръергард сумел уйти без перестрелки из города.

#38:  Автор: BAB СообщениеДобавлено: Пн Янв 2 14:49:42 2017
    —
"Maria"] Мост, обозначенный 2, стоили наши комсомольцы
Судя по фото 2257. в соответствующей теме, оба "Восточных" моста построили немцы почти одновременно. Не закончив до конца возведение понтонного варианта ,приступили к свайному,брёвна уже подвезены. Плотов строевого леса выше лесозавода было много.И сделали они это 14-16. 10. 41г. Фото мостов с этими датами есть на форуме.

#39:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Пн Янв 2 18:26:30 2017
    —
У нас получается разброс с обозначениями и названиями мостов.
В своё время историю оккупационного Ржева официально не исследовали. Поэтому отсутствуют общие понятия, как вот сейчас. Немцы применяли в военное время свои названия типа "Южный вокзал", "Северный вокзал", "Восточный мост" и т.д.
Тем не менее разобраться с мостами хочется.
Сообщаю, что супруги Драновы выпустят в этом году в Ржеве книгу (или брошюру?) под названием "Ржевские мосты и мостики". Если мне удастся приобрести эту книгу, то надеюсь внести ясность в историю с временными мостами. Хотя бы для меня одной. Smile

BAB писал(а):
Мост, обозначенный 2, стоили наши комсомольцы
Судя по фото 2257. в соответствующей теме, оба "Восточных" моста построили немцы почти одновременно. Не закончив до конца возведение понтонного варианта ,приступили к свайному,брёвна уже подвезены. Плотов строевого леса выше лесозавода было много.И сделали они это 14-16. 10. 41г. Фото мостов с этими датами есть на форуме.

Спасибо, ВАВ! Учту Ваши уточнения, продолжая разбираться в названиях и географическом расположении мостов.

#40:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Пн Мар 6 14:18:38 2017
    —
Относительно взрыва Старого моста ко времени отхода оккупационных войск из Ржева к 28.2.43 г. - 1.3.43 г. или ранее в феврале 1942 года и, якобы прослушивания Гитлером в неизвестный день и к неизвестному времени этой, неизвестно кем произведённой детонации единственного на то время ржевского моста, у меня появились большие сомнения, так как читая и делая переводы вот уже нескольких эпизодов по операции "Бюффель" из многих книг различных немецких авторов по отходу немецких войск из Ржева и с Ржевского плацдарма, не вижу и не могу найти конкретную информацию о взрыве. И это странно, так как немецкие военные ветераны отличаются точностью воспоминаний. Но и советские, а также солидные российские исследователи ВОв не упоминают точных данных по взрыву моста в конце февраля-начале марта 1943 года.
Неужели это миф, "утка", как и посещение города Гитлером летом 1942 года?

Сейчас прорабатываю книгу Хорста Гроссманна "История Рейн-вестфальской 6-ой пехотной дивизии, 1939-1945", написанную и выпущенную им в Германии в 1958 году.
Ссылка: http://rzev.ru/modules/phpBB2//viewtopic.php?t=3095&start=0
Эта дивизия находилась в городе с лета 1942 года и по октябрь 1942 года. Затем до 1.3.1943 г. она располагалась и несла оборону на позициях у р. Волга.
Обратила внимание на то, что о подготовке взрыва Старого моста сапёрными частями этой дивизии (Pi.B.6) , а также о самом взрыве абсолютно ничего не сообщается командиром этой дивизии Х.Гроссманн. И это странно. Поэтому:
Уважаемые участники форума! Кто что знает или помнит КОНКРЕТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ о детонации Старого моста ко времени отхода оккупантов..?

#41:  Автор: Maria СообщениеДобавлено: Вт Мар 7 19:40:30 2017
    —
Maria писал(а):
Неужели это миф, "утка", как и посещение города Гитлером летом 1942 года?

Нет. Взрыв Ржевского старого волжского моста - это не миф.
И есть воспоминания, оставленные солдатом Вермахта, отходящем с Ржевского выступа в составе 129-ой пехотной дивизии, которая 4 месяца до сдачи города 1 марта 1943 года воевала и была ответственна вместе с Красной армией за судьбу города Ржева.

Гейнрих Боуксейн, книга "Удержать или умереть", выпущена в Германии в 1999 году.
Отрывки и цитаты из главы «Ржев в марте 1943 года», свободный перевод

После того, как в период между 10-ым и 28-ым февраля 1943 года, кроме колёсного дорожного транспорта, были задействованы для погрузки отправляемых в тыл грузов около 5.000 железнодорожных грузовых вагонов и почти 500 вагонов для транспорта людей, на первый план стала выходить организация транспорта отхода воинских соединений.
К сожалению, на 28 февраля температура всё ещё не упала, как это повсюду ожидалось.
Дороги из-за оттепели и их бесконечных частых использований были разъезжены и разжижены грязью до такой степени, что приходилось даже днём иногда перекрывать движение.
У 24-тонного ржевского моста на льду днём стали появляться маленькие лужи.

