Rambler's Top100
Ржев - великий город


Старая и новая свадьба в Ржевском уезде Тверской губернии
Тема: История Дата:  23.8.07

Начинаю публикацию статьи Н.Гринковой "Старая и новая свадьба в Ржевском уезде Тверской губернии" из сборника "Ржевский Край № 1" изд.Ржевского ощества краееведов. Государственнй музей 1926г. стр.98-142

Статья интересна в этногорафическом, историческом, фольклорном плане как сохранившая образчик старинных свадебных церемоний на Верхней Волге
Статья будет дополнятся по мере появления свободного времени публикатора и вашей заинтересованности

Старая и новая свадьба в Ржевском уезде Тверской губернии.
(из материалов Верхне-Волжской экспедиции РАИМК
)

Во время работы в составе Верхнее-Волжской Экспедиции Российской Академии Истории Материальной Культуры в Ржевском уезде Тверской губернии летом 1924 года мне пришлось быть на свадьбе в дер. Ванино (Маторино) Молодотудской волости, а также записать старый свадебный обряд, относящийся к концу XIX века. По методологическим соображениям отпишу сначала современную свадьбу для того, чтобы получить наглядную картину того, что совершается в настоящее время. При описании же старого обряда буду лишь ссылаться на аналогичные моменты ритуала или на сходные песни новой свадьбы.
В виду того, что сенокосная пора еще была в разгаре (свадьба справлялась в воскресенье 18-го июля), свадьбу играли на спех, отгуляв только один день; была, как здесь говорят «обыденная свадьба»; уже в понедельник, на другой день после венчания, молодые отправились на сенокос. Жених был из д.Ванино, невеста с соседней Васиной мельницы, называемой по имени владельца, отца невесты. По настоянию отца жениха, вопреки пожеланиям старшего, женатого брата жениха, свадьбу играли по новому, бросив старые «прихаматья», хотя, как увидим ниже, новая свадьба здесь еще носит ряд обрядов, правда уже мертвых, но еще необходимых.
К празднованию свадьбы по новому, по городскому побуждало еще и то обстоятельство, что невесту брали из богатой семьи мельника, более культурной, чем общая масса, в доме невесты были уже городские порядки и обстановка.
Наблюдения и записи, производились мною в доме жениха, с кануна свадьбы, т.е. с вечера субботы.
По окончании полевых работ отец жениха распорядился, чтобы пол избы застлали соломой. Но мой вопрос, для чего это делается, он объяснил, что солому настилают, чтобы большая толпа любопытных на свадьбе не очень затоптала только что вымытый пол. Но несомненно, что в основе этого обычая, очень характерного для данного района, лежит другое, уже бесследно забытое соображение ритуального порядка.
Пришедшие с поля девушки д.Ванино собрались на улице под окнами жениховой избы и пропели одну за другой величальную песни жениху.
Елка, ялошечка,
Золотая макушечка,
Да усе ль тваи ветачки
Все ль да зеланаи.
Ты княсь Никалаюшка,
Ты пройди по изобушки,
Пасматри на биседушку,
Да усе ль тваи гости,
Да усель тваи гости собраны.
Дарагова гостя нет тут,
Нет радительки матушки.
Узмалился княсь Никалаюшка
Братцу Сергеюшки.
«Ты радимый брат Сергеюшка,
Ты выйди на канюшный двор,
Забратай каня ворана,
Падъедь кА бажьой церкви,
Ударь 3 раза в колакал,
Узбуди родну матушку».
Но родная мать Богу молитца,
Богу молицца, сама у Христа просицца,
Ты радима, родная матушка,
Харашо-ль она суряжена,
Высоко-ль она посажена.


(прим. Все песни и приговоры приводятся в приблизительной транскрипции, с соблюдением только главнейших особенностей местного говора, в в иду трудности печатания в точной транскрипции; варианты песен указываются только из близких районов)

Песня эта довольно старая, ее находим уже у Разумихина в статье «Село Бобровка и окружный его околоток» (запись 50-х годов, Этнограф.сборник, вып I, c.224-85, СПБ. 1853). Ср. Шейн «Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края», т. I, ч.2 с. 395, 403. СПБ 1890.
Эту песню поют обычно жениху или невесте – сироте.
Удала, удала душа Авдотьюшка,
Поудалей за ней княсь Николаюшка,
Он патсек березу ф поли при пути,
Он скасил мяды в зеленых лугах,
Он сарвал ягаду в высаком бару,
Он спазнал Авдотьюшку в высаком тирему,
Ты раскинь биреза патсеченая,
Рассластись мяды ф поли скошенные,
Ты сазрей ягада в бару сорвана,
Ты расплачься Авдотьюшка просватанная.
***
На гары калинушка крушками,
Не гулять Колюшки з друшками.
Я Пайду калинушку приламаю,
Сама пойду з дефками пагуляю.

