Переношу интересную статью из группы "Ржев древний" социальной сети "В контакте" об из истории пожарного дела города Ржева краеведа Т.Н.Горской от 18.8.2011 года.

"145 лет назад, 21 августа 1871 года, по инициативе Ржевского головы Берсенева Е.В. были созданы Ржевское добровольное пожарное общество ревнителей и пожарная команда.

Вспомним, как все начиналось…

"В августе 1871 года в Ржеве вспыхнул страшный пожар, уничтоживший огромную часть Князь-Федоровской стороны. Исчезла с лица земли исторические названия, так, большая часть Болоболинской линии на Большой Торговой площади, теперь здесь создали общественный сад. Торговые ряды на этой площади также пришлось строить заново. Погорельцев и людей, нуждающихся в серьезной финансовой помощи, оказалось столько, что десятки листов документов в архивах заполнены данными о них. Настал предел терпению горожан, и ржевская молодежь взяла дело борьбы с диким стихийным бедствием в свои руки.

А положение было, действительно аховым. На солидный город, раскинувшийся по обе стороны Волги, да еще при отсутствии постоянного моста, приходилось всего шесть служителей пожарных, по три человека и четыре лошади на каждой ржевской стороне. Городская дума решила подкрепить материальную базу существовавшей в Ржеве пожарной команды людьми, лошадьми и инвентарем. Но самое главное, – было создано пожарное общество под названием, для нас необычным – Добровольное общество ревнителей. Ему и передали материальную базу существовавшей прежде пожарной части. Городской глава Евграф Васильевич Берсенев поддержал инициативу земляков. Молодые купцы, скорее, купеческие дети, мещанская молодежь, мастеровые, в общем, люди, привыкшие делать многое своими руками, встали на пути бушующего огня.

На следующий день после знаменательного 21 августа 1871 года, на заседание нового общества пришли 22 его члена.
Скоро пришлось им испытать на себе первобытный ужас человека перед всесильным огнем. Уже в 1875 году пожар, полыхнувший на Большой Спасской улице, уничтожил в округе более 400 зданий. Через пять лет на другой стороне города, по Большой Ильинской улице прошелся огненный смерч, снесший более 200 строений. Среди них и двухэтажную каменную земскую управу, здание, в перестроенном виде украшающее и сегодня Ржев (напротив районной администрации).
Конечно, как и в любом деле, были в деятельности Общества ревнителей подъемы и спады. Но главное – оно существовало, и сами жители своим усердием или своими финансовыми вливаниями защищали родной город (и, конечно, свои капиталы и свое жилье) от безжалостного врага.

Появились пожарные части на каждой из сторон Ржева, с соответственными каланчами. Впрочем, на Князь-Федоровской стороне в качестве каланчи использовались башни городской управы на берегу Волги. Оттуда наблюдали за возможным дымом – первым признаком опасности, оттуда бежали в Успенский собор, и звучал тревожный набат, сообщающий жителям: враг в Городе! Сбоку к городской управе был пристроен пожарный двор – на некоторых дореволюционных снимках видны бочки рядом с администрацией Ржева того времени. Пришлось управе пожертвовать красотой архитектуры для столь нужного дела. Впрочем, в последующем появилась каланча и пожарная часть при ней, на 1-й Успенской улице (Карла Маркса).

На Князь-Дмитровской стороне пожарный двор для лошадей, пожарных бочек, инвентаря и команды построили на Введенской улице (сейчас Кривощапова). Не знаю, сохранились ли фотографии этого места, пока что мы видим красивую каланчу на картине художника оккупационной армии Лангера, которую привозили в 90-е годы на выставку в наш город, а позже поместили в книгу работ Лангера¸ вышедшую в Ржеве. В 1942-м году это место, в районе инфекционной больницы и старообрядческой колокольни, было красиво. К сожалению, обстрелы и бомбежки оно не перенесло.

И все же, главная пожарная часть была там, где и городская управа. Здесь по мостику между двумя башнями со смотровыми площадками передвигался дежурный пожарный и, в случае появления дыма, после обязательного набата, вывешивал на высоких шпилях башен пожарные знаки. Днем это были черные пробковые шары по числу четырех районов Ржева, а новью – красные фонари по тому же числу районов. Первые две части были на Князь-Федоровской стороне, третья и четвертая – на Князь-Дмитровской.
Услышав тревожный колокол – набатный звон – ржевитянин спешил взглянуть на шпили управы. И, поняв, что беда пришла в его район, спешил туда на помощь пожарным.