Ночью 1-го марта 1943 года началась операция «Бюффель» по отводу 9-ой армии.
Отход закрытыми маршевыми группами XXVII. армейского корпуса южнее мостов пошёл около полуночи.
Во второй половине ночи с 1-го на 2-е марта наступило ожидаемое с большим нетерпением похолодание.
Оно началось 2 марта 1943 года, в последний день нахождения немецких частей на Ржевском плацдарме и, вообще, возле реки Волга, 6 градусами ниже нуля при ясном небе и лишь небольшой облачности.
В жилых землянках днём раньше ещё готовился последний чай из волжской воды. И день ничем не отличался от других прежних. Артиллерия была всё ещё на позиции. После многих огневых ударов днями ранее, которые проводились с целью необходимости расхода излишних снарядов, теперь начал стрелять противник, 1 марта он стрелял особенно часто по железнодорожному мосту. Но и на 24-тонный мост стрельба из тяжёлых пулемётов и миномётов шла сильнее, чем прежде. Через этот мост в первой половине дня прошли несколько пехотных групп, которые должны были дополнить охранные части на южном берегу Волги на линии фабричных зданий.

Повсюду, как у мостов, так и в южной части города, сапёры подготовили взрывчатые средства. Взрывать должны были прежде всего пожарную вышку и высокие деревья, которые могли служить точками, с которых легко вести наблюдение. Сохранившиеся здания и своды обеих церквей в приказ о взрывных мерах включены не были.

Самые крупные взрывы на железнодорожных сооружениях были «замаскированы» одновременными артиллерийскими взрывами.
Так как артиллерия ещё целый день самым обычным способом действовала перед оборонной линией (HKL), то противнику осталось неясным наше действительное положение и план. Он попытался и в этот день проводить разведки ударными группами.
Запасы снарядов постепенно уменьшались. На всякий случай от серединного быка моста снова убрали ящики с пехотными снарядами, которые туда поставили раньше.

Повсюду на платцдарме, на позициях и в землянках проводились меры по разрушению военных объектов. Пехота была уже готова как для марша, так и для боя. Отход начали артиллерия и тяжёлые орудия в южной части города. По точному плану с 17.00 час. до 22.00 час. отошли все соединения, кроме трёх арьергардных рот у предмостного укрепления, которые должны были обеспечить взрыв моста.

Для взрыва волжских мостов, при условии планомерного отхода и отсутствии преследования противником, командиром было установлено время: 21.50 час.
И точно в это время восемь взрывов один за другим сотрясли оба волжских берега. Взрывы были так сильны, что землянки вдоль северного берега реки Волга разрушились. Взрыв самого моста удался полностью. От каменного сооружения быка ничего не осталось, кроме большой чёрной дыры с водой.

Гитлер хотел слышать взрыв волжского моста в своей ставке. Поэтому была проложена и подключена телефонная связь от ставки фюрера до команды взрывников возле моста. После взрыва три охранные стрелковые роты, находившиеся на северном берегу, без помех прошли по льду Волги назад на южный берег. Противник нигде не выступал. 129-ый сапёрный батальон взорвал также оставленные блиндажи и пожарную каланчу (как высокую точку наблюдения) в южной части города.

Обе сохранившиеся церкви, с которых наблюдались взрывы мостов, и где последние «связные сани» ждали возле большой церкви, готовые уехать маршем, были исключены из всех взрывных планов согласно приказу. В одной из них, так называемой «музейной церкви» с прострелянными сводами покрытия и куполом с прекрасной живописью, и в которой боковая часовня была обустроена под квартиру, согласно командиру Праун были заперты «последние 70 пожилых жителей с детьми» на соломе и с провиантом, в то время как все оставшиеся горожане, которые ещё могли ходить, уже были увезены из города. Заложенные минные поля на улицах в зонах отхода соединений как не должны были вредить населению, так и не должны были раньше времени привлекать внимание бойцов Красной армии.

После осуществления взрывов мостов и контроля произведённого взрывного действия генерал-лейтенант Праун принял проход одной части арьергарда, которая промаршировала мимо него ещё в самом городе, убедившись также на протяжении поездки к новому командному посту в хорошей дисциплине марша отхода.

Заключительное сообщение об отходе с платцдарма, посланное в штаб корпуса, было сформулировано следующими словами текста:
«Арьергарды дивизии отразили во второй половине дня контратакой три атаки противника в количестве одной роты на каждую атаку, взяли одного пленного и оставили после боя 65 убитых русских солдат в траншеях, частично уже освобождённых от наших соединений, а старую оборонную линию (HKL) брали снова ещё три раза. Плацдарм был оставлен нами согласно плану в 21.25 час. после взрыва волжских мостов. Этим 129-я пехотная дивизия последним немецким соединением сдало территорию за Волгой, которую она четыре месяца удерживала против всех выступлений противника.»

Отрывки из книги Гейнриха Боуксейн «Удержать или умереть», стр.348-351

#42:  Автор: Sofy СообщениеДобавлено: Вт Апр 28 23:49:41 2020
    —
Так уж вышло, что моя мать родилась на этом мосту. Бабушка с дедушкой решили сходить в кино, предполагая, что потом, после рождения ребёнка, будет не до того. Однако до кинотеатра они не дошли: схватки начались прямо посередине моста. Роды были стремительными, так и появился ребёнок на свет между небом и водой. Дело было 1 апреля 1937 года. Такая вот шутка судьбы.
Естественно, фотографий с места событий не было. Но есть снимки моста в семейном альбоме. Пусть и не совсем того, о котором идёт речь, а более поздней его версии.








Городской интернет-портал Ржев -> История Ржева


output generated using printer-friendly topic mod. Часовой пояс: GMT + 4

Страница 1 из 1

Powered by phpBB © 2001, 2006 phpBB Group
Adapted for RUNCMS by SVL © 2006 more info