На интернет-портале размещены фотографии Прокудина-Горского
Раздел: Новости портала Дата: 6.11.05
На интернет-портале Ржев размещены цветные фотографии Ржева (апрель-май 1910 года), которые сделал выдающийся русский ученый С.М. Прокудин-Горский. Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 31 августа 1863 года в Санкт-Петербурге. Скудные биографические данные свидетельствуют о том, что, вероятно, он был по образованию химиком. Во всяком случае, семейная легенда гласит, что в начале он учился в Александровском лицее, а затем продолжил свое образование в Германии. Там он начинал свои исследования по цветовоспроизведению в лаборатории немецкого химика профессора Мите. Вскоре Сергей Михайлович женился на Анне Александровне Лавровой – дочери русского металловеда, одного из основателей российского сталепушечного производства и активного члена Императорского Русского Технического Общества (ИРТО) – Александра Степановича Лаврова. Членами этого общества были крупнейшие ученые, инженеры, промышленники России: А.Бутлеров, Д.Менделеев, А.Попов, Л. Нобель и другие. В 1878 году по инициативе Д.Менделеева был организован V-й фотографический отдел ИРТО, ставший вскоре центром развития фотохимии, фотооптики и научной фотографии. Сергей Прокудин-Горский становится членом этого отдела, и ему доверяют организацию Курсов практической фотографии при ИРТО.
2 августа 1901 года в Петербурге на улице Большая Подьяческая, в доме номер 22 открывается "фотоцинкографическая и фототехническая мастерская" С.М. Прокудина-Горского. В этой "испытательной", как называл ее сам Горский, с 1906 по 1909 год располагалась редакция журнала "Фотограф-Любитель", в этом же доме более десяти лет жила семья Сергея Михайловича.
"Фотография в натуральных цветах – моя специальность", – писал С.М. Прокудин-Горский. Но самое первое сообщение о способе изготовления цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии было сделано Прокудиным-Горским 13 декабря 1902 года, а в январе 1905 года он "ознакомил собрание со своими работами по цветной фотографии, проводившимися им в течение трех последних лет в Берлине в лаборатории профессора Мите и в Санкт-Петербурге.
Интересен метод, который Прокудин-Горский использовал для получения цветных фотографий. В начале века цветных фотоматериалов еще не существовало, поэтому он использовал обычные черно-белые фотопластинки и специальный фотоаппарат собственной конструкции, который быстро делал три снимка одного и того же сюжета через три различных фотофильтра – синий, зеленый и красный. С полученной фотопластинки изготавливались три диапозитива на одной пластинке один за другим – синий, зеленый и красный, которые проецировались на экран специальным диапроектором – каждый диапозитив через свой светофильтр соответствующего цвета. В результате на экране получалось цветное изображение.
Итак, докладчик показал собравшимся более 70-ти сделанных им снимков за границей и в России. В их числе были весьма различные по колориту и содержанию, так, например, виды Дагестана и Кавказа, осенние виды Финляндии, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца и другие. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы и вызвали долго несмолкающие аплодисменты и возгласы одобрения среди присутствующих". В ту же зиму талантливый ученый "восхищал своими цветными проекциями Петербург и Москву, превзойдя, как химик сам, своего учителя Мите". Всю технологию своего процесса С.М. Прокудин-Горский описал в 12 номерах журнала "Фотограф-любитель" за 1906 год, после чего во всех описаниях, которые сопровождали его цветные фотографии в журнале "Фотограф-Любитель" всегда указывается "очувствлено по методу С.Прокудина-Горского", а позже: "на пластинах С.Прокудина-Горского".
Прекрасно владея методами работы на пластинах, исследователь продолжает совершенствование цветной фотографии. А в это время в его мастерской выполнялись заказные фотоработы. В мае 1908 года Прокудин-Горский отправляется в Ясную Поляну, чтобы сделать фотопортрет Льва Толстого. Впервые этот портрет был опубликован в "Записках ИРТО" за 1908 год. Несколько позже он сфотографировал два театральных портрета Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова из одноименной оперы Мусоргского и в роли Мефистофеля из оперы Гуно "Фауст". Снимая портреты, фотохудожник видел свою задачу в том, чтобы "оставить точный документ для будущего", отмечая, что "фотография – все-таки искусство протокольного характера".
