Тема: Александр Матросов. Славный сын татарского народа
Вместо предисловия.

В печати, в том числе и тверской, не раз обсуждалась загадка Александра Матросова: откуда он родом, кто его родители? Сегодня опубликована очередная статья.
Дело в том, что Александр Матросов воевал в 91-й отдельной стрелковой бригаде (второго формирования), которая формировалась в Юрге Новосибирской области. В краеведческой литературе Кемеровской области эта бригада называется Сталинской "общекузбасской" или "общесибирской". А известный исследователь Александр Петрушин, заместитель начальника УФСБ Тюменской области, утверждает во многих публикациях, что эта была бригада "спецдобровольцев".
Бригада входила в состав 6-го Сталинского стрелкового корпуса "спецдобровольцев"-сибиряков, который находился на острие главного удара Калининского фронта в ходе стратегической операции "Марс". Затем бригада передислоцировалась под Великие Луки Калининской области...
И.М.

***
АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ. СЛАВНЫЙ СЫН ТАТАРСКОГО НАРОДА

Помню пионерское детство. В моем родном городе Сибае, в далекой Башкирии, существовал сквер имени Александра Матросова с бюстом героя на высоком постаменте. Нас приводили туда 9 мая, где мы в торжественной обстановке слушали выступления ветеранов войны, а затем отдавали честь герою. Мы не особо вникали в смысл происходящего, не задумывались о Матросове как о человеке, а воспринимали его как очередного официального героя, воплощенного в памятнике, — Героя Советского Союза, советского народа. Лишь повзрослев, захотели узнать о Матросове больше, чем преподали нам в школе.
В праздничных речах мы иногда забываем сказать, что советский народ представлял собой многонациональную общность, сложившуюся еще в Российской империи. Правда, сейчас эту общность некоторые представлют как исключительно русскую, приписывают все заслуги в победе в Великой отечественной войне русскому народу. Хотя известно, к примеру, что среди героических защитников Брестской крепости было двести чеченцев. В войне участвовали кавалерийские полки из Башкирии (генерал Шаймуратов), а в ржевской мясорубке — жители Казахстана и Якутии…
Хотелось бы, чтобы в год 65-летия Великой Победы вспоминали и о героях из советских республик, защищавших нашу общую Родину. Среди них сын татарского народа, погибший на калининской земле, Шакиржан Юнусович Мухамметжанов (в башкирской транскрипции Шакирьян Мухамедьянов), вошедший в советскую историю под именем Александра Матвеевича Матросова.
Его незамысловатая биография всегда устраивала советский официоз, так как героизм воина, закрывшего грудью амбразуру, был одобрен на самом верху. Недостающие биографические факты просто подменили выдумками.
В постсоветское время началось активное восстановление реальной истории Великой Отечественной войны, стали исчезать «белые пятна» и в биографиях исторических персонажей тех лет. В их числе оказался Александр Матросов.
Для восстановления исторической правды многое сделал уфимский журналист и писатель Рауф Насыров. В своих книгах «Откуда ты родом, Матросов?» (Уфа, 1994) и «Александр Матросов. Поиск истины» (Уфа, 2007) он поведал о том, как татарский мальчик из Башкирии Шакиржан Мухамметжанов превратился в Александра Матросова. Приводятся свидетельства односельчан, товарищей детства, знакомых по колонии НКВД-2 в Уфе, преподавателей и воспитателей детских домов в Ульяновской области, а также документы, подтверждающие, что Шакиржан Юнусович Мухамметжанов и Александр Матвеевич Матросов — одно и то же лицо.
Специалисты из НИИ МВД СССР, исследуя детскую фотографию Шакиржана, а также известные фотоснимки Александра Матросова («Мальчик с голубем», «Вручение комсомольского билета») и фотографию из колонии, сделали вывод, что на всех четырех снимках «...вероятно, изображено одно и то же лицо».
Директор Музея детского парка города Ульяновска В.В. Емельянов рассказывает, что мальчик попал в детдом как бесфамильный, а когда в стране было принято решение о ликвидации бродяжничества и беспризорности среди детей, ему в детском доме №2 Ульяновска дали фамилию Матросов, так как он любил матросскую форму и имел прозвище Матрос. Отчество Матвеевич ему подарил один из воспитателей.
Саша (Шакиржан) не расставался с тельняшкой и в колонии города Уфы. По свидетельству одного из товарищей по колонии, Матросов даже выколол себе на теле полосы тельняшки.
В своих книгах Р.Х. Насыров приводит многочисленные документы, запросы, ответы на них, справки из детских домов, показания воспитателей и односельчан, которые рассказывают о том, как и когда Шакиржан Мухамметжанов стал Александром Матросовым, и развенчивает легенду о его украинском происхождении, вернее, о том, что он родился в Екатеринославе (с 1926 года — Днепропетровск). К сожалению, эта придумка, имевшая широкое хождение в советское время, бытует и сейчас среди большинства обывателей.
Хотел бы упомянуть об одном краеведе — полковнике в отставке Олеге Бондаренко-Снитине из Великих Лук. Как известно, Великие Луки в годы войны входили в состав Калининской области. Олег Федорович — зампред Тверского областного общественного фонда поддержки Мемориала славы воинам-сибирякам. Изучив документы Центрального архива Минобороны (ЦАМО) и фондов ЦАОВС, он пришел к выводу, что А. Матросов погиб не 23 февраля, как указано в советской военной историографии, а 27 февраля и при взятии не деревни Чернушки, а деревни по соседству под названием Плетень.
