Rambler's Top100
Ржев - великий город


Старообрядчество в Ржеве
Тема: Старообрядчество в Ржеве Дата:  21.9.05

Данная публикация открывает цикл статей о Ржевском старообрядчестве написанных редактором издательства "Маргаритъ"  В.Волковом и предназначенных для публикации в "Ржевской энциклопедии" готовящейся к изданию Ржевским клубом книголюбов. Матералы были любезно представлены автором и заказчиком для публикации на нашем сайте. Публикацию на сайте и адаптацию текста осуществил В.Красовский

Старообрядчество в Ржеве

Старообрядчество - об­щее название части русского православного духовенства и мирян, сохраня­ющих церковные установления и традиции древнерусской  православной церкви и отказавшихся при­соединиться к реформе, предпринятой в XVII в. патриархом Никоном. Синонимом старообрядчества выступает староверие, а синонимом древнерусской православной церкви – древлеправославная церковь. Иногда встречаемый термин «раскольники» - неприемлем, так как исторически не оправдан, и носит даже не обвинительный, а, скорее, ругательный характер.

В Тверском крае, как и в других регионах Российского государства, проведение вероломных церковных реформ натолкнулось на широкий народный протест. На защиту церковного Предания поднялась монастырская братия (Нило-Столобенская обитель на  Селигере и Ракова Пустынь под Зубцовом; преп. отцы Иов Льговский и Корнилий Выговский), купеческие центры и стрелецкие гарнизоны  (Тверь,  Ржев, Торжок, Вышний Волочек). Для подавления непокорных власти избирают путь жестоких репрессий. В 1685 году выходят печально знаменитые «12 статей царевны Софьи», по которым предписывается христиан, не желающих «добровольно» переходить в «нововерие», предав пыткам, затем сжигать в деревянных срубах. По всей стране запылали костры, началось физическое истребление русских православных людей. Приверженцы старины противопоставили этому переселение на окраины и за рубежи российского государства, а те, кто оставались на местах, создавали спаянные церковные общины (первое время – тайные).

В 1682 г., после подавления в Москве стрелецкого восстания, правительство царевны Софьи расквартировывает в Ржеве стрелецкий полк. Гарнизон стрельцов, а также наличие относительно независимого торгового люда в здешних краях способствовали формированию в Ржеве оплота защиты правоверия – первых старообрядческих общин. О том, что Ржев уже в те годы становится старообрядческим центром, говорит запись, сделанная в 1696 г. на полях Служебника, изданного еще в дореформенный период, о том, что в Ржев некоему о. Моисею из Москвы тайно передается Святое Миро дониконовского освящения (освященное при патриархе Иосифе) (хранится в РГАДА, Москва).

В начале XVIII в. (1721 г.) старообрядцы Ржева числом и активностью уже привлекают внимание Синода, который своим распоряжением принимает решение о посылке в город своих миссионеров. Однако назначенная «экспедиция» не состоялась, так как для нее не смогли найти «надежных людей».  В 1730-40-е гг. ржевские старообрядцы помогают в переправе на Ветку (в Польшу) старообрядческих семей, подвергшихся преследованиям за старую веру.  Ржевские начетчики (среди них Андрей Свешников и купец Кудряев) активно проповедуют Старую Веру. Синодальные чиновники во главе с архиепископом Митрофаном пытаются сему препятствовать, но проповедникам оказывает широкую поддержку местное население, а чиновники – старообрядцы помогают избежать арестов. Городские власти часто и сами тайно на стороне гонимых. Бургомистр Константинов вопреки требованиям Тверской консистории препятствует поимке старообрядческих начетчиков, а так же освобождает из-под стражи старообрядку, пойманную «с поличным» (она тайно провозила освященные старообрядческим духовенством Святые Дары).

В начале 1832 г. делегаты от ржевского старообрядчества участвуют во Всероссийском Соборе на Рогожском кладбище в Москве, на котором принимается решение обратиться на Восток  для разыскания епископа  и устройства архиерейской кафедры за рубежом России. В эти же годы в центре города трудами и пожертвованиями старообрядцев строится моленная. При ней раскинут огород в несколько десятин земли под овощи «бродягам». На кладбище при моленной организована богадельня. В документах упоминаются имена Ржевских старообрядческих священников о. Федора Васильевича Соловьева и о. Василия Смирнова.

В 1835 г. в городе работает следственная комиссия по расследованию масштабов «раскола». Секретарь следственной комиссии – граф В.А. Соллогуб, в будущем известный писатель. Деятельность комиссии носит казуистический характер, но за ее выводами следуют отнюдь не шуточные репрессии в отношении старообрядцев. В следующем году арестован священник о. Федор Соловьев.