В 1908 году русские фотографические общества подали в Государственную Думу "Записку об авторском праве фотографии", для убедительности была развернута выставка в залах Академии Художеств, и устроен вечер с показом работ С.Прокудина-Горского, бывшего одним из авторов "Записки". Среди археологических снимков Сергея Михайловича была показана древняя ваза, хранящаяся в Эрмитаже, цвета которой стали вдруг пропадать. Но документальная точность полученного ученым изображения запечатлела их на века и предоставила возможность реставраторам вновь воссоздать их. Научный интерес вызвали снимки цветных украшений в туркестанских храмах и зданиях, сделанные Горским в начале 1907 года еще до землетрясения 8 октября 1907 года, которого затем полностью разрушило эти ценнейшие исторические реликвии. Помимо членов Государственной Думы на показе присутствовали и члены императорского дома. По окончании демонстрации С.Прокудину-Горскому предложили показать свои работы Государю в Царском Селе, после чего у фотохудожника появилась реальная возможность осуществить свой грандиозный замысел: "Запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в натуральных цветах". Именно этому плану будут отданы все последующие годы мастерство, энергия и деньги С.Прокудина-Горского.
По Высочайшему повелению мастеру был выделен пульмановский вагон, пароход с полным набором команды, моторная лодка и автомобиль Форда, пригодный для трудных дорог. Царская канцелярия снабдила фотохудожника документами, которые обеспечивали мастеру доступ во все места Российской Империи, причем местная администрация должна была оказывать ему всяческое содействие в успешном проведении съемок. Надо отметить, что все съемки Прокудин-Горский производил на собственные средства, поскольку правительство ограничилось лишь транспортной помощью. Замысел мастера предполагал в течение 10 лет сделать 10000 фотографий достопримечательностей России от Финляндии до Тихого океана. Но уже первый год работы показал, что осуществить задуманное на собственные средства не удастся. Почему же Николай II не мог выделить средства на столь полезный отечеству проект? Может быть потому, что Прокудин-Горский, как выходец из дворянского рода, не мог напрямую попросить об этом Государя. Во всяком случае, сам фотохудожник пишет об этом так: "Государь ничего не сказал, потому что я его ни о чем не просил. Министр ничего не говорил, потому что на это не было высочайшего повеления, а я считал, что предоставленные мне возможности в достаточной степени двигают меня по пути достижения моей задачи, а отчасти и даже опасался испортить дело".
Он прошел весь Мариинский водный путь, а также Волгу и ее притоки, снимая не только прекрасные виды храмов на берегах могучей реки, но иногда и внутреннее убранство церквей, предметы из ризницы и музейные экспозиции. Он снимал Ладогу и Онежское озеро. Ему с удовольствием позировали пильщики на Свири, деревенские девушки, ребятишки. Для истории он сделал фото команды парохода "Шексна", на котором, вероятно, и совершал свой круиз. А затем путь пролегал через Урал и на фото появился паровоз "Компаунд" с паронагревателем Шмидта, Старо-Сибирская застава в городе Перми. Только благодаря этому человеку мы можем сегодня увидеть, как выглядели ворота Императорской гранильной фабрики и доменная печь на Саткинском заводе, как проходила работа на Бакальском руднике, и производилась накатка дров для обжига руды. Он не стеснялся снимать простой люд. Вот крестьянка мнет лен, а вот башкир присел отдохнуть на крыльце своего дома. В Туркестане Прокудин-Горский успел запечатлеть не только прекрасные виды мечетей. На его снимках есть и городовой из Самарканда, и меняла на Регистане, и торговец дынями, и водонос, есть доктора и студенты, бухарский чиновник и даже Эмир Бухарский. А на Кавказе мастер запечатлел чайную фабрику в Чакве, редкую диковинную рыбу – триглоласточку и множество видов с гор. Мурманская железная дорога – это отдельный раздел в его Коллеции. Он снимал мосты и железнодорожные дамбы, железнодорожные депо и группы участников железнодорожной постройки. Это уникальные фото, по которым можно воочию представить, как проходило тогда строительство дороги. Путешествуя по Крыму, он успел снять Ласточкино гнездо, и сегодня мы можем увидеть, как выглядело это здание прежде.
