Maria писал(а):
Administrator писал(а):
ТТ-1770 представляет собой образец немецкой боевой железнодорожной техники – военный трофей Советской армии
Тендерный локомотив типа Т 11. Типовые номера: 74 001-358, 74 361-364..
Наиболее распростаненные заблуждения по поводу Т9.3 и T11
(применительно к 91 1770 , Jung № 1935 / 1913)
Несмотря на то, что эти машины по сути сестры-близнецы, но и у них есть свои довольно существенные различия, которые внешне по фото сразу и не заметить ( особенно, когда снимок сделан спереди под большим углом). Ржевский снимок в данном случае порадовал хорошим ракурсом и четкостью деталей.
На форумах "спецы" приводят десяток отличий между сериями 91.3-18 и 74.0-3,
www.drehscheibe-foren.de/foren/read.php?17,4063578,page=all
но если взять в руки чертежи, то в глаза даже непрофессионалу сразу бросятся следующие отличительные детали Т11:
1) расположение сухопарника ближе к трубе (как у Т9.2)
2) увеличенный диаметр колесных пар (1600 мм), большие колесная база (6350 мм) и расстояния между осями, длина (11800 мм)
3) разные распредиления нагрузок на оси
4) наличие дополнительных элементов (особенно на модернизированых до Т12 экземплярах)
У этих паровозов разные классификации
Gt34.15 и Pt34.17. Увеличенный диаметр колес делал Т11 быстрее, что позволяло перевести их в разряд "пассажирских".
Правда, в силу только этого обстоятельства они не становились магистральными паровозами, а после завершения электрификации пригородных участков в Берлине и Гамбурге в середине 20-х они и вовсе ушли на заводские и портовые подъездные пути для обеспечения маневровых работ.
И тех и других осталось очень мало по причине выхода их из строя в результате бомбежек основных транспортных узлов Германии в 1944-45 г.г.
Как ни странно, но больше всего Т9.3 сохранилось в Польше, на частных дорогах ранее принадлежавших Пруссии ( до 1920) / Германии (до 1945-49), там они бегали вплоть до 1975, в то время как у себя на родине были списаны и пошли на слом уже в период с 1954-68.
В интернете можно порой наткнуться на горячие споры по поводу идентификации того или иного паровоза серий Т9 - Т11 ( 1Cn2t ), в основе которых лежит противоречивая информация относительно маркировки отдельных узлов и "послужного списка" того или иного представителя данного семейства танк-паровозов (Tenderdampflokomotive, тендерный локомотив по-немецки "Schlepptender-Dampflokomotive").
Наиболее интересным мне показался диспут вокруг музейного экспоната в Финляндии, по поводу которого до сих пор нет однозначной ясности, что же это за паровоз и где он был до того, как его из Бельгии переправили к финнам. Претендентов - 5, есть среди них даже одна Т11. Почему так? Да просто после того, как их перестали выпускать в 1914 году через 30-40 лет эксплуатации, на которые пришлись 2 мировые войны с переносом границ, в ремонтных мастерских стал остро сказываться дефицит запчастей. Вот поэтому "дяди Густавы и Генрихи" и лепили из того, что было - котел с одного, рама с другого, штанги с третьего и т.д. (Главное - рама!) Что касается "финки", то котел у нее от 91 1200, рама - неизвестно от кого, прочее - от 91 406. В книгах же в основном фигурирует NME 5 (паровоз частной ж/д), который после войны ни то оказался через Бельгию в Финляндии, либо попал в СССР, где его следы ( как впрочем и тысяч других немецких паровозов различных серий от Вn2t 600 мм до 1Еh2 1425 мм) теряются.