Кстати, архивные дела говорят, что купцы, жившие в Казанской стороне, просили городские власти разрешить бить в набат и в колокола Вознесенского собора на Казанском кладбище, чтобы о беде услышали все на окраинах города.
В книжке-отчете Ржевского пожарного общества ревнителей начала 20-го века с интересом читаем сведения о пожарах 1904 года. В основном это загорания сажи в трубах жилых домов, сгорели (или пожар сразу же прекращен) несколько бань, надворных построек, два-три ветхих дома. И только в декабре частично сгорел, а частью сломан жилой дом Цыбина в 56 квартале. О жертвах говорить не приходится. Молодцы ржевские пожарные, да и работа профилактическая, по-видимому, велась хорошая.
В эти годы обе пожарные части имели в своем распоряжении 22 лошади, 14 труб, 48 летних дрог и 35 зимних, 34 бочки, 2 чана, 4 багровых хода (кстати, в смете расходов появилась и графа «устройство телефона»). Сегодня и не поймешь большинства этих терминов. Возможно, какое-то представление даст любопытствующему экспонат музея пожарной техники под открытым небом, что около ПЧ № 12 на улице Калинина: пожарный насос, которым качали воду. Своими руками. Из прудов, которых было около десятка в различных районах Ржева. И мышцы, конечно, имели наши пожарные соответственные. А ведь в списках встречаем мы фамилии известных купеческих и промышленных фамилий – Берсеневы, Немиловы, Волосковы, Нетунахины, Поганкины, Поярковы… Что ж, честь им и хвала!

А вот уникальное воспоминание ржевитянина дореволюционного времени Бориса Корчажинского о пожаре в драгунских конюшнях, что были на берегу Волги в районе пивзавода. Там под высоким обрывом и сейчас виден рукотворный затон для зимовки товарных барж. Близ него на дореволюционном плане Ржева обозначены строения казарм драгун. Возможно, жил здесь «обслуживающий персонал» при коннице стоявшего в Ржеве полка. Пожар произошел ночью. С другого берега Волги мальчишки, поднятые с постелей набатом и шумом, наблюдали фантастическую картину: стройными рядами, эскадронами, хорошо освещенные кони покидали конюшни и, как на плацу, уходили в темь. Взрослые, восхищаясь этой картиной, объяснили не менее восхищенным ребятам, что обученная на маневрах драгунская конница готовила себя к атакам на картечь, пули и штыки врага, – оттого не дрогнула, не поддалась панике и в эту необычную ночь… Пожарные конюшни спасли.

Тяжелая эта работа часто бывала отмечена. Так, газета «Тверские губернские ведомости» в 1888 году сообщала, что 12 октября пожалована медаль с надписью «за усердие» для ношения на шее на Станиславской ленте члену Ржевского пожарного общества ревнителей, ржевскому 2 гильдии купцу Василию Ивановичу Петрову – серебряная, и для ношения на груди на Станиславской ленте членам Ржевского пожарного общества ревнителей мещанам Ивану Васильевичу Кривошеину, Петру Максимовичу Немилову и Петру Макаровичу Долгополову.
В 1896 году было сооружено знамя Общества. На древке знамени укреплен серебряный знак с вензелем ИМЕНИ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА, высочайше дарованный по случаю исполнившегося 21 августа 1971 года тридцатилетия пожарной деятельности Ржевского общества ревнителей. Императором тогда был Александр III. В эти же годы ржевская пожарная часть стала Членом Императорского Российского пожарного общества.

Интересно, что общество ревнителей играло заметную роль в общественной жизни Ржева. Имело оно неплохую публичную библиотеку. Зимой заливали пожарные каток на Торговой площади, на том пруду, что и сегодня наличествует на том же месте. Рядом с катком были необходимые постройки и сцена для оркестра драгунского (уланского) полка. Какой же каток без музыки…
Когда наши пожарные шли строем по улицам Ржева в связи с каким-то праздником или событием, ими любовались. Сильные, в ладной форме, медных начищенных касках, герои дня. Да к тому же – соседи, родственники, в одну школу ходили… Восхищение вызывали не меньшее, чем «уланы с пестрыми значками». Вместе с уланским (бывшим драгунским) полком открывали члены Общества ревнителей мост через Волгу в 1911 году и поздравлял их, выстроившихся в торжественную шеренгу, с медалями «За усердие», губернатор тех лет – Николай фон Бюнтинг. Торжественное открытие моста, по счастию, запечатлела московская кинохроника, и многие видели этот уникальный ролик. И видели бравых пожарных, всегда готовых вступить в бой за свой город. В самое мирное время…

Татьяна ГОРСКАЯ.
"Ржевский вестник" 18 августа 2011 года."

Фото рисунков и картин Франца-Иозефа Лангера, который служил в Ржеве в 1942 году солдатом сапёрного батальона и позже рисовальщиком в штабе 6-ой пехотной дивизии, из его книги "Картины, отвоёванные у войны".