Эти же песни пелись и у невесты в этот вечер ее подругами из соседней деревни, кроме № 1, которая поется сироте (у жениха зимой умерла мать). Никакой вечеринки в этот вечер не было ни у жениха, ни у невесты.
В самый день венчанья, которое должно было быть после обедни в 12 час., часов в 8, начались приготовления. У хозяйки уже в печке стоял приготовленный обед. Стол накрыли чистой скатертью, поставили на стол хлеб и икону. Жених, одетый в новую сатиновую розовую рубаху, подарок невесты, сел за стол в передний угол и ждал приезда дяди, исполнявшего роль дружки (или тысяцкого).
По приезду тысяцкого началось благословение жениха. Тысяцкий первым вызывает благословлять отца: «Есть у нашего князя винображного отец и мать родные, поили, кормили, по рукам качали, в уста целовали, к уму разуму приучали, в обихонную снарядите, обряд приложите: бел чулок, сахьян сапох, кунню шубу, саболлю шапку, гарсувай пояс подпоясать, шелков плат под шею подвязать, теперь благословить на широкий двор выходить, в цистое поле выехать, в зеленые луга, подъехать ко Божьой церкив, в Божью церковь взойти, под злат венец встать, животворящий крест целовать, свою суженую спознать, а вашей милости низкий поклон отдать».
Затем вызывают тетку, заменяющую умершую мать, братьев, сестер, даже 4-летнюю сестренку. Благословляющий сидит на лавке в переднем углу и держит в руках хлеб и икону, жених становится перед ним на колени, кланяется в ноги, целует икону и благословляющего, при этом жениха не крестят ни иконой, ни хлебом. Поцеловавшись, жених встает, а благословляющий уступает свое место следующему лицу, вызванному дружкой, и передает ему хлеб с иконой. Несмотря на отрешение от «прихматьев» все-таки не могли обойтись здесь без традиционной выклички дружки, известной еще по записям 50-х годов XIX века 1) и по моим записям о старой свадьбе (см.ниже).
После того, как жениха благословили все родственники, дружка обращается ко высеем присутствующим: « Благословите все крещоные», те отвечают: «Бог басловить».
Перед выходом из избы присаживаются на лавки, молятся. Затем дружка и шафер (брат) берут жениха за руки и ведут садиться в тарантас, стоящий во дворе. Жених садится в тарантас с шафером, а тысяцкий, брат жениха и брат невесты в другую телегу. Характерно, что в данном случае жениха ведут в тарантас через скотный двор, в то время, как в обычное время при поездках садятся в тарантас, стоящий у крыльца, выходящего в проулок.
В это же время невесту собирают к венцу. На невесте было надето розовое платье, как у жениха рубаха, юбка в складку и кофта с широким, в роде матросского, воротником. Под венец невеста едет с распущенными волосами, перед благословение ее расчесывает девочка волосы, держа нож в руке, и приговаривает: «Отрежу косу», а присутствующие родственники жениха кричат: « не режь, сделаешь кургузую», дают девочке деньги и косоплетку. Невеста плачет во время расчесывания косы и благословения.
Пред посадкой в тарантас на голову ее накидывают развернутый шерстяной фабричный платок розового цвета


1) Этнографич. Сборн., т. 1, с. 254-65 (ст.Разумихина) и т V с. 39-63 (ст.Сокальского)

Таким образом, что два угла висят спереди, а другие два сзади; этим платком невеста закрыта до пояса. Едет под венец в тарантасе. Тарантас невесты отличается от повозок других поезжан так же, как и тарантас жениха; дуга украшена так называемой «дужницей», обернута разноцветными лоскутами ситца, а нее навязаны банты из ситца и бубенцы.
Во время венчанья в доме жениха приготовляют столы для встречи новобрачных. К обычному столу в правом переднем углу ставятся еще два стола вдоль длинной стороны избы. На столы избегают класть заранее ложки, это полагается только на поминках.
Жених ждет невесту в доме священника на погосте Благовещенском. Невеста, приехав под покрывалом, снимает его в доме священника и надевает тюлевую фату и венок из флер-д’оранжа. Отсюда священник ведет их венчаться в церковь, взяв за руки жениха, а жених невесту. Перед аналоем разостлан кусок холста, на который встают жених с невестой.
После венца в том же порядке «с крестом» священник отводит молодых в свой дом. Мать невесты кормит их яйцами и мясом.
Из церкви свадебный поезд едет к дому жениха другой дорогой, в данном случае через Шарки и Курилино. Приближается к деревне поезд с песнями и криками, у самых ворот дома поворачивают, и несколько раз с песнями и криками поезд быстро проносится по деревне.
Когда молодые выезжают в ворота двора, то их ждут у ворот собравшиеся певицы из деревни и встречают их песней.