Да, он успел сделать довольно много. Но его деньги рано или поздно должны были кончиться, да и хранить множество стеклянных пластин с изображениями было негде. Некоторые крупные фирмы не раз предлагали мастеру свои капиталы, но уверенность в том, что эта Коллекция должна принадлежать государству, все же заставила его обратиться к правительству. Он пишет обращение министру финансов В.Н. Коковцеву с просьбой приобрести у него эту уникальную коллекцию. Затем начинается долгая деловая переписка между чиновниками, в результате, когда были наконец-то произведены все сметные расчеты, и определены суммы на покупку прав и продолжение работ, все намерения так и остались на бумаге. Может быть, свою роковую роль сыграла тогда гибель П.Столыпина в сентябре 1911 года.
В Туркестане С.Прокудин-Горский удачно провел киносъемку, демонстрация снятого фильма проходила 24 января 1912 года в Соляном городке, где размещалось ИРТО в зале Кустарного музея. Для того, чтобы иметь деньги на продолжение съемок и совершенствование своего нового изобретения – цветного кинематографа, Прокудин-Горский находит денежных компаньонов и организует в январе 1913 года "товарищество на вере под фирмою "Торговый дом С.М. Прокудин-Горский и К".
В Париже, подводя итоги проделанной работы, от дает полный перечень отснятого материала: 1. Мариинский водный путь; 2. Туркестан; 3. Бухара (старая); 4. Урал в отношении промыслов; 5. Вся река Чусовая от истока; 6. Волга от истока до Нижнего Новгорода; 7. Памятники, связанные с 300-летием дома Романовых; 8. Кавказ и Дагестанская область; 9. Мураньская степь; 10. Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе (Отечественная война); 11. Мурманский железнодорожный путь. Кроме того, есть много снимков Финляндии, Малороссии и красивых мест природы.
Начавшаяся Первая Мировая война заставила его почти полностью отказаться от съемок коллекции и работать на военные нужды. В последний раз снимки из его Коллекции демонстрировались 12 и 19 марта 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца на вечерах под названием "Чудеса фотографии", устроенных Народным Комиссариатом Просвещения. Вскоре после революции Прокудин-Горский был назначен по указанию А.В. Луначарского профессором специально созданного фотокиноинститута, но в 1918 году он покинул Россию. Пересекая Финляндию, он сначала попал в Норвегию, потом в Англию, но вскоре перебрался в Париж, куда к тому времени переезжает его первая семья. Вместе с сыновьями он открывает фотоателье, которое называет "Елка" – по имени своей младшей дочери от второго брака.
В эмиграции С.М. Прокудин-Горский часто выступал перед русской молодежью в Париже. Это было на ежегодных детских праздниках, в Русской академической группе. А в патриотическом объединении "Русский Сокол" он выступает с лекциями и показами "Образы России", "Россия в картинках", "Центральная Россия". Именно тогда он написал поистине исторические строки: "Единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, и этим пробудить столь нужное национальное сознание – это показать ее красоты и богатства на экране такими, какими они действительно и являлись в натуре, т.е. в истинных цветах".
Скончался С.М. Прокудин-Горский 27 сентября 1944 года в "Русском доме" и похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. О дальнейшей судьбе Колекции С.М. Прокудина-Горского рассказывает его внучка, всю жизнь прожившая во Франции, Анна Михайловна Беро: "Жили мы во время войны плохо, денег совсем не было. Жили пять человек: бабушка, родители и я с братом… Коллекция хранилась в подвале дома – маленький в два-три метра подвал для каждой квартиры. Все боялись, что фотографии портятся. Продали за 5000 долларов и первый раз смогли снять дом на море на юге". Это было в 1948 году. Так более 1900 стеклянных негативов и 14 альбомов С.М. Прокудина-Горского с авторскими отпечатками одного из трех кадров оказались в Библиотеке Конгресса США и были сохранены для будущих поколений.
Фотографии Ржева и окрестностей, сделанные С.М.Прокудиным-Горским вы можете посмотреть в разделе редкие фотографии Ржева
Новость опубликована на сайте Ржев. Городской интернет-портал Ржев. .69
http://rzev.ru
Адрес новости:
http://rzev.ru/article.php?storyid=3
|