Короткая биография Героя на сегодняшний день выглядит так: Шакиржан Юнусович Мухамметжанов родился 5 февраля 1924 года в деревне Кунакбаево Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Учалинского р-на Республики Башкортостан. После смерти его матери отец женился повторно и Шакиржан ребенком ушел из дома, стал беспризорником. Шакиржан воспитывался в Мелекесском, Ивановском детдомах Ульяновской области (1934 — 35). После окончания в Ивановском детдоме семилетней школы работал на вагоноремонтном заводе в Куйбышеве, но с завода сбежал. Осенью 1940 года оказался в Саратове, где был задержан и осужден за нарушение паспортного режима на два года лишения свободы и в октябре 1940 года направлен в Уфимскую детскую трудовую колонию. В детских колониях называл себя Шуриком Матросовым — так же, как в родном ауле, бывая в нем в 1939 — 1940 годах.
В сентябре 1942 года его призвали в Красную армию и направили на учебу в Краснохолмское военно-пехотное училище под Оренбургом. В январе 1943 года отправлен на Калининский фронт в 91-ю отдельную стрелковую бригаду (второго формирования), которая комплектовалась с лета 1942 года в городе Юрге Новосибирской области (с 26 января 1943 года — в Кемеровской области). Личный состав бригады состоял преимущественно из бывших заключенных и воспитанников детдомов НКВД. В свою очередь эта бригада входила в 6-й Сталинский добровольческий стрелковый корпус сибиряков. «Вече Твери» не раз освещала боевую историю этого корпуса в ходе операции «Марс».
27 февраля 1943 года Шакиржан Мухамметжанов закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и обеспечил успех атаки своего подразделения. Похоронили его у деревни Чернушки, а впоследствии останки были перенесены в Великие Луки. 8 сентября 1943 года имя Матросова присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, героя навечно зачислили в списки 1-й роты этого полка.
А еще в апреле того же года на базе 91-й бригады и 74-й алтайской бригады была образована 56-я гвардейская стрелковая дивизия.
При изучении биографии А. Матросова исследователи обнаруживают, что подобный геройский поступок еще до броска Матросова совершили 57 человек, а по другим данным даже 98, и задаются вопросом: почему именно он стал символом героизма в бронзе? Историки выделяют несколько причин поднятия А. Матросова на пьедестал Героя всенародного значения. Его имя первым попало в дивизионную и почти сразу в центральную прессу, в результате чего о нем узнала вся страна. Во-вторых, высокую оценку подвига дал командующий войсками Калининского фронта генерал-полковник А.И. Еременко, ходатайствовавший о присвоении солдату Звезды Героя. В-третьих, вскоре после Указа от 19 июня 1943 года о присвоении Матросову звания Героя под Ржев в деревню Хорошево прибыл Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин (4 августа) и в подробностях узнал о подвиге солдата. И наконец, впервые в истории Великой Отечественной павшего героя приказом наркома обороны СССР навечно зачислили в список воинской части.
В этом приказе (№269 от 08.09.1943) говорилось: «Великий подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской доблести и героизма для всех воинов Красной армии». Нетрудно понять, что приказ был воспринят как руководство к действию: поэты, писатели и композиторы стали создавать произведения на сюжет совершенного Матросовым подвига. Создавались музеи его имени. О других героях, совершивших такой же подвиг, долгое время молчали или говорили, что они повторили подвиг Матросова.
Сегодня считается, что первым бросок на дзот совершил младший политрук Александр Панкратов. Это произошло 24 августа 1941 года при штурме Кирилловского монастыря под Новгородом. Сотни других героев совершили подобный поступок в годы войны. К настоящему времени их выявлено около трехсот, но точное число не установлено и доныне. Звания Героя Советского Союза удостоены только 134 человека.
Но совершенно неважно, какой социальной статус имел Матросов – главное, что он в жестоком бою сложил голову «за други своя».
Мало кто знает о другом достойном сыне татарского народа герое сражений на Калининском фронте Газинуре Гафиатулловиче Гафиатуллине, уроженце Татарстана. Заместитель командира стрелкового отделения, он закрыл грудью вражескую амбразуру у села Овсище (ныне Псковской области) в 1944 году и, как Матросов, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
К сожалению, посетителям музея Калининского фронта о втором герое ничего не расскажут, а о Матросове им сообщат только то, что написано в советских учебниках.
Матросов и Гафиатуллин принадлежат к безвозвратно ушедшей советской эпохе, но это вовсе не значит, что они ушли от нас вместе с ней. Герои не умирают, пока жива память о них.

Фарит БАТЫРГАРЕЕВ,
зампред Тверской РОО «Тверские татары»

Тема:
Сегодня считается, что первым бросок на дзот совершил младший политрук Александр Панкратов. Это произошло 24 августа 1941 года при штурме Кирилловского монастыря под Новгородом.
Надо же ровно за 19 лет до моего рождения. А у меня в детстве была книга про Александра Матросова. Читала с упоением, но не помню ни автора, ни сюжета. Помню только, что паренёк был детдомовский. В любом случае - ВЕЧНАЯ СЛАВА ВСЕМ, лёгшим на амбразуры.


Страница 1 из 1


Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы

Полная версия
Powered by phpBB © phpBB Group
Design by phpBBXS.Com | Lo-Fi Mod.
Adapted for RUNCMS by SVL © 2005 module info