Опус о войне или антропологическая константа


Сообщаю сразу же в первых строках, что мысли этого "опуса" навеяны статьёй из очередного «Шпигеля», и они серьёзны. Другими словами, не для «редисок» :lol:

Вспоминаю, как однажды в 60-х годах нас, школьников, водили на просмотр документального фильма «Обыкновенный фашизм» режиссёров Аннели и Андре Торндайк. Я тогда ещё тихонько радовалась, что последних уроков в этот день не будет, потому что в 11 часов мы все пойдём в «Победу» смотреть кино. Кажется, это было весной. Когда после просмотра я вышла вместе со всеми на улицу, то мир уже стал другим.

До этого дня все рассказы и фильмы о войне невольно воспринимались как обычная ежедневная советская пропаганда и проходили тенями мимо меня. А тут вдруг дошло до сознания – всё это было в действительности, реально! Война, Холокост, убийства мирного населения на моей родине... И я могла бы быть убитой, если бы жила в то время. После «Обыкновенного фашизма» было «Иваново детство» и другие военные фильмы. А потом появились кошмарные сны, как я убегаю от фашистов, которые хотят отправить меня на тот свет. Сейчас такие сны мне почти не снятся, но желание понять и выяснить, почему немцы, такие вежливые и предупрительные, такие хозяйственные и семейные, тонко чувствующие искусство и берегущие его, развязали войну и участвовали в массовом геноциде, почему мучали и убивали других людей в концлагерях и мечтали перестроить не только Европу, но и весь мир на на свой ужасный лад - это желание осталось.

Скажу честно что, если в изучении немецкой истории мне немного удалось продвинуться вперёд, то на вопрос «Почему именно немцы (ведь по статистике 200.000 немцев участвовали в непосредственном массовом уничтожении людей) были такими фанатичными убийцами?» я ответа до сих пор не знаю.

Читая исторические книги о последней войне, исследования, статьи и судебные очерки, можно заметить, что большинство военных преступников не являлись ни садистами, ни психопатами, а были семейными людьми, ценившими домашний уют, любящих своих детей, фортепианную и скрипичную музыку, театр и, вообще, жизнь обыкновенного человека.

Историки 90-х годов поставили под сомнение многие существовавшие прежде объяснения и формулировки, такие как:
* Кем являются военные преступники – кучей садистов и психопатов?
Эксперты оценивают наличие патологических случаев в этой среде лишь на 10 %. Значит, большинство было всё же нормальными по нашим меркам людьми.

* Является ли Холокост массовым убийством, проведённым индустриальным путём?
Да, но умерщвление примерно половины 6 миллионов погибших людей еврейской национальности произошло вне таких концентрационных лагерей, как Аушвитц, Треблинка, Майданек и др. – они умерли от голода, холода, болезней или застреляны или забиты до смерти в гетто.

* Действовали убийцы по давящему на них сверху служебному приказу?
До сегодняшнего дня неизвестно ни одного случая, чтобы исполнители, отказавшиеся выполнить приказ по убийству пострадали или их лишили жизни. Наоборот, доказано, что ретивые немецкие бюрократы хотели «подсобить» Гитлеру, идя ему навстречу и подталкивая к организованным уничтожениям евреев в Восточной Европе.

* Убивали евреев из-за антисемитизма?
Без ненависти к еврейству не было бы Холокоста. Но многочисленные военные преступники использовали государственную доктрину «Третьего Рейха» в качестве прикрытия личных целей обогащения.

Дела 100 немецких полицейских батальонов уже проработаны военными историками. Это – только часть преступлений против человечества. Истории большинства дивизий вермахта ещё не расследованы. Каждый проект открывает новые преступления, совершённые в годы 2. Мировой войны интеллектуалами-плановиками, грубыми командующими, боязливыми случайными или безмозглыми исполнителями. Среди них - как национал-социалисты, так и не нацисты, женщины, госслужащие, пролетарии и люди с высшим образованием.

Немецкая исследовательница геноцида госпожа Бирте Кундрус на вопрос о том, при каких условиях добропорядочные отцы семейств становятся убийцами в массовых расстрелах и насилиях, так ответила на этот вопрос:

«Общим знаменателем массового геноцида всегда является группа людей, которая видит проблему в том, что существует другая группа людей, которую, как в случае немецкого антисемитизма, объявляют козлом отпущения. При этом производится смена ролей: Преступники обвиняют во всём другую группу и признают их вредителями, призывая всех защищаться против этой группы. Побоище выставляется актом защиты. Причём за оружие берутся нормальные мужчины, не психопаты.»

Учёная объясняет это факт тем, что готовность к насилию, к агрессивности является антропологической константой. Ею обладают все люди. А самым решающим фактором является психологическое давление группы – никто не хочет быть в стороне. Побоище, насилие или массовое убийство почти невозможно предотвратить тому, кто в одиночестве отвергает участие в нём. В 1942 году Холокост мог бы, пожалуй, предотвратить лишь один Гитлер.

«...История не повторяется. Но, с другой стороны, если все условия будут соответствовать, то вновь можно ожидать факта ослабления границ насилия. Мы ничуть не лучше наших предков. Таким образом, каждый может стать участником массового побоища или военного насилия. Но это не снимает вину геноцида с немцев во время 2. Мировой войны. Они не лучше других. И настолько плохи, насколько плохи другие народы.»

Что же, звучит обоснованно.