4. Ох вы соколы, соколы,
Далеко ль вы летали.
Мы летали, летали
С горушки в горушку.
Что вы слыхали, видали.
Мы слышали, видали,
Серу утицу на мааре.
Чего ж вы ее не взяли,
Сизы крылышки оторвали.
Уж вы князики, бояры,
Далеко ль вы ездили,
А мы ездили, ездили,
С города на горад.
Что вы слышали, видали
Красну девицу в тереме.
Вы чево ж ее не взяли.
Мы взять не взяли.
Косу руссу росплели
На белым плечам росклали,
В три ручья розлили.
   

    Эта песня, с некотрыми отступлениями, приведена и у Разумихина.

    В это время отец и тетка выходят в сени к лесенке, идущей в сени из двора, с иконой и хлебом. Тарантас молодых въезжает с улицы через ворота во двор. Молодых полагается встретить во дворе, но отец протестует, т.к. там грязно. Когда молодые сходят с повозки и идут по двору, хор девушек и женщин поет: "На горе калинушка"... Перед встречей поднимались разговоры о том, что надо хлебом осыпать молодых, но решили, что это "пустяки", и отложили.

   Молодые входят в сени, тысяцкий, обращаясь к отцу жениха, кричит: "Посмотрите каво мы привезли", они кланяются в ноги, встают, целуют икону и благословляющих.

  Дружка ведет жениха за руку, а тот невесту и усаживает за стол. Посадив молодых, дружка кричит: "хороша ли молода". Толпа соседок, занявшая всю избу, сени и печь, кричти: "хороша". В ответ на это жених бросает связку баранок(1 фунт). Ребята и девушки бросаются за баранками и устраивают посреди избы свалку.

  Молодых ведут в чулан (кухня за перегородкой) и здесь кормят их. А в это время парни сажают в сенях на скамейку гостей-родственников невесты и качают их; за это получают несколько копеек с каждого. Затем опять молодые усаживаются в передний угол, и вслед за ними рассаживаются в сег гости. В переднем углу под образами сели жених с невестой, около жениха шафер и т.д. Отец жениха и тетка, заменяющая мать, не садились вовсе, т.к. заняты были уощением гостей. В большом количестве было домашнее пиво и самогонка, мутная, с слильным запахом, но слабая; пили ее стаканами. При каждом стакане гости кричали "горько", и молодые с каменными лицами вставали и целовались; пока не выпьет вино гость, крикнувший "горько", молодые стоят, не садятся; отец жениха приговаривал: "сегодня ваш день, над вами и уродують".

   Обед состоял из свинины, студня, щей и каши.

  Как только сели за стол, из толпы любопытных выделилась группа в 20 человек - женщины и девушки, и под руководством запевалы, молодой, веселой и живой женщины начали величать госей песнями.

  Первому пели жениху:

5. Перебор светел месяц,
    Он перебрал все дробны звезды,
    выбрал себе зяряночку,
    Хоть маленька, очень ясненька,
    Перебрал Николаюшка
    Перебрал красных девушек,
    Выбрал себе Авдотьюшку. 
    Хоть маленька, очень умненька,
    Хоть тоненька, развеселенька,
    Горницей идеть па-тихоньку,
    Чару береть по малёханьку,
    Кланяецца все низёшанька.

  Вариант этой песни ср. у Романова. "Белорусск.сборник" том VIII, с. 513.

6. Шелкова ленточка
    К стенке льнеть,
    Николай Авдотьюшку
    К сердцу жметь.
   Прижавши к сердечешку спрашиваеть:
   Хто тебе. Авдотьюшка милей,-
   -"Милей маво батюшки нет никаво.-
   - Неправда, Авдотьюшка, не речь говоришь.
  

 Повторение с начала вопроса;

 ответ:
   - Милей маей матушки нет ничаво.
   - "Неправда, Авдотьюшка, не речь гаваришь".

Повторение:

   -"Милей маво Никалаюшки нет никаво.
   Вот правда, авдотьюшка речь гаваришь,
   Твае сердце тешишь, мое веселишь".


   Во время пения 6-й песни запевала впереди хора кружится на месте, притоптывая и прихлопывая в ладоши. Моментами прерывает песни выкриками.

   После молодых величают отца невесты:

7. Знаешь ли, Васильюшка,
    Хто у тебя на дому,
    У тебя на дому три гостя гастять.
    1-й гость сам Исус Христос,
    2-й гость Никола свят,
    3-й гость Илья пророк.
    Сам Исус христос хлебА радил,
    Никола свят салады растил,
    Илья Прарок пивА варил,
    Пива варил, в бочки спарил,
    В бочки спарил, гостей потчева.