В этой связи на память приходят два паровоза, найденные в сибирской тайге: один реальный, который сейчас стоит на ст. Сеятель, второй - фиктивный, что якобы после октября 1939 (когда была убрана помеха для сотрудничества в лице Польши) оказался в таежной глуши на станции "Край" и в 1945-46 боролся с НКВД за свободу и невинность немецкой девушки. :-)
У меня на счет этого сюжета следующее мнение:
"Паровоз семейства Gt (GusTav), серии от 80 по 96 (куда входит также и Т9.3 ) или скорей всего 99 для узкой колеи 600 / 750мм типа Dn2t K44.6 прибыл с Севера Германии ( точнее из Померании и Вост. Пруссии) на платформе на ст. Крайний, что под Пинюгом, вместе с немецкими женщинами, а также русскими гражданами, оказавшимися в 1945 на принудительных работах в Германии и Польше, для отбывания трудовой повинности на советских лесоповалах, где плечом к плечу с "врагами народа" помимо жителей Германии свою вину за Гитлера заглаживали немцы Поволжья, Крыма, Прибалтики, Румынии.
Что там произошло дальше, трудно сказать: то ли речь идет о побеге группы заключенных, либо это намек на массовые выступления в гулаговском СЛОНе, так или иначе события не предполагают досрочный выход по амнистии после смерти Сталина и расстрела Берии.
Что касается Игната (лат. : "Огненный"), то врядли он был танкистом, скорее машинистом бронепоезда, да и то угодил туда за то, что в погоне за скоростью как участник соц.соревнования угробил Эшку или Федьку, а не легендарный ИС20. За крушение этого поезда по пути на Кавказ его бы сразу поставили к стенке. :-) Как в прочем ничего хорошего не ждало его и за связь с иностранкой, поэтому этот таежный роман совершенно нереален. Скорее всего побег с зоны Эльза совершила с кем-то из российских немцев, которых немало жило в царской России и работало на ж/д в качестве инженеров-путейцев, а после 1941 оказавшихся на "великих стройках". Вопрос только далеко ли бы они убежали и где спрятались: у старообрядцев или оленеводов, которые ничего не знали про революцию и две войны? :-)
Весьма забавен выбор имени героев в фильме "Край". Он похоже неслучайный и весьма символичный. Эльза :
1) героиня пьесы Шварца "Дракон", фильма Захарова "Убить дракона". Именно из её рук и благодаря её отцу доблестный рыцарь получает оружие для борьбы с Драконом.
2) символ веры в победу
3) символ Пруссии (Borussia), стоящий в центре Берлина и напоминающий о величии страны."
Надеюсь, что все согласятся со мной в том, что ни один нормальный человек не возьмет с собой в Сибирь девочку-подростка, чтобы она там бегала одна среди зэков в то время, пока её отец строит коммунистам деревянный мост на одном из усов лесовозной дороги. Пусть даже не в Коми или Карелии, а в сторону Воркуты, Ухты или Салехарда. Эти стройки были засекречены, строились как альтернатива Донбасу и Баку, а также портам Архангельск и Мурманск (Северодвинск), и врядли для их строительства привлекались иностранцы, тем более из страны, с которой готовились к войне, и лидер которой открытым текстом с 1919-25 заявлял, что ему не по пути с евреями и коммунистами, т.е. советской Россией.
Union 1652 1908 pr. T
9.3 1'Cn2t 1435 neu KED Posen
"7247" /1925 DRG
"91 1041" /1945
Polnische Staatsbahn
PKP "TKi 3-
87" /19xx Eisenbahnclub
Poznan, Polen "TKi
3-87" (1996 iE, 2001
a in Gniezno, wartet
auf HU)
Union 1751 1908 pr. T
9.3 1'Cn2t 1435 neu KED Danzig
"7383" /1918 PKP
"TKi 3-228" /1941
DRG "91 719''" /1946
PKP "TKi
3-137" /195x Werklok /1982 PKP
"Tki
3-137" (vorgesehen
als
Museumslok) /1992
Vereinigung Polnischer
Eisenbahnfreunde
"TKi 3-137"