В 1844 году по официальным данным, представленным Тверскому губернатору, в городе Ржеве и уезде численность старообрядцев (приемлющих священство) мужского пола – 3177 человек, женского пола – 3826 человек. (Но это только «записные» старообрядцы!). В  1854 г. в Ржеве и уезде проживает старообрядцев 6529 человек, из них 950 человек представляет купечество, 5466 – относятся к мещанам и ямщикам, только 113 – к помещичьим крестьянам.

Закладка храма В самом начале 1857 года. упокоился о. Василия Смирнов. Воспользовавшись отсутствием пастыря, по инициативе известного священника синодальной церкви о. Матвея Константиновского городской голова Е.В. Берсенев (из старообрядцев, незадолго до этого примкнувший к единоверию) в феврале 1857 г. учиняют попытку насильственным образом отобрать у старообрядцев моленную для переустройства ее под единоверческую церковь. Узнав об этом, более сотни старообрядцев: мужчин, женщин, стариков - заняли помещение моленной, стремясь таким образом отстоять ее. В ответ на сопротивление старообрядцев стянуты полицейские и пожарные силы. Из Старицы вызван армейский  полк. Люди не вступают в драку, но и не покидают помещение моленной. В итоге двухдневного противостояния моленная все же отнята, а над «зачинщиками» учинена строгая расправа.

Вскоре во Ржеве организуется новая старообрядческая моленная. В этой моленной служит священник о. Яков Исаевич Сурнин, избранный на место почившего о. Василия Смирнова. И снова по инициативе городского головы, того же Е.В.Берсенева, предпринимаются настойчивые попытки отправить о. Якова Сурнина в ссылку. От незаконных репрессий его спасает личное вмешательство М.Е. Салтыкова-Щедрина, в то время – вице-губернатора Тверской губернии.

В 1870-80-гг. среди священников, служащих в старообрядческих моленных Ржева, известны: о. Артемон Иванов (выходец из крестьян Писковской волости Сычевского уезда Смоленской губернии), о. Иван Елкин (выходец из ржевских мещан), о. Петр, о. Яков Исаев и др. По официальным данным число старообряцев: в Тверской губернии – 19900 человек, в Ржеве – 11683 человека, в Ржевском уезде – 593 человека. По данным, приведенным в Памятной книжке и адрес-календаре Тверской губернии на 1895 год  в Ржеве с населением ок.Старая фотография покровского храма 40000 человек – не менее половины старообрядцев.

Не смотря на количественное превосходство в городе храмов господствующей церкви, духовным стержнем жизни большинства горожан были церковные общины при старообрядческих моленных, каковых к началу ХХ в. было несколько.

Истинный же расцвет общественно-церковной жизни ржевского старообрядчества произошел после 1905 г., когда России были дарованы основы веротерпимости (по Высочайшему Указу от 17 апреля 1905 г). В это время в Ржеве воздвигаются: 1908 Троицкий храм,  в 1910 г. – Покровский храм.

Налаживается общественно-церковный уклад. В городе бывают торжественные молебны, с крестными ходами. Среди священнослужителей трудятся иереи о. Иоанн Иголкин, о. Игнатий Червяков, о. Григорий Червяков, диакон Симеон Савельев. В городе содержатся богадельня, школа (позже – начальное училище).

В город приезжают и выступают знаменитые старообрядческие хоры – Морозовский под управлением П.Я. Цветкова и хор под управлением Я.А. Богатенкова. Они не только участвуют в богослужениях, но и выступают перед городским обществом с культурно-просветительными программами. Ширится интерес к жизни церкви, растет число подписчиков старообрядческих журналов «Церковь», «Старообрядческая мысль», «Старообрядцы». Дети старообрядцев начинают учиться в университетах.

Троицкий храмСобытия 1917 г. сильно повлияли на церковный быт старообрядцев. Почти никому из священно и церковнослужителей не удалось избежать репрессий со стороны большевистской власти. В  1919 г. были арестованы о. Игнатий Червяков с семьей, причетниками и активными прихожанами.                                                                                                                                                             

В мае 1920 г. в город Ржев настоятелем Покровского храма направляется священноиерей о. Андрей Попов. В 1923 г. в Покровском храме начинает служить диакон Иоанн Лоскутов.

23-24 августа 1920 г. в Ржеве при Покровском храме проходит епархиальный съезд Петроградско-Тверской епархии, на котором присутствует 40 делегатов от приходов. Председательствует епископ Геронтий (Лакомкин). Обсуждались вопросы жизнеобеспечения приходов, организации воскресных школ, организации Российской митрополии и др. Годом позже прихожане Покровского храма выступили с инициативой проведения в Ржеве в 1922 году Освященного (всецерковного) Собора, который, по причине голода, эпидемий и затруднений передвижения по Иерей Иоан Иголкин с семьейстране, вынуждены были отложить. В эти годы общественно-церковная жизнь, в основном, концентрируется вокруг  общины Покровского храма. В апреле 1929 органы НКВД арестовывают о. Андрея, диакона Иоанна, регента хора В.Я. Цыбину, некоторых других членов Церковного Совета. Репрессий не избежали и члены причта других храмов. Большевики снимают и увозят колокола.

