РЕЛИКВИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА
Тема: Старообрядчество в Ржеве Дата: 17.1.08
Ржевскому Покровскому старообрядческому храму и его собранию старопечатных книг и рукописей посвящалось заседание НИИ центра церковной истории и православной культуры, прошедшее в ТвГУ в минувшую пятницу [11января]. Открыл собрание священник РПЦ Вячеслав Баскаков. От имени владыки Виктора и по его поручению он приветствовал собравшихся с Рождеством Христовым и новолетием. -- Наши планы на прошлый год реализованы на 80 процентов, -- отметил отец Вячеслав, -- но проведено немало и незапланированных мероприятий. Затем он передал слово Валерию Волкову, заведующему библиотечно-архивным отделом Московской митрополии Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). -- Исторический факультет и его НИИ-центр церковной истории -- одна из немногих научных площадок в России, где нашлось место и для нашей деятельности, -- подчеркнул Валерий Владимирович, сопровождавший свою речь показом слайдов. -- Роль старообрядчества Верхневолжья, центром которого был Ржев, во внутренней политике, экономике, культуре, духовных процессах нашего края несомненна, но не изучена из-за неосвоенности источниковой базы. Покровский старообрядческий храм был заложен 23 марта 1908 года, и в нынешнем году исполнится сто лет молитвенной жизни в его стенах. А тогда при храме открылась школа и действовала богадельня, стало формироваться и книжное собрание Ржевско-Покровской старообрядческой общины. Среди книжных коллекций нашей области оно считается одним из наиболее значительных, так как унаследовало книги всех ржевских старообрядческих приходов, в том числе приходов Свято-Троицкого храма, закрытого властями в 1934 году. На протяжении многих лет книжные богатства Ржева не давали покоя ученым и собирателям. Еще в 1823 году сюда специально приезжал граф Н.П. Румянцев. А после Великой Отечественной войны к ржевской старообрядческой общине обратилась Московская архиепископия РПСЦ с просьбой пополнить книгами библиотеку центра русского старообрядчества -- Рогожского кладбища в Москве. На ржевское книжное собрание покушались и советские археографы. В 1966 году экспедиция МГУ под руководством И.В. Поздеевой отобрала десятки рукописей и книг ХVI -- ХVII веков. На одной из выставок в МГУ экспонировался «Апостол», принадлежавший епископу Ржевскому и Клинцовскому Лукиану, изданный Иваном Федоровым в Львове в 1574 году. Некоторые старопечатные книги прибрал к рукам Госархив Калининской области. Но возможно, что Марк Ильин, самый авторитетный архивист области, таким макаром спас их от притязаний столичных ученых. Самая ранняя по дате печати книга, сегодня находящаяся в ржевском собрании, -- это «Евангелие учительное», напечатанное в Вильно в 1595 году в типографии Мамоничей. А из книг московской печати -- «Минея служебная на сентябрь», изданная в 1607 году Иваном Невежиным. Ржевское собрание опровергает расхожее мнение, что старообрядцы пользовались лишь книгами, изданными до раскола. Если говорить о книгах, изданных старообрядческими типографиями в ХVIII -- ХХ веках, то это 113 изданий в 127 экземплярах. Один из первенцев старообрядческой тайной печати -- могилевский 1705 года «Псалтырь с восследованием» (отпечатанный не ранее 1733 года). Именно старообрядцы впервые издали «Апостол толковый», «Зонар», «Златоуст», «Сын церковный», «Альфа и Омега», «Поморские ответы», «Соборники» и др. Особый интерес представляет «Ирмосы» -- самое первое печатное издание певческой книги с крюковой нотацией. Книга печаталась с применением типографских технологий сто лет назад в Киеве. Она принадлежала В.Я. Цыбиной, возглавлявшей хор Покровского храма в 1930 -- 1940-е годы. Хозяйка в совершенстве владела столь модной сейчас крюковой грамотой. В собрании кроме печатных и рукописных изданий имеется такой феномен книжности, как гектографированные издания -- малотиражные книги, выполненные с помощью краски, матрицы и валика. Эту технологию во второй половине ХIХ -- начале ХХ века охотно использовали не только революционеры, но и раскольники. Так печатались, к примеру, «Материалы III Всероссийского съезда старообрядцев 1902 года», «Броня и защита» (1903), редчайший «Учебник Дамаскиной руки» (1924). Важной частью ризницы ржевской старообрядческой церкви считается коллекция из одиннадцати антиминсов -- алтарных платов с вшитыми в них частицами мощей святых. Самый ранний антиминс, освященный патриархом Иосифом в 1646 году, сохранился в составе престола. Есть даже антиминс, освященный патриархом Никоном 13 ноября 1656 года: возможно, эта реликвия требует уточнения церковной истории Ржева. И особо трепетное отношение у ржевитян к антиминсу, освященному в 1884 году архиепископом Славским Аркадием (Дорофеевым), проведшим в заточении 27 лет в Спасо-Евфимиевом монастыре. Зрители лицезрели фотоснимки антиминсов, сделанные настоятелем Покровского храма священником РПСЦ Евгением Чуниным. Кроме богослужебных книг в собрание входят рукописные книги о крещении, венчании и смерти православных -- ценнейший генеалогический источник, а также книги, отражающие взаимоотношения с властями. Характерно, что молодые участники НИИ центра пришли на заседание общества не с пустыми руками. Так, выпускник школы №2 города Лихославля Евгений Красов, участник научной экспедиции 2006 года, принес толстую старопечатную книгу, напечатанную, по мнению В.В. Волкова, в старообрядческой типографии в 1882 году. Эта книга с переплетом из досок принадлежала семье Поповых из деревни Сосновицы. А в конце заседания состоялся живой и непринужденный разговор между отцом Вячеславом, Валерием Волковым и членами НИИ центра.
Игорь МАНГАЗЕЕВ.
(Опубликовано в областной ежедневной газете "Вече Твери" 15 января 2008 года, стр. 7; на снимке: слева -- священник Вячеслав Баскаков, в центре -- Сергей Кузин, сотрудник НИИ-центра. Автор фото: Анатолий Семёнов). См. также: http://www.veche.tver.ru/index.shtml?type=4
Эта статья взята с сайта Ржев. Городской интернет-портал Ржев. .
http://rzev.ru
URL этой статьи:
http://rzev.ru/modules/myarticles/article.php?storyid=46
|