Отцу невесты, как самому богатому из всех гостей, поют:

8. Хто в нас богат,

   Хто в нас денежный,

   Да и богат Василей,

   Он богат да денежный.

   Да в денех в нево 3 закрама,

   1-й закрам – сторублевачки,

   2-й закрам – полтиннички,

   3-й закрам – грвеннички, рублевачки,

   Рублевачки подать платить,

  Палтиннички маладой жене,

  Гривеннички вас игриц дарить.

 

            Отец невесты кладет в стакан с пивом несколько се-

ребрянных монет. Запевала принимает стакан, выпивает пиво

и вынимает деньги. За то, что предыдущую песню много

заплатил, опять поют ему же:

 

9. Гордый барин Васильюшка,

    Гордая его боярыня Наталья

                                  Тимофеевна,

   Ничево не взлюбила

   Ни пива пьянава, ни вина

                                 зеленава,

   Только анна взлюбила у Ва-

                        сильюшки

    На руке спать, на ручке на

                        правенькой,  

                На сердечке на здравенькам.

 

         Эта песня представляет испорченный уже вариант записи

50-х годов.

            После этой песни, когда свинина подошла к концу,

дружко вызывает хозяйку: «Матушка родная, встань ка на

лыжи, подвинься поближе, налей ка нам щей». Дружко

обращается к матери по традиции, хотя матери нет в живых.

Во время еды щей хор оптяь величает молодых:

 

10. Ва бару сОсна зеленая,

      У Коли жОна, жОна маладая

      Горница новая (2),

      Жоначка, жанОчка.

      Сокол мой ясная (2)

      Маладец прекрасный (2),

                  Што от меня ходишь,

                  По 3 дня гуляешь (2)

                  Дома не бываешь,

                  На постелю ляжешь,

                  Ничево не скажешь.

 

            11. Винаграт растеть (2),

                  А ягада поспеваеть

                  Ай да, ай да паспеваеть.

                  Винаграт Никалаюшка,

                  Ягада Авдотьюшка.

                  На них люди дивовались (2)

                  Што хараши, пригажи ураждались (2)

                  Не дивуйтеся люди (2)

                  Сами так удайтесь,

                  Сами урадитесь.

            За величанье молодых расплачивается дружка:   «Пи-

вицы, игрицы, малое примите, за большим не гонитесь»,    и

опускает  серебряную  монету  в  стакан  с пивом.    Запевала

выпивает пиво и вынимает деньги.

            Когда гости  поели  щей,  дружка  кричит:   «Батюшка

родимый, гости ни пьють, ни едять, перемены ждуть». Вслед

за   этим   выкриком   дружки   хозяйка   подает  кашу.  В  это

время отец жениха с железным ковшом  и  стаканом  обходит

всех певиц и угощает их пивом.

            Поется  ряд  песен  по  заказу  гостей. Каждый заказав-

ший  песню отдаривает певицам за нее деньгами. В этом слу-

чае,  если    гость   одарит   щедро,   то   ему  в  благодарность

споют еще песню. Например:

12. А спасибо тебе Дими-                Наперед дары зашли.

                      триюшка,                     Все дары немалые,

     За тваи за падарачки,                  Сто рублей с палтиною,

     Мы не успели песен спеть,        С залатою гривною.

 

            Вариант этой песни известен в записях Разумихина.

            В благодарность за хорошую плату за песни поют:

13. Наливай чару, наливай,         14. У нас чары залатыи,

      Падниси каму весела.                   Пивовары маладые,

      Каму, душа падносишь,                Пива сытчастые, раздым-

      Каму кланяешься,                                                       чатые.

     Паднашу я другу миламу,              На улице трава расти-

     Другу миламу, хорошему.                                          лаецца,    

     Уж ты умный сын, разум-            Наши буйные головки при-

                                 ный сын,                                     клоняются.

     Вот ты выпей, ты выкушай.          Благодарим тебя, Нико-

     Пра мае ли про здоровье                           лаюшка Иванович.

     Пра Кириловьское.

            Если же гость  скупо  уплатит  за  песню,  то  певицы

вслух замечают друг другу, что мало дали за эту песню,

а иногда и намекают на уплату:

15. Раздарись, Васильюшка,          Все казна немалая,

      Раздарись Ефимавич,                100 рублей с палтинаю

      Пад табой сундук стаить,        С залатою гривнаю.

      В сундуке казна ляжить,


Продолжение см часть 2






Эта статья взята с сайта Ржев. Городской интернет-портал Ржев. .
http://rzev.ru

URL этой статьи:
http://rzev.ru/modules/myarticles/article.php?storyid=39