В период немецко-фашистской оккупации Покровский храм - единственный в городе, где в это время совершаются богослужения. О. Андрей неоднократно укрывает у себя в доме людей, которым угрожает опасность со стороны фашистов. 12 сентября 1942 г. о. Андрей принимает смерть от пули немецкого солдата.

Накануне своего ухода из города немецкие войска запирают всех  оставшихся в живых жителей города (ок 250 чел.) с диаконом Феодотом Тихомировым в заминированном Покровском храме. Однако промыслом Божиим взрыв не состоялся, и ранним утром 3 марта 1943 г. отряд разведчиков Красной Армией благополучно освобождает всех запертых в храме ржевитян.

После войны Покровский храм по-прежнему единственный в городе (до 1985 г.), где совершаются богослужения и не умолкает молитва Богу. В послевоенное время в храме служат священники: о. Иоанн Прозоров (1944-50 гг.), [фото-1] о. Иоанн Лоскутов (1950-1958 гг.), о. Александр Морозов (1958-1960 гг.); о. Лазарь Турченков (1960-1983 гг.); о. Лука Абрамкин (1983-1989, с 1987 г. – священноинок Лукиян). С 1964 г. по 1989 гг. приходится почти 25-летнее служение диакона Александра Свистунова, с 1987 по 1989 – диакона Евгения Чунина, с 1989 по 1992 г. – диакона Сергия Лисуренко. С 1989 по настоящее время настоятелем храма является священноиерей о. Евгений Чунин (с 2004 г. – протоиерей). Диаконом в храме с 2000 г. состоит Иоанн Чунин.                                                   

Литература:

Из истории борьбы царизма со старообрядчеством в Ржевском крае (Матвей Константиновский; Описание несправедливости: Об отнятии Ржевского старообрядческого молитвенного дома) // Ржевский край: Сборник Ржевского общества краеведения. Вып. №1. Ржев, 1926.С.84-97 (Частично перепечатано под названием: Об отнятии Ржевского старообрядческого молитвенного дома: Воспоминания старообрядца Долгополова  // Ржевские новости. 1998. 6 февр. (№6); 13 февр. (№7); 20 февр. (№8); 27 февр. (№9).; Ж-л «Церковь»:1908. №20. С.720-721; 1910. №16. С.419-420; Ржевская старообрядческая община // Старообрядческий церковный календарь на 1948 год. М., б.г. С.68-73; Гакина А.А. Покровский храм и его настоятель: [Воспоминания] // Ржевская правда. 1998. 16 июня (№68); 23 июня (№71); 25 июня (№73); 7 июля (№77); 9 июля (№78) (Также опубл. в сб-ке: Духовные ответы. №10. М.1998. С.61-82); Старообрядческая церковь: будни оккупации: Из воспоминаний М.А. Тихомировой // Ржевская правда. 2000.16 мая (№39); Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. М., 1995. 528 с.; История Ржева: Очерки по истории ржевской земли. Ржев, 2000; Карцов В.Г. Социальные основы и реакционная роль старообрядчества в антифеодальном движении народных масс (По материалам Тверской губернии первой половины XIX века) // Из прошлого и настоящего Калининской области: Ист.-краеведч. сб-к. – М.,1965. С.86-124; Кондратьев О.А, Рыбкин В.В. Ржев в прошлом и настоящем. Тверь, 1993; Кондратьев О. «Бережно храним веру…» // Тверская жизнь.1994. 14 мая (№86).С.4; Кондратьев О.А. Дорогой протопопа Аввакума: Из истории Ржевского  старообрядчества // Русская провинция.1996. №2(18). С.91-95; Кутузов Б.П. Церковная «реформа» XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. М., 2003; Ленчиненко М.В. Повесть о купце Григории в Ржевской Территориальной старообрядческой коллекции старопечатных изданий и рукописей // Рукописи. Редкие издания. Архивы: Из фондов Отдела редких книг и рукописей. М., 2004. С.201-270. Мандрик И. Верящие в старое. // Вече Твери. 2000. 25 мая (№94). С.5; Мельников Ф.Е.  Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999; Соловьев С.М. История России с древнейших времен: Т. 21 // Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. XI. История России с древнейших времен: Тт.21-22. М., 1993.С.248; Том 23 // Там же. Книга ХII. Тт.23-24. М.,1993.C.31-32; Старообрядчество: Лица, события, предметы и символы: Опыт энциклопедического словаря. М., 1996; Шахов М.О. Раскол. Старообрядчество // Русская философия: Словарь. М., 1995.С.412-413; 481-484.






Эта статья взята с сайта Ржев. Городской интернет-портал Ржев. .
http://rzev.ru

URL этой статьи:
http://rzev.ru/modules/myarticles/article.php?storyid=13